Перейти к основному содержанию

Дело профессора Шешеля уже вошло в историю

В августе 2011 года исполнилось восемь с половиной лет содержания лидера Сербской радикальной партии В.Шешеля в тюрьме Международного трибунала по бывшей Югославии без вынесения приговора... Дело Воислава Шешеля, даже если МТБЮ удастся сорвать его защиту, уже вошло в историю. Профессор Шешель показал, что сопротивление одного человека не просто возможно - оно может быть успешным и Гаагский трибунал можно победить...

В августе 2011 года исполнилось восемь с половиной лет содержания лидера Сербской радикальной партии В.Шешеля в тюрьме Международного трибунала по бывшей Югославии без вынесения приговора… Это беспрецедентный случай. Ни один обвиняемый МТБЮ не подвергался столь откровенному, вызывающему нарушению права на оперативное рассмотрение дела. И на то есть причины. До сих пор ни один обвиняемый не наносил Гаагскому трибуналу таких ударов, какие нанёс ему В.Шешель. Временами ставя на карту свою жизнь (как, например, во время 30-дневной голодовки, добиваясь, чтобы трибунал уважал его право защищаться лично, а не через навязанного ему адвоката), профессор В.Шешель все эти годы методично не только представлял доказательства своей невиновности, но и показывал кухню фабрикации «доказательств» со стороны прокуратуры МТБЮ. В частности, он добился того, чтобы началось расследование попыток прокуратуры заставить несколько десятков свидетелей дать против него ложные показания. Эти свидетели уже дали свои показания и в судах Сербии, и в самом МТБЮ. Расследование пытались оттянуть как можно дальше, перенести его на время окончания процесса, но обвинения были столь убедительны и представлены столь большим числом свидетелей, что трибунал зашатался! Они были вынуждены начать расследование! Другое дело – как они его проведут.

За все эти годы трибунал смог обеспечить только представление Обвинительной части процесса. Она завершилась весной этого года. Хотя на самом деле последние два года судебных заседаний практически не было. Согласно правилам судебного процесса в МТБЮ, после завершения Обвинительной части процесса должна следовать стадия Защитной части, где обвиняемый имеет возможность представить своих свидетелей и опровергнуть показания свидетелей обвинения. Однако трибунал нашёл способ сорвать проведение Защитной части, отказавшись финансировать защиту В.Шешеля. Это также вопиющее нарушение и беспрецедентный за всю историю деятельности МТБЮ случай. Никогда ранее ничего подобного не было. Ничего удивительного, что возложить вину за срыв Защитной части процесса сейчас пытаются на самого В.Шешеля. Дескать, обвиняемый не предоставил убедительных доказательств того, что у него нет денег на оплату своей защиты! Во-первых, обратим внимание на выдающуюся философию этого требования, ведь доказать отсутствие чего-либо невозможно. А вот доказать наличие – вполне. Этим бы и заняться трибуналу. Но нет. Всё не так в нидерландском королевстве! Прежде всего, что в нарушение основополагающих принципов права трибунал возложил бремя доказательства отсутствия необходимых средств на обвиняемого. Так называемые «Директивы назначения адвоката» (которые, кстати, принимаются Секретарём трибунала самолично и без какого-либо утверждения со стороны суда или СБ ООН) устанавливают, что отсутствие средств оплаты адвоката должен доказывать сам обвиняемый. Это находится в прямом противоречии с принципом презумпции невиновности. Согласно этому универсальному принципу обвиняемый не обязан доказывать отсутствие средств, напротив, именно трибунал должен доказать наличие таких средств.

Проблема состоит в том, что расходы по защите в МТБЮ столь огромны, что обвиняемые из стран бывшей Югославии находятся под угрозой лишения средств существования их семей. Фактически эта система финансового разорения любого обвиняемого. Процессы длятся годами. Расследования должны проводиться в различных государствах, которые совсем не желают сотрудничать не то что с адвокатами, но иногда и с самим трибуналом. Свидетели должны приезжать в Гаагу и находиться там порой по нескольку недель каждый. Всё это огромные деньги, которых у обвиняемых МТБЮ нет. Кстати, в своё время пришлось тихо забыть о «миллионах» С.Милошевича, якобы спрятанных в западных банках. Взять бы Гаагскому трибуналу, да и арестовать эти счета и пустить их на оплату его адвокатов! Но нет, платил трибунал юридическим советникам С.Милошевича, оплачивал их авиаперелёты из Белграда в Гаагу. А значит, хотя молчаливо и стыдливо, но всё-таки признал, что этих мифических счетов не было! Было принято решение финансировать защиту С.Милошевича. Хотели выглядеть «цивилизованно». В деле В.Шешеля всё иначе. Похоже, что здесь не стремятся даже к внешней цивилизованности. В начале 2011 года судебная палата приняла решение о частичном финансировании защиты В.Шешеля в размере 50% от обычного финансирования других обвиняемых. Это решение является пародией на правосудие, ибо оно не учитывает, что защита любого обвиняемого должна обеспечиваться с первого дня его ареста, то есть для дела В.Шешеля – все последние восемь с половиной лет. Однако Секретарь опять упёрся – дескать, судьи превысили свои полномочия, поскольку только он один решает вопрос о том, есть деньги у обвиняемого или нет.
Конечно же, судебная палата просто изображает борьбу с «непокорным» Секретарём, который никак не желает выполнить распоряжения судей. На самом деле реальная позиция суда хорошо видна из того совета, который он дал В.Шешелю. Заявив, что на сайте В.Шешеля размещены видеозаписи конференций Сербской радикальной партии, собирающие десятки тысяч его сторонников, судьи порекомендовали, чтобы его защиту финансировали члены его партии, которые могли бы «сброситься по 1-2 евро». А вот ещё один совет - взять кредит в банке для оплаты своей защиты или продать свой дом.

Не правда ли, весьма достойное поведение для международного суда? Если бы трибунал действительно желал решить вопрос о проведении защиты В.Шешеля, он бы нашёл способ заставить Секретаря выполнять свои обязанности должным образом либо поставить вопрос о его замене. На самом деле в отношении В.Шешеля все в МТБЮ преследуют одну цель - сорвать Защитную часть процесса.

Гаагский трибунал имеет прямую заинтересованность в срыве защиты В.Шешеля, ибо в случае её проведения станет ясно, что значительное число лиц из состава трибунала должны будут сами сесть на скамью подсудимых. Нечего и спрашивать, сможет ли трибунал обеспечить профессору В.Шешелю справедливый суд, ответ очевиден. В связи с этим необходимо принять решение о прекращении дела В.Шешеля в МТБЮ и его немедленном освобождении.

Дело Воислава Шешеля, даже если МТБЮ удастся сорвать его защиту, уже вошло в историю. Профессор Шешель показал, что сопротивление одного человека не просто возможно - оно может быть успешным и Гаагский трибунал можно победить… Отказ финансировать защиту В.Шешеля – это невольное признание МТБЮ и его хозяев в том, что они проиграли.
 

Оцените статью
0.0