Российско-северокорейское сближение и цели Запада в отношении КНДР

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Мир пытается осмыслить новый прорыв в отношениях между Москвой и Пхеньяном, сопровождаемый заметной активизацией сотрудничества по всем линиям. Импульс процессу дал саммит руководителей двух стран 24 августа 2011 г.

Итоги встречи в Улан-Удэ показали, что в центре внимания обоих руководителей - поиск путей урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова, и здесь был достигнут серьёзный прогресс. Ким Чен Ир лично подтвердил, что КНДР не только готова вернуться в шестисторонние переговоры, но и стремится к тому, чтобы они начались как можно скорее и без предварительных условий.

Другим «прорывным» результатом саммита стало решение лидеров двух стран форсировать строительство газопровода из России в Южную Корею через КНДР.

Реакция некоторых партнёров Москвы и Пхеньяна по «шестёрке» на сближение России и КНДР оказалась довольно неожиданной. Из большого пакета двусторонних договорённостей, достигнутых Москвой и Пхеньяном в последнее время, они, похоже, заметили только одно – соглашение о проведении в 2012 г. учения ВМС двух стран по спасению потерпевших бедствие на море, подписанное в августе с.г.  во время визита в КНДР военной делегации во главе с командующим Восточным военным округом адмиралом Константином Сиденко.

То, что главная цель, провозглашённая 5-ю участниками шестисторонних переговоров в Пекине, после того как Пхеньян вышёл из этих переговоров в апреле 2009 г., – вернуть КНДР в переговорный процесс, – усилиями российской дипломатии (а также на предшествующих этапах - китайской) достигнута и теперь слово за Вашингтоном, Сеулом и Токио, в этих столицах предпочли не заметить.

Зато государственный департамент США выразил озабоченность развитием контактов РФ и КНДР в оборонной сфере, подчеркнув, что «любое сближение с Северной Кореей не должно ослаблять чёткий сигнал обеспокоенности международного сообщества военными программами Севера и необходимости для Пхеньяна вернуться в шестисторонние переговоры».

Политические комментаторы пошли дальше – стали интерпретировать готовность Москвы впервые в истории современной России провести совместные военные манёвры с КНДР как шаг, способный привести к новой «холодной войне» в Северо-Восточной Азии, как попытку нейтрализовать «влияние США, Южной Кореи и Японии на Корейском полуострове».

В отношении же КНДР и самой «шестёрки» в этих комментариях продолжают выдвигаться старые, многократно отвергнутые Пхеньяном требования выполнить предварительные условия с тем, чтобы подтвердить серьёзность намерений вступить в  переговоры. И на состоявшихся 21 сентября 2011 г. межмидовских  консультациях Севера и Юга  Кореи в Пекине  представители РК вновь выступили со старых,  несостоятельных  позиций, настаивая на предварительных условиях. Не удивительно, что это не приблизило начало возобновления шестисторонних  переговоров.

Западные аналитики умудряются не замечать, с одной стороны,  того, что планируемые единичные, малоформатные учения ВМС РФ и КНДР будут посвящены спасению терпящих бедствие на море и будут проводиться без  применения вооружений, то есть речь идёт о  гуманитарной операции. С другой стороны,  за рамками их внимания остаются регулярные крупномасштабные американо-южнокорейские военные манёвры, которые проводятся практически в режиме «нон-стоп», часто в непосредственной близости от границ КНДР, с привлечением десятков, а то и сотен тысяч военнослужащих и массированным использованием боевого оружия, включая артиллерию и ракеты. Весьма сложно понять логику, по которой в первом случае локальное учение кораблей России и КНДР с не боевыми  задачами подрывает стабильность на Корейском полуострове, а во втором – многократно превосходящие их по масштабу и частоте военные игрища вооружённых сил США и РК, ставшие в прошлом году  одной из главных  причин прямых боестолкновений Севера и Юга, региональную безопасность укрепляют.

Ещё больше удивляет то, что среди определённых влиятельных кругов Японии, РК даже планы  активизировать строительство газопровода, о которых говорилось на саммите в Улан-Удэ,  были восприняты с  неудовольствием. Как ни странно, но данный проект, воплощающий идею многостороннего экономического сотрудничества, некоторыми был отнесён к категории, осложняющих перспективы регионального сотрудничества.

Анализ такой реакции Запада на безусловно позитивные с точки зрения поиска путей урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова, результаты встречи Д. Медведева и Ким Чен Ира в Улан-Удэ заставляет задуматься: а какие же цели в отношении КНДР преследует Запад на самом деле? Давно  существует аксиома: если задачей является обеспечение нераспространения оружия массового поражения, необходимо всеми возможными средствами вовлекать «проблемные» государства в процесс сотрудничества, поощрять и поддерживать переговорные механизмы. Если же цель заключается в смене режима в данном государстве, то тогда, конечно, нужны не переговоры и политика вовлечения (engagement), а, напротив, – курс на усиление давления, изоляцию и «удушение» оппонента.

Реакция Запада на недвусмысленный сигнал из Улан-Удэ перезапустить «шестёрку» показывает, что декларированная приверженность скорейшему возобновлению шестисторонних переговоров остаётся риторикой, а на деле Запад по-прежнему держится «скрытой повестки» - свержения власти в КНДР. А раз задача стоит так, всё, что может Северную Корею укрепить, в том числе вовлечение её в переговоры и многосторонние экономические проекты, только мешает.

Как долго этот подход, выстроенный на нереалистичных ожиданиях  крушения Северной Кореи и беспредметных надеждах на её внутреннюю неустойчивость, будет сохраняться, покажет время. Думаем – уже ближайшее время. Во всяком случае, объём и острота критики в адрес правительств США, РК со стороны экспертов и общественности этих стран, убедившихся в абсолютной бесплодности и опасности  такого подхода, постоянно нарастает.

Россия, как и Китай, подтвердила, что политику изоляции КНДР она не поддерживает, что она против расширительного толкования и применения санкций СБ ООН, направленных на ограничение военных, прежде всего ракетно-ядерных, программ северян.  В России считают, что ограничения не должны затрагивать гражданский сектор экономики. Исходя из этого, а также своих национальных интересов, связанных с развитием регионального сотрудничества в Восточной Азии, Москва решительно развернулась лицом к своему соседу к югу от реки  Туманган…
_____________

Александр ВОРОНЦОВ - заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН.