Перейти к основному содержанию

Шимон Перес в Ялте

Иногда мы становимся очевидцами событий, указывающих вектор будущих изменений в мировой политике. Случай, имевший место 16 сентября в Ливадийском дворце Ялты – речь президента Израиля Шимона Переса, который открыл 8-ю Ялтинскую ежегодную встречу «Украина и мир: общие вызовы, общее будущее», организованную Ялтинской европейской стратегией (YES) в партнерстве с Фондом Виктора Пинчука, был, возможно, именно таким событием...

Иногда мы становимся очевидцами событий, указывающих вектор будущих изменений в мировой политике. Случай, имевший место 16 сентября в Ливадийском дворце Ялты – речь президента Израиля Шимона Переса, который открыл 8-ю Ялтинскую ежегодную встречу «Украина и мир: общие вызовы, общее будущее», организованную Ялтинской европейской стратегией (YES) в партнерстве с Фондом Виктора Пинчука, (1) был, возможно, именно таким событием…

Бывшего премьер-министра и президента Израиля представили как «самого мудрого тигра на мировой арене». На арене он действительно давно – как-никак 65 лет в политике. Таких людей, которые влияют на важнейшие события в мире, немного. Перес, Бжезинский, Киссинджер… Люди-симптомы. В их речах можно порой узнать о своем будущем – или, точнее, о том будущем, которое они хотят и пытаются нам навязать.  

Итак, послушаем Шимона Переса.

«…Все ставят вопросы о восстании в Египте, Тунисе, но посмотрите на свои собственные страны, на свой собственный дом – да у вас в семьях происходят восстания каждый день. Ваши юные дети не хотят следовать за вами, вашим советам, <…> они говорят:  "…вы нас оставили. Наш мир полон ран, дискриминации, войн, а мы хотим строить наше собственное будущее, это наше право. Мы ваши предложения не принимаем"».

 «…Что касается демократии. Они (молодые люди. – А.Д.) говорят: если я молод <…>, то я хочу идти своим собственным путем. Я не хочу быть связанным с прошлым, со старыми людьми. Молодые люди – индивидуалисты, им не нужно правительство – у них есть iPhone.  Правительство в кармане, вся информация, которую они хотят сегодня получить, лежит в кармане. Они могут связаться с любым человеком, они не хотят, чтобы в это вмешивались их родители».

 «…Когда вы живете в бедной стране и когда вы не пользуетесь фейсбуком и Интернетом, и понимаете, что весь мир беден, то это нормально. Но когда молодые люди имеют эти средства коммуникации и  видят, что в каких-то странах есть свобода, а в каких-то ее нет, то они тоже начинают задавать вопросы. <...> Они не хотят слушать истории про прошлое. Они считают, что эти уроки никому не нужны».

 «Когда он (ребенок. – А.Д.) рождается, он начинает бороться за существование, прежде всего со своими родителями. Первая война, которую ведёт ребенок, – война со своими родителями» (подчеркнуто мною – А.Д.).

Оставим вопрос о том, откуда Шимон Перес взял то, что он приписывает «молодежи», рисуя её толпой Иванов, не помнящих родства. Важно, что он бьёт в такую точку, как национальная память. Многие хотят, чтобы народ Украины забыл о той стране, в которой этот народ когда-то жил – с ядерной бомбой, космическими кораблями, бесплатным образованием и медициной, с детскими молочными кухнями, стипендиями студентам, стране без СПИДа, без нищих и бездомных детей на улице, без стариков роющихся на свалках…  Требуют забыть, потому что память постоянно задет вопрос – куда же шли все эти 20 лет?  

Остановимся на другом вопросе: почему в связке постоянно идут рука об руку, и не только у Переса, «требования молодёжью демократических перемен» и «киберпространство»? Наверное, потому, что опыт использования электронных средств коммуникации как орудия политического переворота не нов.  Эти средства успешно применялись ещё для отстранения от власти президента Филиппин Джозефа Эхерсито в 2001 году, премьер-министра Испании Хосе Марии Аснара в 2004 году. Позднее  организации давления на власть происходила уже с использованием таких возможностей социальных сетей, как демонстрация видеосюжетов, снятых мобильными телефонами. Размытие кадры горящих автомобильных покрышек, люди в масках, два пальца вверх и массовка крупным планом,  чтобы за многотысячный митинг можно было выдать и группу в 15 человек – все это должно подтверждать необратимость процесса «демократизации» в стране, где проводится революция. И все это демонстрируется мировыми СМИ со ссылками на Twitter и YouTube как источники самой «правдивой» информации. Такая схема подачи информации повсеместно используется для моральной поддержки «народного гнева».

По такой схеме формировалось общественное мнение и оказывалось давление на руководство Ирана во время выборов 2009 года, в Таиланде в 2010 году. Активно использовались «твитерные» технологии в Молдове во время выборов 2009 года. Специально под выборы международными организациями были оплачены высокоскоростные линии Интернет и необходимое количество iPhone-ов, вероятно, как раз для той самой молодежи, «которая не хочет знать прошлое и имеет свое мнение относительно будущего».

Напомним ещё одну историю. В октябре 2007 года было подписано соглашение с правительством Ливии, в соответствии с которым каждый ливийский школьник получал по бюджетному ноутбуку. Сделка стоимостью в 250 млн. долл. включала поставку 1,2 миллиона портативных компьютеров и нескольких тысяч серверов (по одному на каждую школу). В Ливию прибыла команда специалистов для сопровождения и поддержки техники. Кроме того, на территории страны появился доступ в Интернет по спутнику, что помогло в организации беспорядков в стране в начале 2011 года.

Компьютеры были поставлены в рамках программы ООН One Laptop Per Child – «компьютер каждому ребенку». С февраля 2006 года OLPC возглавляет Николас Негропонте. Ранее, в 1985 году, он основал и возглавил Media Labs в Массачусетском технологическом институте. В 1995 году сформулировал концепцию Электронной экономики. С 2005 года – инициатор и лидер образовательного проекта «2b1». Здесь обнаруживаются удивительные родственные связи.

Его родной брат - Джон Негропонте – один из наиболее квалифицированных «бойцов невидимого фронта». В 1981 – 1985 годах Джон Негропонте был послом США в Гондурасе, за это время военная помощь Гондурасу увеличилась с 4 млн. до 77,4 млн. долл. в год; была установлена тесная связь между спецслужбами США, армией Гондураса и никарагуанскими контрас. При его активном участии в Центральной Америке «эскадроны смерти» похитили и убили (включая выкраденных с никарагуанской территории и убитых в Гондурасе людей) не менее 75 тысяч человек.

В 1989-1993 годах Джон Негропонте был послом США в Мексике и оказывал помощь правительству этой страны в борьбе с повстанцами-сапатистами в штате Чьяпас. Его знания и опыт в организации «эскадронов смерти» в Латинской Америке помогли ему создать аналогичные отряды в Ираке, где в 2004 – 2005 годах Негропонте возглавлял дипломатическую миссию США. А жена брата, Диана Негропонте, – сотрудница «Freedom House». 

Так все удачно совпало. А вы говорите – «молодежь хочет идти своим путем»…

Центральным Командованием Соединенных Штатов (The United States Central Command – USCENTCOM) возможности электронных средств коммуникации и социальных сетей используются давно и успешно. В рамках программы «Операция искренний голос» (Operation Earnest Voice), созданной для психологической борьбы с кампанией в Интернете против войск коалиции в Ираке, корпорацией Ntrepid по контракту с USCENTCOM был разработан механизм создания фальшивых онлайн-личностей, так называемых «ботов». (2) Была создана «система контроля онлайн-личности», позволяющая служащему специального американского подразделения управлять 10-ю (и более - до 50-ти) разными лицами по всему миру (вот с какой «недовольной молодежью» общался Перес!). С помощью этой системы офицеры USCENTCOM имеют возможность навязывать и распространять свои идеи под видом «одного из нас» и манипулировать ходом дискуссий на информационных ресурсах, доводить эти дискуссии до ложного согласия, «спамить» нежелательные мнения и менять сообщения, которые не совпадают с интересами Минобороны США. Официальный бюджет программы Operation Earnest Voice  в 2010 году - 200 млн. дол. Программа уже была использована в Пакистане, Афганистане и на Ближнем Востоке. И ее следы не сложно заметить на новостных и дискуссионных сайтах в постсоветских государствах, где умело стравливают посетителей интернет-страниц, насаждая межнациональную вражду.

В последние несколько лет министерством обороны США было проведено более десятка командно-штабных учений по отработке задач информационной войны. Результаты их анализа были положены в основу усовершенствования концепции информационной войны и уже четко просматриваются в событиях в Северной Африке и на Ближнем Востоке с начала 2011 года: в соответствии с этой концепцией в обеспечении операций с применением информационного оружия задействованы все системы управления, связи и разведки космического, воздушного, морского и наземного базирования всех видов вооруженных сил. Для координации их действий разрабатывается автоматизированная система управления боевыми операциями информационной войны и стратегический план ее ведения – Integrated Operation Plan…

Ну а каковы из всего этого выводы для Украины, куда Шимон Перес приехал поделиться своими взглядами на «общие вызовы и общее будущее»? Выводы, собственно, можно свести к одному наблюдению:  политическому руководству Украины чётко дано понять: Украина не африканская страна, обделенная новейшими электронными средствами коммуникации, и сюда даже не нужно закачивать дополнительные средства для обеспечения населения широкополосным Интернетом и мобильными телефонами – сами уже всё давно закупили. Так что понадобится всего один небольшой повод, чтобы потом, когда начнётся «первая война, которую ведет ребенок – война со своими родителями», сказать:  «Это воля молодых, не будем им мешать строить свое будущее»…

____________________________________

(1) Встреча проходила 15-18 сент. 2011 г. В обсуждении мировых проблем и их влиянии на Европу и Украину приняли участие более 200 представителей политических, деловых и общественных кругов из более чем 20 стран мира.

(2) Revealed: US spy operation that manipulates social media. The Guardian, March 18, 2011.

Оцените статью
0.0