Перейти к основному содержанию

Об асимметричном стратегическом паритете России с потенциальным противником (I)

Соединёнными Штатами и некоторыми странами НАТО создана система ионосферного противоракетного вооружения, перекрывающая весь Арктический регион, через который в основном пролегают трассы российских баллистических ракет встречно-ответного удара... США и их союзники разрабатывают систему «быстрый удар» для атаки потенциальных противников, России и КНР, в первую очередь, гиперзвуковыми крылатыми ракетами с ядерными и обычными зарядами, с существенным превышением их количества относительно необходимого. Система характеризуется крайне малым сроком подлета, от нескольких минут до максимально 1 часа...

После распада СССР Россия утратила оборонный паритет с Соединёнными Штатами. Предпринимаемые в последние годы усилия по возрождению мощи российских стратегических сил и космических средств вооружения для нанесения потенциальному противнику встречно-ответного удара зачастую не соответствуют темпам развития атакующих сил потенциального противника по варианту системы «быстрый удар» в совокупности с создаваемыми системами ПРО для основной территории США.

Соединёнными Штатами и некоторыми странами НАТО создана система ионосферного противоракетного вооружения, перекрывающая весь Арктический регион, через который в основном пролегают трассы российских баллистических ракет встречно-ответного удара [1], включая и самые мощные ракеты РС-18 и РС-20, сроки эксплуатации которых неоднократно продлевались. Для РС-20 последнее продление – до 2026 г., когда должно завершиться перевооружение России, включая замену стратегических ядерных сил. Однако сроки и средства нападения обычно определяет атакующая сторона. Это относится, в первую очередь, к высокотехнологичному оружию, включая нетрадиционное, доминирующему на театрах военных действий и в глобальном масштабе.

Так, еще в апреле 2010 г. был выведен на орбиту, много месяцев испытывался и приземлился в декабре того же года шаттл-беспилотник США  -  принципиально новая разработка для обеспечения «быстрого удара» из околоземного космического пространства, в частности:

– по пунктам управления, подземным, наземным и расположенным в воздушном пространстве, где может находиться руководство страны;

– по бункерам глубокого, в сотни метров, размещения, откуда осуществляют управление встречно-ответным ударом.

США и их союзники разрабатывают систему «быстрый удар» для атаки потенциальных противников, России и КНР, в первую очередь, гиперзвуковыми крылатыми ракетами с ядерными и обычными зарядами, с существенным превышением их количества относительно необходимого. Система характеризуется крайне малым сроком подлета, от нескольких минут до максимально 1 часа,   для вывода из строя систем воздушно-космической обороны, ракетно-ядерного оружия и военно-космического вооружения обороняющейся стороны…

В США также начата разработка подводных лодок без экипажа для реализации системы «быстрый удар» посредством уничтожения кораблей и подводных лодок противника, в первую очередь их ракетных подводных крейсеров стратегического назначения.

Администрация Обамы уже известила польскую сторону о том, что новая ПРО США и НАТО, предназначенная для нейтрализации потенциальных ракетных ударов Ирана и Сирии, может быть адаптирована для поражения «ракет из любых других мест» [2].

Складывающаяся ситуация требует принципиально новых решений. 

* * *

Российские эксперты разработали несколько возможных вариантов устранения побудительных мотивов потенциального противника к нападению на Россию и/или ее союзников путем предотвращения или парирования угроз безопасности, включая военную угрозу посредством нанесения противнику встречно-ответного удара с причинением ему неприемлемого ущерба.

Предложены решения, направленные, в первую очередь, на политическое воздействие по предотвращению угрозы безопасности или военной опасности России и ее союзникам. Однако потенциальный противник должен знать, что при принятии им решения о нанесении удара и начале реализации этого решения ему будет нанесен асимметричный встречно-ответный удар с неприемлемыми для него последствиями.

Ответное воздействие Российской Федерации должно быть:

1. Глобальным либо стратегически масштабным;

2. Неотвратимым; парирование неприемлемого ущерба недопустимо;

3. Нелинейным, причем неравновесность должна быть порядково знáчимой.

4. По возможности синергетичным, то есть взаимозависимым и не связанным.

5. По возможности сетевым.

При выполнении всех или хотя бы первых трёх из этих условий атакующая сторона понесет неприемлемый ущерб.

Развитие в Соединенных Штатах и Российской Федерации военно-космических вооружений, стратегического и тактического высокоточного ядерного и неядерного оружия, сжатие времени «блицкрига» до нескольких часов существенно меняет не только структуру вооруженных сил, но миссию, цели и задачи нападения и защиты.

* * *

Проблема асимметричного ответа вновь встала перед российскими экспертами в конце XX – начале XXI веков, поскольку гонка вооружений с явным доминированием в ней США продолжается, а Соединенные Штаты сформулировали и стали воплощать стратегическую программу «Единая перспектива-2010» [3].

Миссия «Единой перспективы-2010» – создание аэрокосмических, информатизированных и сетевых вооруженных сил глобального воздействия, предпочтительно неядерных. Неядерных – для возможно быстрого использования ресурсов атакованной страны.

Суть программы – создание многоэшелонной системы для молниеносного разгрома любого противника и комплексной защиты своей территории.

Программа включает:

– космические и воздушные системы разведки, передающие оперативные разведывательные данные непосредственно пилотам боевой авиации и командирам эскадрилий;

– аэрокосмические формирования с авиацией различного назначения, в том числе БПЛА, позволяющие вести поражение противника высокоточным оружием при постоянном контроле за результатами ударов;

– гипер-, сверх- и дозвуковые крылатые ракеты, способные оперативно наносить удары либо патрулировать в воздухе в поисках знáчимой цели;

– носители большого числа крылатых ракет, самолеты и корабли, включая АПЛ, для нанесения массированных ударов волнами крылатых ракет, подходящие к границам противника;

– эшелонированную систему национальной ПРО США, способную уничтожать или выводить из строя баллистические ракеты совместно с секторальными системами ПРО театров военных действий вне территории США и системой защиты США от крылатых ракет.

Соединенные Штаты неоднократно планировали массированные удары по СССР, затем  по Российской Федерации. Среди последних рассматривалось нанесение удара:

 крылатыми ракетами с пенетральными ядерными и/или неядерными высокоточными зарядами по стартовым позициям российских межконтинентальных баллистических ракет с уничтожением их в шахтах, закрытых и открытых, на земле и на взлете, предельно уязвимых, когда не принципиально, сколько боеголовок и средств прорыва ПРО несет каждая российская ракета;    

 авиацией, несущей высокоточные средства для уничтожения ПВО, выведения из строя баллистических ракет в шахтах, на земле и на взлете, в том числе лазерным оружием.

 Американская сторона предполагает, что при темпах финансирования вооруженных сил на уровне 2005 г. Россия к 2010 году:

 будет иметь порядка 200 комплексов «Тополь-М» с 600 боеголовками, а деградация ВВС и ПВО России к тому времени станет катастрофической;

 количество атомных подводных лодок и кораблей России к 2010 году станет столь малым, что ВМС США смогут уничтожить их в море либо в базах, воспрепятствовав ударам по территории Америки;

 развитие ПРО США при пассивности российской стороны позволит Соединенным Штатам вывести из строя или уничтожить космическую военную группировку России либо бóльшую ее часть. Не случайно с 2000 года до настоящего времени развитию Военно-космических войск в России придают особое значение [4].

При разработке «Единой перспективы-2010» ее авторы полагали, что одиночные баллистические ракеты России, которые успеют стартовать, будут преимущественно выведены из строя или уничтожены системой ПРО США. Ракетные авиационные и космические удары Соединенных Штатов уничтожат центры власти страны, узлы транспорта и связи, основную промышленную инфраструктуру, позиции уцелевшей ПВО, космодромы, штабы и центры управления войсками.

* * *

В то же время и при ограниченных бюджетных средствах на оборону Россия может найти асимметричный и относительно дешевый ответ на «Единую перспективу-2010» и последующие стадии ее развития. 

Для этого требуется:

- иметь высокоточное оружие с ядерными боеголовками от десятков килотонн до десятков мегатонн;

- иметь ракетное неядерное высокоточное оружие;

- обеспечить мобильность ракетно-ядерного оружия;

- обеспечить мобильность ракетного неядерного оружия;

- предотвратить перехват российского вооружения средствами американской ПРО;

- обеспечить воздействие российского оружия  в режиме «встречно-ответный удар».

Комплексность оружия заключается в совместном применении известного оружия, ядерного и/или неядерного и геофизического оружия.

Подчеркнем, что применение геофизического оружия запрещено Конвенцией о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 18 мая 1977 года [5], ратифицированной СССР и соблюдаемой его преемником – Российской Федерацией. В настоящей статье речь идет о естественном воздействии природных геофизических явлений. Отдельные катастрофические проявления такого рода хорошо известны: цунами, землетрясения, извержения вулканов, ураганы, например ураган «Катрина» (Луизиана, США), и др.

(Окончание следует)

Сергей ГАВРИЛОВ –  кандидат физико-математических наук

1. Белкин В., Шушков А., ПРО США: Решение в иной плоскости. – Воздушно-космическая оборона – 2007, № 5 – С. 48-54; № 6 С. 60-64.

2. Дипломатическое лицемерие по отношению к Москве. – InoPressa, 7.12.2010. – WikiLeaks, 6.09.2011 – http://www.inopressa.ru/article/07dec2010/inotheme/wiki_russia.

3. Калашников Максим, "Несимметричный ответ на «Единую перспективу-2010»". – 2005 – http://agaroza.com/post_1219926968.html.

4. Космические средства вооружения. – Оружие и технологии России. Энциклопедия. XXI век. – Том V. – М.: ИД «Оружие и технологии», 2002. – 703с.

5. Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. – 18.05.1977 г. – АВП СССР. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – М., 1980, вып. XXXIV. – С.437-440

Оцените статью
0.0