Перейти к основному содержанию

На пути к Евразийскому союзу равных

18 октября белорусский президент опубликовал в газете «Известия» статью «О судьбах нашей интеграции», продолжившую обсуждение проблем, поднятых в статье российского премьер-министра «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня»... А.Лукашенко поддержал предложение об учреждении наднациональных органов и введении единой валюты... При этом А.Лукашенко акцентировал внимание на суверенитете государств-участников союза, который, по его мнению, не должна отменить даже самая тесная интеграция...

18 октября белорусский президент опубликовал в газете «Известия» статью «О судьбах нашей интеграции», продолжившую обсуждение проблем, поднятых в статье российского премьер-министра «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня». Александр Лукашенко в целом поддержал идею Владимира Путина о создании Евразийского союза:«Для Беларуси глубокая, продуктивная интеграция с наиболее близкими соседями была, есть и будет естественным путем развития».

«Я читал статью, она мне очень понравилась, — поделился своим мнением с широкой аудиторией Владимир Путин. — Она еще раз подтверждает настрой белорусского государства и руководства на развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Президент Белоруссии ясно и четко показал преимущества, которые получают наши экономики в случае реализации наших интеграционных планов. И я с этим анализом полностью согласен».

В своих публикациях оба государственных деятеля рассуждают об экономических и политических выгодах, которые, по их мнению, принесут нашим странам Единое экономическое пространство и Евразийский экономический союз.

А.Лукашенко поддержал предложение об учреждении наднациональных органов и введении единой валюты: «Здесь не обойтись без постепенного консенсусного формирования неких наднациональных органов, в том числе, возможно, политических. Допускаем, что в таком случае в практическую плоскость перейдет и вопрос о введении новой единой валюты». Обращает на себя внимание эпитет «некие». Можно предположить, что Батьке не желательно появление органов, ограничивающих его власть в республике. При этом А.Лукашенко акцентировал внимание на суверенитете государств-участников союза, который, по его мнению, не должна отменить даже самая тесная интеграция. По все видимости, он даёт понять своим оппонентам из числа «свядомых», поднявших вой о предполагаемом поглощении независимой Белоруссии олигархической Россией, что при любых раскладах республика останется суверенной.

Признавая главную роль России в интеграционном проекте, Александр Лукашенко делает акцент на равноправии членов этого союза как необходимом условии его создания: «Но только равенство партнеров, в том числе равенство условий хозяйствования с равным доступом к единой энергетической и транспортной системе, позволит создать надежную основу для нашего союза. Лишь тогда люди, бизнес поверят нам и нашей интеграции и поддержат ее своими делами и помыслами».

Следует подчеркнуть важность этого условия для формирования нового интеграционного образования и укрепления российско-белорусских отношений. Как известно, при строительстве Союзного государства Россия, признав Белоруссию равноправным партнером де-юре, де-факто считала ее «младшей сестрой». И проблема, на наш взгляд, заключается не только в сложившемся за десятилетия советской власти стереотипе. Белорусское руководство отчасти само дало для этого немало поводов, выступая в роли постоянного просителя то денежных кредитов, то дешевых энергоносителей, то еще чего-нибудь. А что предлагал Минск России взамен? Клятвы в «вечной» дружбе. Но российская элита, озабоченная в первую очередь пополнением своих счетов в зарубежных банках, приобретением новых «заводов, газет пароходов», образно выражаясь, не нуждается в батькиных «поцелуях». Ей оказались чужды идеи интеграции, не приносящие прибыли. Интересы российской элиты не совпадали с интересами белорусского правящего класса, который озабочен формальной независимостью от Москвы и в то же время надеется жить за счет помощи восточной соседки. По этой причине официальный Минск и опасается прихода в республику российского капитала, который, по его мнению, проглотит местную экономику со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Учитывая весьма существенную разность потенциалов двух стран, А.Лукашенко пытается получить гарантии взаимодействия на равных. И по большому счету поступает правильно. По мнению эксперта Совета по внешней политике ФРГ Александра Рара, у предлагаемого В.Путиным и А.Лукашенко объединения «большое будущее», здесь, говорит А.Рар, «самое главное, чтобы на постсоветском пространстве заработала промышленность». Некоторые прибалтийские эксперты предлагают учитывать опыт Евросоюза и при построении нового объединения учиться на чужих ошибках.Так, директор Института европейских исследований (Латвия) Александр Гапоненко отмечает: «Латвия при вхождении в ЕС не выторговала себе ничего, подписала, не глядя, и похоронила промышленность. А Лукашенко пытается этого не допустить, и это вызывает уважение».

Действительно, в Евросоюзе с равенством не все обстоит гладко. Исторически так сложилось, что государства Западной Европы рассматривали восточноевропейские страны как территории, на протяжении веков переходившие из рук в руки, а также в качестве буферных зон или форпостов, отделявших их от России/СССР. Перебежав из социалистического лагеря в капиталистический, восточно-европейские страны теперь претендуют на роль равноправных партнеров, а не «младших братьев». «Старая Европа» вынуждена подтягивать их до «уровня мировых стандартов», да еще «защищать» от восточного «агрессора». Однако при этом трудно представить, чтобы Германия считала себе равной Польшу, которая на протяжении веков являлась беспокойной соседкой. А для Франции та же Польша была всего лишь форпостом на востоке и никогда - равноправным союзником.

На наш взгляд, для стран Евразийского союза важен вопрос не кто главнее, а как грамотно реализовать мега-проект. Несомненно, все его участники в первую очередь должны руководствоваться принципами равноправия, уважения суверенитета и неприкосновенности государственных границ. На этих принципах предлагает строить отношения в Евразийском союзе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в статье «Новая союзная инициатива». Однако как принцип равноправия будет воплощаться в жизнь, сегодня сказать сложно. Трудности создают и разница экономических потенциалов государств-участников, и стереотипы мышления, и амбиции политиков, и многое другое. Хватит ли у государственных мужей мудрости и такта побороть всевозможные «фобии» ради, как написал Александр Лукашенко, достижения главной цели – роста благосостояния и качества жизни людей? Время покажет… Все должны понимать, что формирование Евразийского союза – это ответ на вызовы, диктуемые агрессивной глобализацией, это один из способов выживания, сохранения национальной идентичности, социокультурных ценностей и суверенитета. Образование нового уникального евразийского союза народов, имеющих богатейший опыт общего прошлого, позволит эффективно противостоять стремительно надвигающимся угрозам, увереннее смотреть в общее будущее.

Оцените статью
0.0