О Восточной газовой программе России

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Идея строительства газопровода из РФ в Республику Корея не нова. Ещё во второй половине 90-х гг. прошлого века всерьёз обсуждался проект строительства газопровода в Южную Корею через северную часть полуострова из Якутии. И тогда посол КНДР в Москве Сон Сен Пхиль, выступая в Госдуме РФ, подчёркивал, что его правительство уже выделило землеотвод под строительство трубопровода. (1)

Со временем на роль главного поставщика газа для обеспечения экспортной стратегии в восточноазиатском регионе выдвинулись набравшие к тому времени силу и уверенно наращивающие объёмы добычи месторождения острова Сахалин и морского шельфа прилегающих районов.

12 мая 2003 года ОАО «Газпром» и корейская компания Kogas подписали Соглашение о сотрудничестве сроком на пять лет, которое в 2008 году было продлено на очередной пятилетний период. Соглашение охватывает широкий круг вопросов, в том числе проработку возможности поставок российского природного газа в эту страну. Для реализации Соглашения стороны создали постоянно действующую Совместную рабочую группу.

23 июня 2009 года в ходе рабочего визита делегации ОАО «Газпром» в Республику Корея председатель правления А.Миллер и президент, главный исполнительный директор компании Kogas Чжу Канг Су подписали Соглашение о совместном исследовании проекта поставок газа. Во исполнение Соглашения в 2010 году был подготовлен итоговый отчет по изучению организации поставок газа от конечной точки газотранспортной системы «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» в Корею.

В сентябре 2007 г. была утверждена Государственная «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» (Восточная газовая программа), а «Газпром» назначен правительством РФ координатором деятельности по реализации этой программы. (2)

Важный импульс развертыванию работы над газовым проектом придали переговоры президента Медведева с главой КНДР Ким Чен Иром в Улан-Удэ 24 августа и с президентом Южной Кореи Ли Мён Баком в Санкт-Петербурге 2 ноября 2011 г., на которых оба корейских лидера объявили об участии своих стран в крупномасштабном газовом проекте.

Решительным шагом на пути взаимодействия «Газпрома» с корейскими партнерами стали состоявшиеся в Москве 15 сентября с/г раздельные встречи председателя правления «Газпрома» А.Миллера с министром нефтяной промышленности КНДР Ким Хи Ёном и президентом Kogas Чу Ган Су. На переговорах с главой Kogas была подписана «дорожная карта», определяющая график реализации проекта поставок природного газа из России в Южную Корею. Поставки газа в Южную Корею могут начаться в 2017 году. Предположительно объем поставок может составить 10–12 млрд. кубометров в год.

По результатам беседы с северокорейскими партнерами был подписан меморандум о взаимопонимании между «Газпромом» и Министерством нефтяной промышленности КНДР. Учитывая, что между РФ и КНДР пока нет соглашения о сотрудничестве в газовой сфере, российская сторона считает необходимым заключить соответствующее межправительственное соглашение, которое создаст правовую основу для реализации проекта. При этом «Газпром» намерен решать все вопросы сооружения газопровода на территории КНДР только с Пхеньяном. Предполагается, что «Газпром» возьмет на себя все финансовые расходы по строительству северокорейского участка газопровода длиной около 700 км, а также все риски, связанные с непредвиденными осложнениями в случае возникновения таковых. Возможно привлечение северокорейской рабочей силы в ходе строительства и последующей эксплуатации газопровода после соответствующего обучения» (3). Весь газ будет поставляться исключительно в Южную Корею. (4)

Вопросы, связанные с прохождением газопровода через демилитаризованную зону (ДМЗ), на определенном этапе неизбежно потребуют трехсторонних, а возможно, и прямых межкорейских консультаций.

Относительно опасений о возможных «неблаговидных целях» Пхеньяна было подчеркнуто, что «российская сторона приняла решение о строительстве этого газопровода после тщательного анализа всех факторов, связанных как с нынешним состоянием отношений России с Южной Кореей и КНДР, так и со сложной военно-политической ситуацией на Корейском полуострове и вокруг него. Заинтересованность Пхеньяна и Сеула в конечных результатах этого проекта станет своего рода гарантией его успешной реализации» (5).

Необходимо подчеркнуть, что в данном проекте чисто экономические аспекты теснейшим образом переплетены с проблемами геополитическими, стратегическими, касающимися безопасности на Корейском полуострове. Реализация проекта будет способствовать созданию атмосферы доверия между Югом и Севером Кореи, нормализации их взаимоотношений, урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова и, соответственно, укреплению мира и стабильности в Северо-Восточной Азии (СВА). Именно такая перспектива полностью отвечает национальным интересам России. Не случайно в МИД РФ недавно создана новая должность – посла по особым поручениям, курирующим все «три больших трёхсторонних проекта»: железнодорожный, газопроводный и по переброске электричества из РФ в РК через Северную Корею.

Вместе с тем и в РК, и в США, и в Японии существуют определённые силы, которые не заинтересованы ни в расширении экономического присутствия России в регионе, ни в вовлечении Северной Кореи в многосторонние хозяйственные проекты. Усилия этих политических групп направлены на углубление изоляции Пхеньяна с целью смены режима в КНДР. Подобная линия на «сдерживание и изоляцию» Севера определяет парадигму отключения Пхеньяна от любых программ, способных хоть как-то оживить и поддержать его экономику, следовательно, и от газопровода. Всё это, а также глубокое взаимное недоверие между Югом и Севером подпитывает опасения, прежде всего, в РК относительно надёжности бесперебойных поставок газа через территорию КНДР.

 В связи с этим необходимо отметить следующее. Пхеньян давно и глубоко заинтересован в данном проекте. Прежде всего, для того, чтобы получать на стабильной основе 100-200 млн. долларов в год за транзитные услуги и за работу своих рабочих на строительстве газопровода. Риск лишиться транзитных денег в случае осложнений отношений с партнёрами по трёхстороннему проекту – перспектива нежелательная. При этом северяне прекрасно понимают, что те 15% от общего потребления газа, которые РК будет получать по трубопроводу, не достаточны для того, чтобы «поставить Юг на колени», чего так опасаются некоторые представители в Южной Корее. Вместе с этим идею пустить газопровод в обход территории Северной Кореи по дну Японского (Восточного) моря специалисты отвергают как нерентабельную. В отличие от Жёлтого Японское (Восточное) море слишком глубоководное и перекачка незначительных объёмов газа окажется чрезмерно дорогостоящим (например, «Голубой поток» по дну тоже глубокого Черного моря перегоняет в Турцию в 5 раз больший объем топлива).

Проект строительства газопровода выгоден всем его участникам.

Для России – это одно из важных средств реализации долгосрочной фундаментальной цели – интеграции в экономику Восточной Азии, в рамках которой Корейский полуостров обоснованно рассматривается в качестве важного моста в регион. В Москве не скрывают, что будут себя чувствовать комфортнее на переговорах по газу с Китаем и с Японией, имея на руках действующий контракт с РК.

Что касается Южной Кореи, то для неё чрезмерная зависимость от традиционных источников газа на Ближнем Востоке становится не только экономически всё менее привлекательной (разница в расстоянии до Владивостока и, например, Катара в комментариях не нуждается), но и всё более опасной. Сказываются и снижение безопасности морских коммуникаций (нарастание в обозримом будущем угрозы пиратов, потенциального противоборства между США и КНР и др.), и тревожное развитие событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Одновременно прогнозируется быстрый рост потребления углеводородных источников энергии в соседних с Корейским полуостровом Японии, особенно после трагедии «Фукусимы», и КНР, где, по оценкам, к 2030 году спрос на газ превысит соответствующий показатель у Европы. Это открывает конкретные перспективы для поставок российского газа даже в случае если Китай достигнет успехов в добыче сланцевого газа. В настоящее время «Газпром» работает над организацией трубопроводного экспорта газа в эту страну по двум коридорам поставки объемом до 68 млрд. куб м и прогнозирует, что к 2030 году его доля на рынке Северо-Восточной Азии — порядка 13% (в Европе - более 30%). (6) Всё это неизбежно усилит давление и на российский рынок газа.

Очевидно, что устойчивое и динамичное развитие экономики РК будет увеличивать потребность в газе (она, как известно, уже сейчас – второй после Японии импортёр газа в мире, а в целом её экономика почти на 70% зависит от импортных энергоносителей).

Сегодняшнее состояние «газопроводной» политики Москвы на Востоке принципиально отличает то, что в последние годы Россия от слов наконец-то перешла к делу. Это касается в первую очередь строительства газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток (планируемая мощность газопровода - 30 млрд. куб. м, протяженность – 1800 км, строительство первой очереди завершено); нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (планируемая мощность нефтепровода - 80 млн. тонн нефти в год, планируемая протяженность - 4188 км; завершение строительства второй очереди нефтепровода - 2014 год;стоимость первой очереди ВСТО составила 12 млрд. долларов, плюс 2 млрд. долларов на строительство порта в Козьмино), первого в РФ завода по сжижению газа на Сахалине и т. д.

Важную роль в реализации подобных крупных и дорогостоящих проектов сыграло пристальное внимание к ним со стороны премьер-министра РФ В.Путина, предпринявшего значительные усилия для перенацеливания на Восток финансовых потоков и соответствующих технических ресурсов. Именно он убедил, например, руководство «Газпрома» в 2009 г. изъять значительные денежные средства и строительные мощности из проекта по освоению крупного Бованенковского газового месторождения на полуострове Ямал, предназначенного для снабжения потребителей на Западе, и перебросить их на Восток. Сейчас строительство трубопроводных систем, направленных в тихоокеанскую часть России, идёт не с задержкой, а с опережением первоначального графика, что не очень типично для российской практики.

Таким образом, в продвижении большого трехстороннего газопроводного проекта пройден важнейший этап, состоялось политическое решение. Буквально на днях должны стартовать не менее важные хозяйственные переговоры, которые к середине будущего года планируются увенчаться подписанием коммерческого контракта. Надо полагать, что специалисты «Газпрома» и корпорации Kogas, а также их северокорейский партнёр сумеют найти взаимоприемлемые решения по таким непростым вопросам, как определение формулы цены газа, маршрута газопровода, места пересечения ДМЗ, схемы хеджирования рисков и другим. Осторожный оптимизм, который внушает будущее проекта строительства газопровода Россия – КНДР – РК, сегодня вполне оправдан.

_________________________

(1) «Изучение Сибири в РК» Центр изучения Сибири университета Пэчже, РК, г. Тэчжон, 2-й том, 1998 г., с. 226.

(2) http://www.gazprom.ru/press/news/2011/october/article120107/

(3)«Гарантией станет заинтересованность Пхеньяна и Сеула в успехе проекта» "Коммерсантъ-Online", 30.11.2011, http://www.kommersant.ru/doc/1827381

(4) «Северокорейский поток. Россия готовит строительство газопровода через КНДР», Коммерсантъ, 30.11.2011.

(5) «Гарантией станет заинтересованность Пхеньяна и Сеула в успехе проекта», "Коммерсантъ-Online", 30.11.2011, http://www.kommersant.ru/doc/1827381

(6)Александр Медведев: Российский газ станет ключевой составляющей энергорынка стран АТР, http://www.gazprom.ru/press/news/2011/september/article119702/