Саммит последней надежды

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Саммит Европейского Союза 8-9 декабря проходил в тревожной атмосфере. Накануне созыва саммита министр европейских дел Франции Жан Леонетти заявил: «Ситуация тяжёлая. Евро может взорваться, а Евросоюз - развалиться, что может стать катастрофой не только для Европы и Франции, но и для всего мира».

Масла в огонь подлил и новый руководитель ЕЦБ Марио Драги. Европейский центробанк не считает возможным осуществление широко обсуждаемой меры по выводу еврозоны из долгового кризиса – предоставление средств Международному валютному фонду для кредитования проблемных стран еврозоны. «Юридически это очень сложно», - говорит глава ЕЦБ.

С общим планом спасения еврозоны подошли к саммиту Германия и Франция. План Меркози, как журналисты окрестили дуэт Ангелы Меркель и Саркози, сводился к следующему:

- вводится единый корпоративный налог и налог на финансовые операции для всех стран-участниц еврозоны;

- частные инвесторы не должны брать на себя часть расходов по спасению стран, находящихся в кризисе, как это произошло с Грецией;

- все 17 стран еврозоны должны внести изменения в свои национальные законодательства, чтобы сбалансировать бюджеты;

- в отношении стран, нарушающих бюджетную дисциплину, должны автоматически вводиться штрафные санкции.

Ангела Меркель подчеркнула, что предлагаемые изменения в Лиссабонском договоре должны быть утверждены всеми 27-ю странами ЕС и призвала их лидеров забыть на время о личных и национальных амбициях ради спасения Евросоюза.

В штыки встретил план британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, который в качестве платы за возможную поддержку потребовал освобождения Великобритании от ряда положений, регулирующих финансовый рынок ЕС. Этому воспротивился Николя Саркози. «Уступи мы Лондону, наша работа по возвращению контроля над финансами была бы подорвана», - заявил он.

Повторилась та же история, что на октябрьском саммите ЕС, когда Николя Саркози, потеряв равновесие от некоторых высказываний британского премьера, посоветовал ему «заткнуться».

До пересмотра Лиссабонского договора дело, таким образом, не дошло. В результате Бюджетно-налоговый союз, на котором настаивали Берлин и Париж, был принят, но в усеченном варианте: помимо Великобритании от соглашения отказались Венгрия, Чехия и Швеция, то есть страны, имеющие собственные валюты. Болгария, Латвия, Литва и Румыния, также имеющие национальные валюты, пообещали в союз вступить, но позже.

Поскольку решения в ЕС принимаются на основе консенсуса, пришлось искать выход из создавшегося положения. Было решено, что в ближайшее время соглашения 23 из 27 стран Евросоюза будут заключены на двусторонней основе. Очевидно, на предстоящем саммите стран еврозоны.

Таким образом, Европа формально осталась единой, но в действительности раскололась, хотя не на юг и север, как предполагалось ранее.

Новый Бюджетно-налоговый союз будет выглядеть следующим образом. Евросоюз предоставит МВФ дополнительные средства на сумму в 200 млрд. евро, чтобы повысить его возможности в оказании помощи проблемным странам зоны евро, сообщил президент ЕС Херман ван Ромпей. «В краткосрочной перспективе мы приняли решение о запуске европейского механизма финансовой стабильности в 2012 году, объем доступных средств составит 500 млрд. евро», - заявил президент. Он также подчеркнул, что саммит «принял ключевое решение отказаться от подключения частного сектора к финансированию стабилизационных усилий зоны евро».

«Что касается долгосрочной перспективы, мы утвердили создание Бюджетно-налогового союза. Он включает сближение нашей налоговой политики, введение «золотого правила» бюджетной дисциплины и обязывает все государства ЕС предоставлять свои национальные бюджеты на утверждение в Еврокомиссию», - сказал ван Ромпей. Эти нормы будут распространяться на 23 государства ЕС, включая 17 стран зоны евро.

Решение о создание Бюджетно-налогового союза будет оформлено путем межправительственного соглашения без внесения поправок в базовые документы ЕС. Такая форма не требует ратификации национальными парламентами. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу напомнил, что изменение базовых соглашений ЕС «возможно только единогласно». Поскольку только 23 страны ЕС будут принимать участие в Бюджетно-налоговом союзе, этот путь «реализовать невозможно».

Решено также, что дефицит бюджета каждой из стран-подписантов не должен превышать 0,5% (!), а государственный долг – не более 60% ВВП, что представляется совершенной фантастикой на уровне сегодняшних долгов.

Участники саммита также решили, что согласовывать экономическую политику стран еврозоны необходимо помимо общеевропейского уровня на уровне и самой еврозоны. Решено, что все основные реформы в экономической политике, планируемые странами еврозоны, будут обсуждаться и координироваться на уровне еврозоны. Саммит стран еврозоны будет проводиться не реже двух раз в год. Эти новые соглашения должны быть отражены на уровне договора. Пока страны еврозоны не имеют постоянного механизма или инструмента согласования своих экономических действий на уровне региона единой валюты, они согласовывают их, как правило, с Еврокомиссией.

Однако решения – решениями, а как они выполняются? Пока реагирует только Берлин. Центральный банк ФРГ (Бундесбанк) готов предоставить Международному валютному фонду кредит в размере до 45 млрд. евро для предоставления дополнительных займов странам еврозоны. Эта сумма в три раза превышает существующий до сих пор лимит по двусторонним кредитам МВФ, заявил член правления Центробанка Андреас Домбрет. Второй важный вопрос – о доверии к способности еврозоны справиться с долговым кризисом со стороны рынков. Доверия-то как раз и нет.

Как следствие, 12 декабря курс европейской валюты упал до рекордно низкого за два месяца уровня  (1,3188 доллара за евро), что на фоне предстоящих в Италии торгов по государственным облигациям выглядит зловеще.

Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service между тем подтвердило, что по-прежнему намерено пересмотреть рейтинги всех государств Евросоюза в I квартале 2012 года. Агентство считает, что достигнутые на саммите ЕС договоренности предоставили мало инструментов для разрешения долговых проблем региона.

Российские аналитики склонны считать, что заявление рейтингового агентства надо понимать как сигнал о том, что в Евросоюзе нет денег. А появление их от изменений договоров об объединении не предвидится. Деньги могли бы дать Китай или арабские страны, но у тех свои проблемы.

Для Арабского валютного фонда приоритетным вопросом является оказание помощи странам, экономика которых сильно пострадала в ходе «арабской весны». Китай же озаботился проблемой «мягкой посадки» перегревшейся в последние годы экономики. Наращивать и дальше темпы экономического роста КНР стало бессмысленным занятием, поскольку в условиях глобального кризиса существенно увеличить экспорт невозможно.

Похоже, европейцам самое время обратиться к идеям чучхэ. Иначе будет беда. Американцы уже громко предвещают европейцам беды. Так, военный советник президента США Барака Обамы генерал Мартин Демпси заявил, что обеспокоен возможностью серьезных беспорядков в Евросоюзе из-за долгового кризиса. «Я знаю, что они в составе 17 участников еврозоны приняли ряд новых мер, чтобы сдержать кризис. Но мне до сих пор неясно, что станет основой для удержания их от распада», - сказал генерал.

Отвечая на вопросы журналистов, Демпси отметил, что планы жесткой экономии, которые вводят национальные правительства стран еврозоны, могут спровоцировать массовые гражданские беспорядки. Кроме того, по его мнению, меры, принимаемые европейскими лидерами для сохранения целостности союза, недостаточны, и ЕС может развалиться.

Каким может быть взгляд на эту перспективу из Москвы? Опыт развития Россией взаимовыгодных двусторонних отношений с отдельными странами Европы – с ФРГ, Францией, Италией - говорит сам за себя. А там, где ЕС опирается на консенсус, всегда жди проблем. Как с «третьим энергопакетом», например. Достаточно закапризничать полякам или венграм, и пропадают многолетние усилия.

Иное дело, что возможный крах европейского проекта чреват потрясениями для Старого Света. Как говорит Ангела Меркель, если Европа 50 лет живет в условиях мира, это не означает, что так будет всегда.

В то же время без дотаций из Брюсселя остановятся экономики стран европейской периферии. К примеру, в считанные месяцы из восточно-европейского «тигра» в облезшего и бездомного кота превратится Польша. О судьбе Румынии или Болгарии даже говорить не стоит.

Европейским странам бывшего СССР, всё ещё поглядывающим в сторону ЕС, в таких условиях стоило бы внимательнее присмотреться к перспективам кооперации и интеграции на Евразийском пространстве.