Перейти к основному содержанию

Афганистан: серия политических убийств и военное присутствие США

В марте 2009 г. президент США Б.Обама провозгласил стратегию вывода американских войск из Афганистана в 2011-2014 гг. Одновременно происходило наращивание их численности, которая к весне 2011 г. была доведена до 100 тыс. человек. Подготовка к уходу началась в феврале 2011 г... В последние месяцы в Афганистане произошли события, осложнившие вывод войск США... Убийство бен Ладена повлекло за собой целую серию убийств афганских политических и государственных деятелей...

В марте 2009 г. президент США Б.Обама провозгласил стратегию вывода американских войск из Афганистана в 2011-2014 гг. Одновременно происходило наращивание их численности, которая к весне 2011 г. была доведена до 100 тыс. человек. Подготовка к уходу началась в феврале 2011 г., когда в Кабул с официальным визитом прибыл вице-президент США Джо Байден.Его визит трактовали в США как «поворотную точку» в политическом курсе Вашингтона по отношению к Афганистану.

Кампания по подготовке вывода войск была омрачена акцией сожжения Корана 20 марта американским пастором Терри Джонсом во Флориде. Она вызвала взрыв протеста в Афганистане и других мусульманских странах. В г. Мазари-Шарифе на севере страны разгневанная толпа совершила нападение на местную штаб-квартиру ООН, в результате погибли 12 сотрудников международной организации. Президентам США и Афганистана пришлось выступить с осуждением действий американского священника.

В последние месяцы в Афганистане произошли события, осложнившие вывод войск США.2 мая 2011 г. силами американского спецназа в пакистанском г. Абботабад был уничтожен Осама бен Ладен. Убийство бен Ладена повлекло за собой целую серию убийств афганских политических и государственных деятелей. Так, 28 мая террористом-смертником был убит генерал Мухаммад Дауд, заместитель министра внутренних дел по борьбе с наркотиками. По данным афганских следственных органов, убийцей явился боевик Исламского движения Узбекистана, поддерживающего тесную связь с «Аль-Каидой».

12 июля своим телохранителем был убит брат президента, глава провинциального совета Кандагара Ахмад Вали Карзай. Он пользовался, мягко говоря, сомнительной репутацией: обладая полнотой власти в провинции, управлял ею как независимым княжеством. Его подозревали в связях с наркомафией, рейдерских захватах земельных участков и незаконной сдаче их в аренду западным структурам, в фальсификации президентских выборов 2009 г. на юге Афганистана. И хотя ответственность за убийство взяли на себя талибы, официальной версии так и не появилось: в устранении Ахмада Карзая были заинтересованы многие.

20 сентября был убит бывший президент Афганистана профессор Бурхануддин Раббани. Лидер парламентской оппозиции, Б.Раббани возглавлял также Высший совет мира, созданный для ведения переговоров с талибами. Его убийство, ответственность за которое взяла на себя группировка Дж.Хаккани, - это попытка сорвать переговорный процесс, обострить обстановку в стране, усилить противоречия между таджиками и поддерживающими их национальными меньшинствами севера Афганистана, с одной стороны, и пуштунами – с другой. Президент Х.Карзай 29 сентября выступил с заявлением о том, что он отказывается вести переговоры с талибами, а партнером в переговорах станет Пакистан.

Мишенью талибов стали и американцы. В ситуации, когда президент Б.Обама объявил о готовности США начать с ними переговоры, произошёл мощный взрыв на американской базе в провинции Вардак 11 сентября, в результате чего были ранены 77 американских военнослужащих. А 14 сентября было совершено нападение на американское посольство в Кабуле. Посол США Р.Крокер обвинил в этом группировку Дж.Хаккани.

Все эти события показывают, что антиправительственные силы в Афганистане по-прежнему обладают серьезным военным потенциалом. Оказывая нажим на правительство и его западных союзников, они подталкивают последних к ускоренному уходу из Афганистана, готовят условия для того, чтобы в дальнейшем диктовать свои условия Кабулу в случае возможных переговоров, от которых они пока отказываются.

В этой обстановке США начали обговаривать с Х.Карзаем заключение соглашения о формате и статусе пребывания американцев в Афганистане после завершения вывода войск коалиции в 2014 г. На фоне давления, оказываемого на президента Б.Обаму американской общественностью, требующей скорейшего вывода войск (в середине лета, согласно опросу общественного мнения, 56% американцев выступали против дальнейшего пребывания войск США в Афганистане), Х.Карзай и ряд официальных лиц из его окружения высказали опасение, что, оставшись без военной поддержки Запада, Афганистан вновь станет ареной гражданской войны и источником угрозы безопасности региона.

На переговорах, начавшихся еще в марте 2011 г., обсуждался вопрос о заключении нового соглашения о стратегическом партнерстве между двумя странами, которое предусматривает пребывание военных и гражданских специалистов США в Афганистане после 2014 г. Речь шла об американских спецслужбах, разведке и авиации. Кабул отказался подписать американский проект соглашения как сформулированный «расплывчато» и предложил свой, более детальный. Афганские официальные лица настаивали на том, что остающиеся в стране американские военнослужащие должны действовать в рамках афганского законодательства. «Не должно быть никаких параллельных структур, - категорически заявил советник президента Х.Карзая по иностранным делам Р.Д Спанта. - Все должно быть в соответствии с нашим суверенитетом и конституцией». В апреле Х.Карзай объявил о том, что собирается созвать Лойя джиргу для обсуждения вопроса об американо-афганских стратегических отношениях. Переговоры между представителями двух стран возобновились в июне. Однако стороны после долгих дискуссий так и не выработали приемлемый документ.

Встал вопрос о судьбе военных баз, на которых в настоящее время дислоцированы части американской армии. Единства по этому поводу в афганской верхушке нет. Так, покойный брат президента Ахмад Вали Карзай считал, что закрепление за США на постоянной основе военных баз в стране предотвратит возможное вмешательство соседей Афганистана во внутренние дела страны. Поддержку этой идеи оказали министр обороны Абдуррахим Вардак, бывший первый вице-президент Ахмад Зия Масуд, бывший глава национальной безопасности Амрулла Салех, бывший министр внутренних дел Ханиф Отмар. А первый вице-президент маршал Фахим заявил, что этот вопрос необходимо обсудить вместе с народом Афганистана.

Обсуждение вопроса о будущем статусе военных баз в Афганистане вызвало обеспокоенность его соседей. Так, Тегеран заявил, что он категорически против сохранения американских военных баз под боком у Ирана. Россия и Индия также выразили Вашингтону и Кабулу свое беспокойство. Свое неодобрение высказал и Китай.

Таким образом, уход войск США из Афганистана начался в сложных условиях. США оставляют при этом массу нерешенных проблем. В частности, не решена главная задача - покончить с терроризмом в Афганистане и регионе. Талибы и их союзники по-прежнему представляют здесь серьезную силу. Хотя и значительно ослаблена, но не ликвидирована «Аль-Каида». Военные методы урегулирования ситуации, на которые делала ставку администрация Дж.Буша, не сработали. Теперь США вынуждены идти на переговоры с талибами. Этот путь полон неопределенностей. Никто не может предсказать, что ожидает Афганистан после ухода войск США и НАТО. Всеобщая коррупция, наркотрафик, произвол уорлордов, организованная преступность, безработица – все это остается неотъемлемой частью сегодняшнего Афганистана.

Можно предполагать, что США уходят не окончательно - у них здесь важные геостратегические, политические, экономические интересы. Из страны будут выведены лишь боевые части, однако военное присутствие США остается. Недавняя поездка Хиллари Клинтон в регион лишь подтвердила такого рода намерения Вашингтона. В конце октября 2011 г. Х.Клинтон посетила Пакистан, Афганистан, Узбекистан и Таджикистан. Основную и наиболее сложную задачу госсекретарь решала в Исламабаде. Во-первых, она попыталась снизить накал противоречий, возникших между двумя странами после убийства Осамы бен Ладена (Исламабад расценил вылазку американского спецназа как нарушение суверенитета Пакистана). Во-вторых, госсекретарь была вынуждена признать ключевую роль Пакистана в урегулировании афганского конфликта и призвала его активно включиться в борьбу против собственных экстремистов, а также внести вклад в стабилизацию ситуации в Афганистане.

Во время визита Х.Клинтон в Кабул речь шла о выработке двустороннего соглашения о рамках стратегических отношений, которое в мае минувшего года договорились заключить Барак Обама и Хамид Карзай. В процессе переговоров между сторонами вновь не было достигнуто согласия насчет условий использования Соединенными Штатами военных баз в Афганистане после 2014 года.

Во время посещения Душанбе и Ташкента Х.Клинтон больше говорила на традиционные темы – активное участие северных соседей Афганистана в его восстановлении, соблюдение прав человека и уважение религиозной свободы. Однако была и новая идея – создание «нового шелкового пути». Идея заняла центральное место на конференции под звучным заголовком «Безопасность и сотрудничество в сердце Азии», которая состоялась в Стамбуле 2 ноября сего года. В конференции приняли участие делегации 14 стран - из России, Турции, Афганистана, Ирана, Узбекистана, Казахстана, Киргизстана, Туркменистана, Таджикистана, Китая, Индии, Пакистана, ОАЭ и Саудовской Аравии.

В сущности, идея «нового шёлкового пути» преследует цель закрепить политическое и иное доминирование Запада, в первую очередь США, в регионе после вывода войск НАТО к 2014 г., найти замену растущему влиянию ШОС, потеснить Россию и Китай. «Новый шелковый путь» - это модифицированный вариант «Большой Центральной Азии» эпохи президента Дж.Буша. Несмотря на смену названия, сквозь эту идею отчетливо проступают истинные цели США: получить прямой доступ к минеральным ресурсам региона посредством создания линий коммуникаций в обход России и Ирана. США стремятся также обеспечить позиции НАТО в Центральной Азии.

Однако изначально идея оказалась обречена на неудачу. Довольно жестко против нее выступил Пакистан. Вместо создания новых механизмов лучше сосредоточиться на выполнении существующих программ мира, безопасности и развития, считают в Исламабаде. Аналогичные взгляды выразили делегации России, Китая и Ирана.

Самым важным итогом конференции в Стамбуле, вероятно, можно считать намерение ШОС ускорить расширение своих рядов за счет принятии в члены организации Индии и Пакистана в качестве полноправных членов.

Так или иначе, уже ясно, что вывод войск США и НАТО не только не решит, но и, по всей видимости, осложнит проблему безопасности Афганистана и его соседей.

Оцените статью
0.0