Перейти к основному содержанию

Референдум в Хорватии о вступлении в Евросоюз: цена вопроса

22 января 2012 года в Хорватии прошел референдум о присоединении страны к Европейскому союзу. На голосовании стоял вопрос: «Вы за то, чтобы Хорватия стала членом ЕС?» За вступление в ЕС проголосовало 66% хорватов, против - 33%. К 1 июля 2013 года Республика Хорватия станет 28-м членом Европейского Союза, но в отношении последствий этого шага много неясного. Какую цену придется заплатить хорватам за членство в ЕС? Что станет с государственным суверенитетом Хорватии? Что произойдёт с экономикой страны в условиях стремительно нарастающих финансово-экономических трудностей Евросоюза?..

22 января 2012 года в Хорватии прошел референдум о присоединении страны к Европейскому союзу. На голосовании стоял вопрос: «Вы за то, чтобы Хорватия стала членом ЕС?» За вступление в ЕС проголосовало 66% хорватов, против - 33%. К 1 июля 2013 года Республика Хорватия станет 28-м членом Европейского союза, но в отношении последствий этого шага много неясного. Какую цену придется заплатить хорватам за членство в ЕС? Что станет с государственным суверенитетом Хорватии? Что произойдёт с экономикой страны в условиях стремительно нарастающих финансово-экономических трудностей Евросоюза?

Республика Хорватия взяла курс на вхождение в состав ЕС с 2001 года. В то время результаты выборов и социологических опросов показывали высокий уровень «евроскептицизма» в хорватском обществе.

К 2007 году политический климат в Хорватии изменился. Социал-демократы (бывший Союз коммунистов Хорватии), Хорватское демократическое содружество (ХДС) и даже Хорватская партия права, являвшаяся сторонницей изоляционизма во внешней политике, выразили готовность сотрудничать с европейскими структурами.

На протяжении 11 лет власти Хорватии приводили законодательство страны в соответствие с требованиями ЕС, приняв более 30 поправок в экономической и политической областях. Изначально планировалось принятие Хорватии в ЕС в 2009 году. Однако потом сроки были передвинуты. Европа предъявила Хорватии ряд условий, при которых страна сможет стать членом ЕС (эффективное судопроизводство, борьба с коррупцией и организованной преступностью, сотрудничество с Международным трибуналом по бывшей Югославии, возвращение сербских беженцев). Осуществление этих требований предполагало пересмотр, казалось, «незыблемых» для хорватских политиков оценок хода и последствий балканских войн первой половины 1990-х годов, и в первую очередь - тезиса о том, что Хорватия стала в 1990-х годах жертвой «великосербской агрессии».

Не секрет, что власть в Хорватии погрязла в коррупции. Многие члены правящей партии были замешаны в торговле оружием в годы войны и в других экономических и политических преступлениях. По Хорватии прокатилась волна громких убийств, серии нападений на журналистов и общественных деятелей, попытавшихся разобраться, откуда взялись огромные состояния бывших военных и государственных деятелей.

Сотрудничество Республики Хорватии с Гаагским трибуналом также идет непросто. Показательной стала реакция хорватских властей на арест и начало суда над тремя бывшими хорватскими генералами, обвиняемыми в совершении военных преступлений: Анте Готовины, Ивана Чермака и Младена Маркача. Эти люди руководили в 1995 году операцией «Буря», приведшей к разгрому Республики Сербская Краина на территории Хорватии. Арест генералов вызвал массовые протесты в Хорватии. При этом доля осужденных военных преступников хорватской национальности невелика, чуть больше 20% от общего числа обвинений. Большая часть дел передана на рассмотрение национального суда в Хорватию. Ожидать суровых наказаний на территории страны не приходится, поскольку Республика Хорватия официально не признает за хорватами вины в военных преступлениях. С одной стороны, ЕС требует сотрудничать с Трибуналом, с другой  -  поддерживает позицию Хорватии в оценке результатов войны 1990-х гг. (тезис о «великосербской агрессии»). Во время заседания по вопросу о вступлении Хорватии в ЕС депутат Европарламента Ханнес Свобода заявил, что хорваты заслужили вступление своим «правильным» отношением к войне в бывшей Югославии.

Как ни старались хорватские власти лавировать между национальными интересами, мнением общественности и планами своих внешнеполитических партнеров, сотрудничество с ведущими международными организациями сводится к выполнению многочисленных условий и постоянной критике со стороны последних. Не выдержав постоянного давления, в 2009 году ушел в отставку премьер-министр Хорватии Иво Санадер. Он публично признался, что проводимая им внутренняя и внешняя политика осуществлялась под сильным давлением Запада. При этом Санадер публично раскаялся в том, что содействовал вступлению Хорватии в НАТО, что выполнял требования Гаагского трибунала, выдавая своих военных, что торопился признать Косово.

Заменившая И.Санадера его соратник по партии Ядранка Косор взяла на себя обязательства привести Хорватию в Европейский союз, выполнив все требования, которые выдвинуло международное сообщество. Однако за прошедшие полтора года безработица в стране только увеличилась, коррупционные скандалы продолжались, а решительных шагов здесь власти не предпринимали, так как в них замешаны члены правящей партии. Ряд провокаций, направленных против ХДС, окончательно подорвали доверие населения к партии.

5 декабря 2011 года на выборах в новый парламент хорваты сделали ставку на левоцентристский блок. «Когда мы вступим в Евросоюз, нам надо будет сделать многое, – заявил лидер левоцентристской коалиции Зоран Миланович. – Это шанс, чтобы нас признали как маленькую, но открытую страну; перед нами открываются большие возможности» (1).

Однако обольщаться хорватским политикам не стоит. Давление на руководство Хорватии продолжается. В кратчайшие сроки было заведено уголовное дело против Иво Санадера. Его обвинили в том, что в 1995 году он получил от австрийского банка Hypo взятку размером около 700 тыс. долларов. Первый день 2012 года ознаменовался для нового хорватского руководства новым ультиматумом. Руководитель «Международной амнистии» в Европе и Азии Никола Дукворс потребовала скорейшего расследования военных преступлений, которые прежнее правительство не предпринимало, игнорируя обращения жертв преступлений и их родственников. В частности, Организацию «Международная амнистия» интересуют Владимир Шекс, заместитель председателя ХДС и Давор Домацета Лоше, адмирал в отставке и бывший начальник Генерального штаба. «Хорватия еще не выполнила всех обязательств перед ЕС по защите прав человека и обязательств по возмещению материального ущерба, оказанию психологической помощи жертвам преступлений» (2).Выполнить это требования правительству Хорватии будет сложно, поскольку В. Шекс избран заместителем председателя хорватского Сабора и обладает неприкосновенностью. Не успели хорваты подписать соглашение с ЕС, как главный обвинитель Гаагского трибунала Серж Брамертц призвал хорватские власти к еще более активному сотрудничеству, «если они действительно хотят в ЕС…» (3).

Наблюдатели отмечают, что переговорный процесс по вхождению в ЕС долго держался в секрете от общественности. За полгода до голосования только 12% населения было хорошо или очень хорошо информировано о начале работы ЕС и представителей хорватской комиссии (4).

Вместо того, чтобы информировать население о ходе переговоров с Брюсселем перед референдумом, власти Хорватии активно агитировали в пользу членства страны в Европейском союзе. Так, 14 января 2012 года президент Иво Йосипович в своем блоге в Интернете заверил, что Хорватия не утратит своего суверенитета и будет иметь в рамках организации свой самостоятельный и равноправный голос. Президент пообещал молодежи равные возможности с европейцами в области образования и трудоустройства, программы обмена специалистами. Единый европейский рынок, по мнению И. Йосиповича, также будет полезен для развития хорватской экономики. Кроме того, Хорватия всегда может рассчитывать на «финансовую помощь для тех, кто слабее и менее развит» (5).

Однако веры этим обещаниям мало. О каком стабильном развитии можно говорить, если еврозона находится на грани распада, если аналитики непрерывно говорят о грядущем банкротстве то одной, то другой европейской страны? Долговой кризис в Европе расширяется. Банкротство ведущих производителей, кризис в банковской сфере, рост безработицы  не дают шансов хорватским гражданам реализоваться за пределами своей страны. Вслед за рейтингами Греции и Португалии снижен кредитный рейтинг Испании, пятой по величине экономики Европейского союза. Оптимизма президента не разделяет и министр финансов Хорватии Славко Линич, считающий, что стране угрожает рецессия, что, возможно, ей также не избежать понижение кредитного рейтинга (6).

Следует также отметить, что в референдуме в Хорватии приняли участие всего 44% хорватов. То есть большая часть населения или против вступления в ЕС, или оказалась недостаточно информированной о событии в стране. Вообще, вступление в Евросоюз благодаря голосам меньшинства становится, по всей видимости, традицией.

Данные о голосовании на референдумах по вопросу о присоединении к Европейскому союзу (7)

Государство

Проценты голосов за вхождение в ЕС

Проценты участия в голосовании

Дата референдума в 2003 году

Словакия

93,71

52,15

16-17 мая

Литва

90,97

63,37

10-11 мая

Словения

89,64

60,44

23 марта

Венгрия

83,76

45,62

12 апреля

Польша

77,45

58,85

7-8 июня

Чехия

77,33

55,21

13-14 июня

Латвия

67,00

72,50

20 сентября

Эстония

66,83

64,06

14 сентября

Мальта

53,64

90,86

8 марта

Из таблицы видно, что чем меньше на референдуме о вступлении в ЕС в той или иной стране была явка населения, тем выше был процент голосов «за». А там, где участников голосования больше, – процент значительно ниже.

Так что выбор Республики Хорватии, сделанный 22 января, с точки зрения поддержки его большинством граждан, сомнителен. Перспективы пребывания в сотрясаемом кризисом ЕС - сумрачны. Обещания хорватских лидеров - надуманны и мало соответствуют реальному положению дел. А цена, которую хорваты могут заплатить за вступление в Европейский союз, непомерна высока. Становясь членом Европейского союза, Хорватия сознательно отказывается от части своего суверенитета, а в чрезвычайных условиях следующей волны кризиса она рискует утратить суверенитет окончательно, превратившись в буферную зону между Центральной и Южной Европой, какой она и была во времена Австрийской и Османской империй.

______________________________

(1) "Кукареку” поведёт Хорватию в Евросоюз // http://news.bcm.ru/world/2011/12/05/333500/1

(2) Amnesty International poručio Milanoviću: Hitno istraži Šeksa i Domazeta zbog ratnih zločina!// http://www.jutarnji.hr/template/article/article-print.jsp?id=995883

(3)Hrvatska može izgubiti i 2012. ne riješi li problem s Haagom // http://www.jutarnji.hr/template/article/article-print.jsp?id=391595

(4) Hrvatska ne mora brinuti: Protivnici ulaska u EU najčešće ni ne izlaze na referendum// http://www.jutarnji.hr/template/article/article-print.jsp?id=998763

(5)Josipović ohrabrio građane putem Facebooka: Ulaskom u EU ne gubimo suverenitet, već dobivamo trajni mir i sigurnost // http://www.jutarnji.hr/template/article/article-print.jsp?id=1000111

(6)Ministar financija potvrdio sumnje: Budimo iskreni, ugroženi smo i kandidat smo da potonemo u recesiju // http://www.jutarnji.hr/template/article/article-print.jsp?id=998536

(7)Hrvatska ne mora brinuti: Protivnici ulaska u EU najčešće ni ne izlaze na referendum// http://www.jutarnji.hr/template/article/article-print.jsp?id=998763

Оцените статью
0.0