Перейти к основному содержанию

2011: уроки, не усвоенные человечеством

Дефолты дефолтами, мировой кризис мировым кризисом, а изменения стоимостного отношения золото/нефть даже в пиковом 2008 году, в сущности, осталось в том же диапазоне, что и во все прежние годы манипуляций главных игроков в глобальный экономический покер с ценами на нефть и золото. Зато абсолютные долларовые значения этих важнейших видов сырья за очень короткое время выросли в 4-5 раз и продолжают расти. Другими словами, произошло резкое обесценивание «главной мировой валюты», доллара США, а вместе с ним - и всех иных, завязанных на него ценных бумаг. Нынешнее состояние мировой экономической системы таково, что, оставаясь в старых рамках валютного регулирования, она обречена на окончательную потерю системной устойчивости.

Когда речь заходит об уроках уже ушедшего в историю 2011-го года, то первое, к чему обращаются воспоминания, являются его «рамочные» события:

а) второй этап глобального финансового кризиса

- «почти дефолт» американского доллара,

- огромные проблемы с евро, граничащие едва ли не с распадом еврозоны и угрозой банкротства значительного количества объединенных в ней государств,

б) угроза стабильности существования человеческого общества, вследствие начинающейся и распространяющейся на все большее число регионов мира рукотворной пандемии «управляемого хаоса»

- череда оранжевых бунтов, начавшаяся «арабской весной» и приведшая к свержению правительств целого ряда суверенных мусульманских государств на Ближнем Востоке и в Северной Африке,

- близость названной «революции» по идеологическому наполнению к троцкистской перманентной и ее волнообразно-импульсное распространение в странах европейской цивилизации в виде различных движений («Захвати площадь!», «Оккупируй улицу!», «За реальную демократию от Туниса до Урала!»),

- насыщение экономически развитых европейских государств мигрантами из нищих регионов, охваченных хаосом «революционных» волнений,

- демонстративно жестокое — чуть ли не в прямом эфире TV! — показательное уничтожение национальных лидеров, отстаивающих суверенитет своих стран,

в) окончательное обрушение норм международного права и переход к практике «международно санкционированных агрессий и интервенций»

- вмешательство НАТО в «ливийскую революцию»,

- угроза вмешательства НАТО в «сирийскую революцию»,

- полугодичное обещание и смакование вариантов ядерной войны против Ирана (фактически - «спускового крючка» Третьей мировой),

г) циничный подрыв общественной нравственности и возведение в норму человеконенавистничества и жестокосердия

- продемонстрированные миру насилие, пытки и убийство лидера бывшей Ливийской Джамахирии М. Каддафи, множественные съемки бесчинств натовских наемников в Ливии,

- безумные массовые преступления псевдонационалистов, наподобие террористической акции норвежского «унабомбера» Брейвика,

- театрализованное европейским телевидением людоедство, призванное доказать, «что в человечине нет ничего особенного» [1],

- массовое — едва ли не повальное — распространение в странах победившего хаоса такого явления, как торговля человеческими органами.

Попробуем отвлечься от впечатляющей обертки очевидных «исторических вех» 2011 г. и взглянуть на то значительное, что скрывается в ее тени.

Урок 1. Завершение процесса глобализации

Да, глобализация завершилась. Во всяком случае, в своем основании - в экономическом базисе. И зафиксирован этот важнейший вывод не в умозрительной ассоциации, не в конспирологических спекуляциях, а математически строго — в великолепном доказательстве швейцарских ученых [2], показавших, что реально уже сейчас «миром (мировой экономикой) правит суперкорпорация».
 



Рис. 1 (а и б). Схемы, иллюстрирующие математическое моделирование концентрации богатства и власти в современном глобализованном мире (из работы [2])

Воспользовавшись базой данных Orbis С от 2007 года, содержащей сведения о 37 млн. компаний и инвесторов со всего мира, группа исследователей Цюрихского университета выбрала из них 43060, принадлежащих транснациональным корпорациям (ТНК), и выявила общие активы последних. Оказалось, что если выстроить модель распределения экономического влияния ТНК путем контроля одних компаний над другими (владение фондами, участие в прибыли и т.п.), то обнаружится, что существует ядро из 1318 компаний, теснейшим образом связанных с более чем двумя аффилированными партнерами (в среднем число последних равнялось 20). И хотя собственные суммарные доходы составляющих этого «ядра» ограничиваются всего немногим более 20% от общемировой операционной выручки, эта цифра кардинально возрастает с учетом результатов деятельности, опосредованной их фирмами-сателлитами. Так, оказывается, что данным конгломератом ТНК, по сути, контролируется большинство мировых компаний и примерно 60% общемировых доходов.

Даже и это значение уже позволяет говорить о мировой экономике как о целостной унитарной системе. Однако швейцарские учёные продолжили изучение внутренних взаимосвязей и ассоциаций, но уже среди компаний упомянутого «ядра». Было выявлено, что и внутри него не менее 75% компаний представляют собой промежуточные образования глобальной финансовой супергруппы («super-entity» == «сверх-сущности», супер-ГФГ), включающей в себя 147 фирм, которым фактически подконтрольны приблизительно 40% мирового производства.

Следующий шаг авторы исследования делать не стали: не хватило то ли решимости, то ли достоверно подтверждаемых данных. Ведь справочник, на основании материалов которого проводилось моделирование, фиксирует лишь официально декларированные сведения о компаниях и никак не позволяет оценить неформальные связи между их участниками и учредителями. Тем не менее в работе приведен список 50-ти наиболее значимых участников этой супер-ГФГ, который «навскидку», т.е. интуитивно, позволяет утверждать, что правящей группой в мировой экономике и политике являются всего несколько (едва ли не меньше, чем пальцев на руке) банкирских кланов (топ-50 приведен ниже, и желающие вполне могут не только с ним ознакомиться, но и, воспользовавшись опубликованными материалами, восполнить недостающее).

Исходя из этого, если что-то и осталось нереализованным в процессе глобализации, так это структурное оформление новой глобальной власти, придание законного статуса сегодняшним номинальным гегемонам, ну и, конечно же, их внутренние разборки (передел сфер влияния, концентрация доминирования и т.п.).

The top 50 of the 147 superconnected companies:

 1. Barclays plc
 2. Capital Group Companies Inc
 3. FMR Corporation
 4. AXA
 5. State Street Corporation
 6. JP Morgan Chase & Co
 7. Legal & General Group plc
 8. Vanguard Group Inc
 9. UBS AG
10. Merrill Lynch & Co Inc
11. Wellington Management Co LLP
12. Deutsche Bank AG
13. Franklin Resources Inc
14. Credit Suisse Group
15. Walton Enterprises LLC
16. Bank of New York Mellon Corp
17. Natixis
18. Goldman Sachs Group Inc
19. T Rowe Price Group Inc
20. Legg Mason Inc
21. Morgan Stanley
22. Mitsubishi UFJ Financial Group Inc
23. Northern Trust Corporation
24. Société Générale
25. Bank of America Corporation
26. Lloyds TSB Group plc
27. Invesco plc
28. Allianz SE 29. TIAA
30. Old Mutual Public Limited Company
31. Aviva plc
32. Schroders plc
33. Dodge & Cox
34. Lehman Brothers Holdings Inc*
35. Sun Life Financial Inc
36. Standard Life plc
37. CNCE
38. Nomura Holdings Inc
39. The Depository Trust Company
40. Massachusetts Mutual Life Insurance
41. ING Groep NV
42. Brandes Investment Partners LP
43. Unicredito Italiano SPA
44. Deposit Insurance Corporation of Japan  45. Vereniging Aegon
46. BNP Paribas
47. Affiliated Managers Group Inc
48. Resona Holdings Inc
49. Capital Group International Inc
50. China Petrochemical Group Company

* Lehman still existed in the 2007 dataset used

Урок 2. Крушение мировой финансовой системы

Это утверждение для многих не очевидно: «Ну какое же «крушение»: дефолт не состоялся, доллар не упал, евро не рухнуло, валюты друг на друга обмениваются, своей покупательной способности не утратили?» Так-то оно так, но давайте взглянем на динамику цен на знаковые виды сырья — нефть и золото — и начнем с того самого момента, когда США отправили «главную мировую валюту» — доллар — в свободное от его реального наполнения плавание.



Рис. 2. (а) динамика цен на нефть и золото в USD, (б) фазовая диаграмма изменений в долларовой стоимости нефти и золота (сглаженный график) и (в) динамика изменений соотношения стоимости золота и нефти (сглаженный график).

Оставим в стороне пересказ и обсуждение того, как тридцатилетние (1971-2001 гг.) махинации банкиров из супер-ГФГ с монопольно устанавливаемыми ими же ценами на золото создали для них возможность небывалого обогащения и разграбления национальных рынков множества государств. Это уже было показано и не единожды (см., например, [3]). Поэтому «дефолтограмма» (рис. 2а) приведена здесь, скорее, с чисто иллюстративной целью. А вот производные из нее фазовая диаграмма долларовой стоимости нефти и золота (рис. 2б) и динамика изменения их ценности друг относительно друга (рис. 2в) весьма показательны.

Дефолты дефолтами, мировой кризис мировым кризисом, а изменения стоимостного отношения золото/нефть даже в пиковом 2008 году, в сущности, остались в том же диапазоне, что и во все прежние годы манипуляций главных игроков в глобальный экономический покер с ценами на нефть и золото [4]. Зато абсолютные долларовые значения этих важнейших видов сырья за очень короткое время выросли в 4-5 раз и продолжают расти. Другими словами, произошло резкое обесценивание «главной мировой валюты», доллара США, а вместе с ним - и всех иных, завязанных на него ценных бумаг. Нынешнее состояние мировой экономической системы таково, что, оставаясь в старых рамках валютного регулирования, она обречена на окончательную потерю системной устойчивости.

Фактически мировая экономика по завершении ее глобализации оказалась перед фактом катастрофы. И замена старой, фиктивно определяемой валютной доминанты на любую из новых, каким бы перспективным ни пытались иные политики представить экономические достижения своего региона, решением возникшей проблемы не будет, поскольку вместе с долларом примерно в той же пропорции обесценились и все иные валюты, сохранившие в ходе кризиса устойчивость обменного с ним курса.

Иначе говоря, исправить положение с состоянием глобальной теперь уже экономической системы можно лишь кардинальным (sic!) изменением либо самой системы, либо как минимум механизмов ее регулирования. А человечество, соответственно, впереди в самом ближайшем будущем ожидают глубочайшие в его истории потрясения и революции.

Урок 3. Преддверие большой войны и хаоса

Отягощает нарисованную картину тот факт, что обесценивание игорных жетонов глобального финансового казино от начала кризиса в 2008 г. и до сего дня сопровождается недостаточностью ликвидности или, грубо говоря, денежной массы. Технических объяснений этому финансисты, экономисты и аналитики предоставили немало. Среди таковых и «неправильная кредитная политика», и «просчеты топ-менеджеров ведущих финансовых структур, типа Lehman Brothers Holdings Inc.» (Хотя, говоря по совести, как-то трудно представить себе, чтобы профессионалы-математики, заслужившие своими способностями и успехами доверие занимать столь значимые, можно сказать ключевые, посты в глобальной финансовой системе, «вдруг» повели себя столь вопиюще некомпетентно).

Гораздо более продуктивно рассматривать возникшую ситуацию так, как это делает М. Хазин, — как финал растянутой во времени финансовой махинации, как обрушение пирамиды, достигшей пределов рыночной экспансии и удерживаемой в последние, предшествующие кризису годы исключительно мастерством тех самых топ-менеджеров ведущих банков.

Каким образом в банковской сфере вообще мог возникнуть дефицит ликвидности? Популярное в 2008-м году объяснение: «Их выдали в виде невозвращенных кредитов» не проходит, т.к. более 95% операций (по участвующей в них денежной массе) в финансовой системе совершается безналично и, соответственно, эти средства в принципе не могут быть выведены за ее пределы. Ответ на «философский» вопрос «Где деньги?» в данном случае весьма прост.

Если рассматривать финансово-экономическую систему как игровую (а именно так строятся неолиберальная и неоконсервативная модели), то по мере приближения к концу игры скорость ее развития снижается, т.к. «выигрыш» — т.е. финансовые средства и эквивалентные им материальные ресурсы — скапливается в руках экспоненциально сужающегося числа игроков. Соответственно, спрос падает, т.к. одни, разорившиеся и нуждающиеся, не в состоянии приобретать в силу отсутствия средств, а другие — разбогатевшие — ограничены в приобретениях в силу незначительности своего числа. (Те, кто следит за новостными лентами, наверняка обратили внимание на то, что глобализация принесла по всему миру резкое и значительное расслоение населения, а ход кризиса после 2008 года выявил скачкообразное увеличение долларовых миллионеров и миллиардеров при заметном падении уровня жизни всех остальных).

Аккумулирование средств в руках незначительной группы лиц стало причиной выведения большой части принадлежащих им ресурсов из оборота, а экономическая активность все больше стала перемещаться из реального сектора в виртуальный. Замаячила угроза достижения «финала игры», т.е. равновесного, депрессивного, состояния экономики. И собственно, кризис, на взгляд автора данной статьи, совершенно рукотворный, явил собой попытку отодвинуть приближающуюся равновесность — сместить систему в неустойчивое состояние, активизировать незадействованные ресурсы, сделать новые «привлекательные для банкодержателей» ставки. Учитывая ограниченность правящей в экономике и политике супер-ГФГ, технически выполнить это ей было вполне по силам (тот же Lehman Brothers Holdings Inc. — часть ее банковской структуры).

Как мы знаем, такой расчет оправдался, но лишь отчасти. Правительства государств, поддерживая региональные банковские системы, фактически пополнили их, выставив на торги свои национальные достояния. Главные игроки их «инвестировали», а оставшуюся нехватку обесценивающихся «фишек» Федеральная резервная система США допечатала. Однако спустя всего 4 года и этот резерв уже себя исчерпал. И человечество вновь оказалось перед лицом сразу нескольких пренеприятных альтернативных вариантов:

а) величайшей глобальной депрессии со всеми присущими ей застоем в производстве и науке, с фантастическим падением уровня жизни и культуры, с бунтами и революциями в погрузившихся во мрак нищеты регионах;

б) очередной попытки удалить систему от равновесного состояния большой войной и глобальным хаосом, смысл которых не только и столько в «переделе рынков», как это принято полагать, но в создании для победителей новых «игровых полей» — зон предпринимательства и вложения средств;

в) кардинальной революционной перекройкой всей социальной и экономической систем.

Понятно, что первое является для представителей супер-ГФГ наихудшим выбором, а третье — возможностью, хотя и допустимой, но все же требующей большей степени внутреннего единства, чем существующая.

Так что и «подготовка к большой войне», и «управляемый хаос», свидетельствами чего являются факты, приведенные в начале статьи, представляют собой наиболее вероятное ближайшее будущее современного общества.

Что делать, если известно, кто виноват?

Пока в разных районах мира, еще недавно бывших суверенными национальными государствами, управляют марионетки - ставленники супер-ГФГ, воздействовать на ход мировых событий невозможно. И следовательно, все те неприятности, которые вот-вот должны произойти, произойдут. А соответственно, и бессмысленно обсуждать конкретные мероприятия, которые необходимы для исправления ситуации (к тому же они достаточно очевидны, вытекают из сказанного выше и при наличии соответствующего лидера без труда формулируются в программу — не говорю глобального, — по крайней мере, национального возрождения).

Совершенно очевидно, что потрясение социальной и экономической систем от большой войны даст глобальным игрокам в «Монополию» [5] лишь кратковременную передышку перед тем, как поставить их в очередной раз перед реальностью экономической депрессии. Несомненно также, что их расчеты на «управляемый хаос» носят весьма вероятностный характер и способны (хотя и не обязаны) породить весьма для них неожиданные и непредсказуемые процессы. Следовательно,  кардинальная революционная перекройка всей социальной и экономической систем в любом случае становится не только неизбежностью, но и фактором выживания человечества. И ведущее в ней положение займет тот народ или та социальная группа, которые первыми не только додумаются до необходимости преобразования социума, но и до того, что для этого необходимо сделать.

Отсчет времени для принятия такого решения уже начат.

___________________
[1] Голландские ведущие попробовали мясо друг друга в прямом эфире, http://www.newsru.com/world/21dec2011/proefkonijnen.html
[2] S. Vitali, J.B. Glattfelder, and S. Battiston (Chair of Systems Design, ETH Zurich, Switzerland). The network of global corporate control. (Ссылка на препринт — http://www.newsru.com/finance/20oct2011/global_capitalism.html).
[3] Экономический сценарий апокалипсиса, http://www.apokalipsis.su/index.php?option=com_content&view=article&id=…, О.Григорьев, М.Хазин «Добьются ли США апокалипсиса?», http://worldcrisis.ru/crisis/562770, К. Гордеев «Взгляд сквозь кризис», http://www.kongord.ru/Index/Articles/lookthrghcris.html, «Проект жизнь после кризиса», http://www.2bz.ru/
[4] Утверждение об игроках в покер не является преувеличением: по крайней мере, последние полвека ведущие позиции в доминирующих банковских структурах занимают профессиональные математики, а нобелевские премии по экономике присуждают за разработки в области математической теории игр (моделью для одной из которых является как раз покер).
[5] Название некогда популярной и распространенной настольной игры.
 

Оцените статью
0.0