Алжирский вариант «арабской весны»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В парламентских выборах в Алжире, состоявшихся 10 мая, участвовали 44 политических партии. Из них 17 новых, созданных на основе недавно принятых законов и провозглашенной президентом Абдель Азизом Бутефликой в апреле 2011 г. программы демократизации общественно-политической жизни. За ходом выборов наблюдали около 500 иностранных наблюдателей от ООН, ЕС и ЛАГ. Итогом выборов стал явный успех светской правительственной коалиции и, соответственно, политического курса президента Бутефлики. Две партии этой коалиции «Фронт национального освобождения» (ФНО) во главе с Абдель Азизом Белькадемом, старейшим сподвижником Бутефлики и «Национально-демократическое объединение» (НДО), возглавляемое премьер-министром Ахмедом Уяхьей, завоевали соответсвенно 220 и 68 депутатских мест (из общего числа – 462), что превышает число мест, полученных ими на прошлых выборах в 2007 г. Исламистский альянс, объединявший три партии умеренных исламистов «Движение общества за мир» (ДОМ), «Возрождение» и «Движение за национальную реформу» (ДНР) получил 48 мандатов. Партии парламентской оппозиции, такие как стоящая на лево-социалистических позициях «Партия трудящихся», возглавляемая Луизой Ханун, и социал-демократический «Фронт социалистических сил» во главе с Хосином Аитом Ахмедом, получили соответственно 20 и 21 место. Все эти партии, включая исламистов, получили меньшее число мандатов по сравнению с выборами 2007 г. Явка избирателей составила 42,90%, что также выше показателя выборов 2007 г. Наиболее радикальная оппозиционная партия «Объединение за культуру и демократию» (ОКД), возглавляемая Саидом Саади, бойкотировала выборы. 

Выборы проходили на фоне продолжающейся в арабском мире «арабской весны». Ветры этой «весны» достигли Алжира, хотя и не принесли сюда таких потрясений, как в других странах. Тем не менее в 2010-2011 гг. Главным управлением национальной безопасности Алжира было зарегистрировано более 1 тысячи «уличных манифестаций протеста, многие из которых принимали форму столкновений с силами правопорядка». Нерешенность социально-экономических проблем наряду с начавшейся «арабской весной», прежде всего свержением режима Бен Али в соседнем Тунисе, стали в январе 2011 г катализаторами выступлений протеста и в Алжире. Манифестации начались в квартале Баб аль-Уэд алжирской столицы, населенном в основном представителями неимущих слоев, и были направлены против дороговизны жизни, безработицы, нехватки жилья. Вскоре они приобрели массовый характер и распространились на другие районы. В результате волнениями, сопровождавшимися столкновениями с полицией, были охвачены 20 из 48 вилай (провинций) Алжира. Часть оппозиции, прежде всего партия «Объединение за культуру и демократию» (ОКД) и некоторые профсоюзные и студенческие организации, пытались возглавить протесты и придать им политический характер, выдвигая лозунги демократизации и смены правящего режима. Однако власти сумели справиться с ситуацией, и накал выступлений стал ослабевать. 

Как заявил известный алжирский журналист Мохаммед Бу Хамиди, «радикальные изменения в Алжире запрограммированы в умах некоторых политиканов, журналистов и университетских профессоров, но никак не в умонастроениях алжирского народа». Таких политиканов он называет «алжирскими Абдельджалилями (по имени председателя ливийского Переходного национального совета. – Б.Д.), которых убеждают из-за рубежа «не упустить «весну» и приступить к действиям», за что они будут вознаграждены «приобщением к капиталистической глобализации». Парламентские оппозиционные партии лево-демократической направленности, так же как и умеренные исламисты, не поддержали лозунгов ОКД. Отражением настроения значительной части общества прозвучало заявление Милуда Брахими, бывшего председателя Алжирской лиги в защиту прав человека о том, что «если изменения в Алжире назрели, то они должны проходить в рамках закона и без насилия». 

Надо сказать, что положение в Алжире вообще отличается от ситуации в Тунисе и Египте. 

Во-первых, Алжир (наряду с Ливией), в отличие от других стран, поражённых «арабской весной», - самодостаточная страна и настоящая кладовая природных ресурсов. Кроме значительных запасов нефти (1,45 млрд. т.) и природного газа (4,58 трлн. куб метров) здесь находится 90% общих запасов железной руды стран Африки, 12% мировых запасов ртути и ряд других полезных ископаемых. Алжир является крупнейшим экспортером углеводородного сырья на мировые рынки. Алжир намеревается к 2015 г. покрывать до 40% потребностей в природном газе стран Евросоюза. Наряду с нефтегазовой отраслью в Алжире достаточно успешно развиваются другие секторы экономики, например информационная технология и ядерная энергетика. В Алжире ведутся исследовательские работы на ядерном реакторе мощностью 15 МВт, построенном в 1993 г. Планируется строительство первой атомной электростанции, которая должна вступить в строй в 2020 г. Алжирская экономика показывала в 2000-е гг. достаточно стабильный рост ВВП в пределах 4-6% в год, хотя эти темпы несколько замедлились в 2008-2010 гг., в том числе в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. В то же время благодаря созданным стабилизационным механизмам (в частности специальному Фонду регулирования доходов, где аккумулированы доходы от экспорта нефти и газа в размере около 48 млрд. евро на конец 2010 г., и Резервному валютному фонду, имеющему 121 млрд. евро) Алжир, как подтвердил министр финансов, не будет испытывать каких-либо трудностей при финансировании плана социально-экономического развития на 2009-2014 гг.». 

Во-вторых, Алжир в 1990-х гг. уже пережил свою «алжирскую весну». Тогда в условиях нарастания системного кризиса, идеологического вакуума, обусловленного отказом от социалистической ориентации, и на волне демократизации в алжирском обществе получило широкое распространение исламистское движение, наиболее структурированной силой которого стал «Исламский фронт спасения» (ИФС). В тех условиях военные применили силу, прервав парламентские выборы. Это, в свою очередь, привело к радикализации исламистов, которые развязали многолетнее вооруженное противостояние с властями, продолжавшееся в активной форме с 1992 по 2000 гг. и получившее название «черное десятилетие». Оно стоило алжирскому народу более 150 тыс. жизней, поставило страну на грань гражданской войны и превратило Алжир в один из очагов радикального исламизма, борьба с которым ведется до сих пор. Несмотря на то, что террористические исламистские группировки в основном подавлены, «Аль-Каида исламского Магриба» (АКИМ) всё ещё продолжает совершать в Алжире террористические акции. Однако в целом алжирское общество имеет своеобразную «прививку» от радикальных форм «арабской весны»

В-третьих, три исламистские партии, представленные в парламенте (ДОМ, Возрождение и ДНР), объединившиеся накануне парламентских выборов в альянс «Зеленый ислам», исповедуют умеренный исламизм и, критикуя правительство, в основном поддерживают президентский курс. 

В то же время алжирские власти достаточно оперативно отреагировали на «обеспокоенность общества и желание реформ», как описывала произошедшие выступления протеста алжирская официальная пресса. С 1 января 2012 г. минимальная гарантированная заработная плата увеличилась до 18 тыс. алжирских динаров в месяц (примерно до 175 евро). Причем за период с 2008 по 2012 гг. зарплата госслужащих также была увеличена в два раза. В соответствии с планом социально-экономического развития на 2009-2014 гг., предполагается создание 400 тыс. новых рабочих мест. Президент Бутефлика в апреле 2011 г. отменил режим чрезвычайного положения, действовавший в Алжире почти 20 лет, и провозгласил план реализации «глубоких политических реформ, имеющих целью ускорить движение по демократическому пути». Правительству поручалось выработать новые редакции законов о выборах, о статусе политических партий, о месте женщины в выборных органах власти. Наряду с этим подготовлены проекты законов об ассоциациях с целью расширить представительную демократию, о статусе вилайи для расширения прав органов местного самоуправления и о СМИ. Что касается проекта изменения Конституции Алжира, то он предлагается на рассмотрение нового состава парламента, избранного 10 мая 2012 г. 

Парламентские выборы в Алжире показали, что значительная часть алжирского общества поддерживает правительственный курс на дальнейшую поэтапную демократизацию и недопущение радикальных проявлений «арабской весны». Об этом свидетельствует, в частности, ослабление влияния в парламенте исламистских партий. 

 Алжирское общество в своем большинстве настороженно относится к «революционным» политическим изменениям, способным привести к повторению «черного десятилетия» исламистского террора 1990-х гг. И потом, если в Тунисе, Египте, а также в Йемене и ряде других стран «революционные силы» выступали против коррупции правящей верхушки, непотизма, произвола властей, отсутствия реальных демократических свобод, то в Алжире эти проблемы хотя и существуют, но в относительно меньшей степени. По инициативе президента Бутефлики в стране проводились кампании по борьбе с коррупцией, давшие положительный резонанс в обществе. С конца 1980-х гг. в Алжире существуют многопартийность, альтернативные выборы на всех уровнях и достаточно свободные, по сравнению с другими арабскими странами, СМИ. Личность президента Абдель Азиза Бутефлики достаточно популярна и ассоциируется многими алжирцами, особенно старшего и среднего поколения, с подавлением радикального исламизма и завершением «черного десятилетия», а также с демократическими преобразованиями. 

Конечно, социальная напряженность в алжирском обществе сохраняется, заявляет о себе и диссидентски настроенная молодежь, которая составляет половину населения Алжира и в большей степени уязвима, чем другие группы населения. В то же время снижение остроты этих проблем при наличии политической воли руководства и с опорой на большие ресурсные возможности страны – задача вполне решаемая. Её решение и будет означать реализацию алжирского варианта «арабской весны».