Сербия: «пророссийский» Николич против «прозападного» Тадича?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Действия НАТО по перекройке границ суверенных государств, переводу стран Ближнего Востока и Балкан в режим протекторатов; усилия по созданию монолитной геостратегической зоны НАТО в Европе, находящие выражение в расширении альянса на восток и планах создания ЕвроПРО, остро ставят перед Москвой вопрос об обретении геополитических союзников в многополярном мире. На Балканах и, по сути, в Европе единственным  историческим союзником России является Сербия – пока еще самая сильная страна Балканского региона. 

* * *

В области экономики, о чём не следует забывать, между Россией и Сербией существует договор о свободной торговле (2000). В 2009 г. был заключен договор о продаже «Газпрому» сербской компании-монополиста «НИС». В результате в собственности России, помимо  «Беопетрола», оказалась и вторая крупнейшая сербская компания - «Югопетрол». Реализуется ключевой российский проект в Европе – строительство газопровода «Южный поток», проходящего через территорию Сербии и покрывающего до 40% европейской потребности в газе. 25 апреля 2012 г. открыт российско-сербский Центр гуманитарного сотрудничества в Нише, в задачу которого входит обеспечение безопасности российских энергетических объектов. Российский «газовый проект» имеет исключительное значение для укрепления позиций России не только на Балканах, но и в Европе в целом.

В международном плане Россия является самым надежным партнером Сербии с точки зрения недопущения протаскивания через СБ ООН резолюций, оформляющих независимость Косова и принятия «Республики Косова» в международные организации. 

Россия заинтересована в стабильности Сербии и в стабильном взаимодействии со всеми партнерами на сербской политической сцене. Российская политика в Сербии носит многовекторный характер. Условно говоря, она делится на два направления: «реал-политического» и «потенциального» сотрудничества. По первому направлению российская сторона взаимодействует с входящими в прежнюю правящую коалицию «За европейскую Сербию» Демократической партией (ДП) Б.Тадича и Социалистической партией Сербии (СПС) И.Дачича, работая над реализацией достигнутых с этими лидерами договоренностей. И.Дачич благодаря собственным усилиям и связям вышел на позиции ключевого российского партнера. Хотя, напомним,  российской стороне потребовались годы и сверхусилия на преодоление противодействия заключению соглашений по «Южному потоку». По второму направлению отметим такие меры, как заключение российской партией «Единая Россия» договоров о сотрудничестве с двумя оппозиционными сербскими партиями – Демократической партией Сербии (ДПС) В.Коштуницы и Сербской прогрессивной партией (СПП) Т.Николича. Договор о дружбе и партнерстве существует между Сербской радикальной партией (СРП) и Справедливой Россией. Одновременно Россия неоднократно усилиями министра иностранных дел С.Лаврова и представителя России в ООН В.Чуркина защищала лидера сербских радикалов В.Шешеля, находящегося в Гаагском трибунале.

Однако по мере реализации совместных экономических проектов России потребуется усиливать свои позиции в стране и в регионе. В этом аспекте предстоящий 20 мая второй тур президентских выборов в Сербии ставит вопрос о перспективах развития российско-сербских отношений в зависимости от победы того или иного кандидата – Бориса Тадича или Томислава Николича. Чаще всего российские представители не выказывают здесь своих предпочтений и выражают готовность работать с любым победителем на выборах. С одной стороны, такая «отстраненная» позиция - свидетельство взвешенного подхода к двусторонним отношениям. С другой стороны, эта отстранённость может интерпретироваться (и интерпретируется!) как отсутствие у Москвы долгосрочной стратегии и нерешительность в продвижении собственных, в том числе крупных экономических, интересов. А это в условиях незавершенной геополитической трансформации региона и продвижения НАТО на Западных Балканах придаёт энергии антироссийским силам. 

Главным итогом парламентских выборов в Сербии, важным для России, стало прохождение в парламент исключительно «проевропейских» партий, ориентированных на интересы брюссельской евробюрократии. В Скупщине Сербии больше не будут представлены партии, отстаивающие национально-государственные интересы Сербии. Для России это имеет значение по целому ряду причин. 

Во-первых, и Тадич, и Николич абсолютным приоритетом своей внешней политики называют вступление Сербии в Евросоюз. Это далеко не так безобидно для России, как может показаться на первый взгляд. ЕС с момента своего зарождения неразрывно связан с НАТО, а в альянсе царит абсолютная гегемония США, основанная на несопоставимой со странами Евросоюза американской военной мощи. У НАТО и ЕС единое понимание глобальной безопасности, оформленное на саммите в Лиссабоне (ноябрь 2010 г.) (1). Европейская комиссия в 2010 г. приняла стратегические цели ЕС на 2011-2014 гг., включающие готовность Союза к борьбе с кризисами посредством «клаузулы о солидарности» (2). Североатлантический альянс однозначно заявляет об активной поддержке интеграции Западных Балкан в НАТО (3). Андерс Фог Рассмусен конкретизирует: «Среди государств Западных Балкан, в перспективе интегрированных в евроатлантические структуры, находится и Сербия» (4). Несмотря на то, что Т.Николич отрицает возможность вступления Сербии в НАТО, тенденцией деятельности этих двух мировых сил – ЕС и НАТО – является их политическое и военно-операционное слияниие. После 1999 года в Сербии практически были разрушены армия и структуры госбезопасности, страна не располагает достаточными средствами обеспечения национальной безопасности. Таким образом, выдвижение цели вступления Сербии в ЕС как абсолютного приоритета – это способ решения задачи атлантической переориентации страны.

Во-вторых, предполагаемое вступление Сербии в ЕС автоматически ликвидирует существующее соглашение о свободной торговле Сербии с Россией, одинаково выгодное обеим сторонам. 

В-третьих, в Сербии сохраняются очаги дестабилизации и сепаратизма. Это Воеводина, Рашская область и юг Сербии. Европейская интеграция должна подчинить Сербию принципам «европейского регионализма», то есть децентрализации с перспективой последующего расчленения страны. Это «расшатывание» Сербской государственности прямо противоположно заинтересованности России в стабильности Балканского региона. Кроме того, поскольку «независимость» Косова получила признание почти всего Евросоюза, то курс на евроинтеграцию ведёт к поглощению севера этого края Приштиной. Произойдёт полное оформление независимости «Республики Косова» - в нарушение международного права и вопреки позиции России. Реальность такова, что надежды на проведение Сербией самостоятельной политики в случае её вступлении в ЕС иллюзорны. 

Т.Николич избегает серьезных ответов на вызовы времени. На выборы он вышел с формулой «и ЕС, и Косово, и Россия».  Однако необходимо учитывать, что главным политическим советником Т.Николича является бывший посол США в Сербии У.Монтгомери. Партия Николича была создана в 2008 г. в результате выхода из Сербской радикальной партии группы Т.Николич-А.Вучич и образования ими собственной партии. Безотносительно к причинам инициированного Николичем раскола СРП объявление им Евросоюза своим «абсолютным приоритетом» и основание им «европейской» партии нанесло в своё время решающий удар по главной пророссийской силе на тот момент – Сербской радикальной партии (в лучшее время она имела 88 депутатов в парламенте и 35% поддержки избирателей). СРП так и не оправилась от удара, а за ее падением последовало критическое ослабление всего национально-государственного лагеря Сербии: более чем слабый результат В.Коштуницы на нынешних выборах, непопадание в парламент СРП, а также нового политического движения «Двери». Политическое поле Сербии расчистили от сил, способных выдвинуть альтернативу евроинтеграции (атлантической ориентации). Заметим, что по отношению к патриотическому движению «Двери» Николич вел самую непримиримую борьбу, многие сербские аналитики назвали это «весьма грязной игрой». Вместе с тем отколовшийся от радикалов Т.Николич стал для Б.Тадича, почитающего ЕС альфой и омегой внешней политики Сербии, соперником-двойником, конкурирующим за благосклонность Запада на одних и тех идеологических основаниях.

Партия Николича, в отличие от остальных, завоевавших право находиться в парламенте в результате выборов (2008), не финансировалась государством. У нее есть собственные спонсоры, в основном из местных олигархов. Партия носит «лоскутный характер», в ней сталкиваются интересы взаимно конфликтующих группировок. Четыре года сомнительного с точки зрения законности нахождения в парламенте являются слишком большим сроком для того, чтобы позволить себе роскошь не закрепить политические позиции властными постами. Амбиции велики, нынешние выборы стали для Николича последней возможностью получения власти - далее выдерживать конкуренцию с  Тадичем, играя на его поле, будет практически невозможно. Вероятный проигрыш Николича во втором туре президентских выборов и формирование правительства, снова подконтрольного Тадичу, поставит СПП на грань распада.

Подчеркнем, что судить о смысле политики СПП по заявлениям ее лидера Т.Николича – дело весьма неблагодарное. Его высказывания носят противоречивый и подчас взаимоисключающий характер. Так, с одной стороны, звучат уверения в ориентации на Москву. С другой - партия Николича, например, демонстративно проигнорировала обсуждение в Скупщине в 2011 г. инициативы С.Деджанского о получении Сербией статуса наблюдателя в ОДКБ. Согласием  обсудить эту инициативу ответили лишь радикалы, в обсуждении участвовали только депутаты от СРП - А.Мартинович, Б.Алексич и Д.Мирович, которые настаивали на необходимости вступления Сербии в ОДКБ, но ничьей поддержки они не получили.

На встрече с В.Дежером (сентябрь 2010 г.) Т.Николич заявил, что «он никогда не говорил о наличии у Европы альтернативы» (5). На предвыборном митинге в Субботице в марте 2012 г. главным тезисом Николича стало то, что «прогрессисты хотят Сербию в Европейском союзе, и не предпримут ни одного неверного шага, не примут ни одного плохого закона, который удалил бы Сербию от Европейского союза» (6). В ходе последнего визита в Германию в конце марта 2012 г. Т.Николич и А.Вучич заявили: «Сербская прогрессивная партия считает, что Германия как мощнейшая страна Евросовюза является стратегическим союзником Сербии» (7) (выделено нами – А.Ф.). Первый глава государства, которого после предполагаемой победы на президентских выборах Т.Николич планирует посетить, - Ангела Меркель (8). 

Очень характерно то, что в ходе нынешней предвыборной кампании в Сербии представители практически всех её политических сил, так или иначе, говорили и говорят о России в контексте объединяющих наши страны культурно-исторических связей и работающих ныне двусторонних экономических проектов. Это свидетельствует об исключительно благоприятной для России атмосфере, о российском присутствии в Сербии как влиятельном факторе сербской внешне- и внутриполитической жизни. А наиболее пророссийские позиции выражала на этих выборах отнюдь не партия Т.Николича, а, прежде всего, Сербская радикальная партия и движение «Двери», имеющие конкретные программы сотрудничества. «Российская линия» нашла также выражение у Демократической партии Сербии В.Коштуницы и Социалистической партии Сербии И.Дачича. 

И главный, с моей точки зрения, вопрос: не является ли Сербская прогрессивная партия Т.Николича псевдоальтернативой, созданной для имитации сближения с Россией с целью не допустить реального укрепления российских позиций в Сербии? Вспомним резкую критику представителями СПП соглашений с Россией по «Южному потоку»: «Мы заключили плохой договор в 2008 г… нет шансов, что он будет пересмотрен… От российских обещаний, что газ пойдет в 2015 г., нет ничего…» (9) В этом плане характеристика западными СМИ Николича как «пророссийского политика», тогда как в бытность свою радикалом он этими же СМИ подвергался оскорбительным нападкам, не может не настораживать. К слову, США завили, что их удовлетворит любой исход схватки за президентское кресло Сербии. (Кто бы сомневался). Учитывая, что главным политтехнологом СПП является Монтгомери, заявление Николича о том, что он выведет людей на улицы в знак протеста против результатов выборов 6 мая, подозрительно напоминает подготовку государственного переворота в Сербии 5 октября 2000 г. – ставшую уже традиционной тактику «раскачивания лодки» для общей дестабилизации ситуации в стиле «ненасильственного сопротивления» Джина Шарпа.

Всё, что можно сказать по поводу двух главных действующих лиц сербской политики сегодня, Б.Тадича и Т.Николича, это то, что они представляют две стороны одной – евроатлантической  – медали. Разница лишь в том, что один из них для привлечения голосов избирателей больше использует «пророссийскую» риторику.  

Какой может быть позиция России в этих условиях? 

Пассивное следование в кильватере событий, отсутствие долгосрочной, обширной, публично заявляемой программы развития двусторонних отношений не только на официальном, но и на общественном уровне, отказ от выражения симпатии и поддержки сторонникам тесных связей с Россией в лагере сербских патриотических, национально-государственных сил заведомо ведут к проигрышу. При такой «линии» противостоять конформизму адептов евроатлантической ориентации в Сербии скоро станет некому. А это означает установление региональной монополии ЕС / НАТО на Балканах и вассальную зависимость Сербии от евроатлантического центра силы. В этих условиях, при полной консолидации нового сербского правительства с Брюсселем и Вашингтоном, попытки Москвы и российских компаний, работающих в Сербии, «экономически перебить» Запад ничего не дадут – Россию и русских из Сербии будут последовательно вытеснять. 

Россия стала проигрывать на Балканах уже тогда, когда не смогла предотвратить локальные войны на территории бывшей Югославии и военную агрессию НАТО против этой страны в 1999 г. Сегодня продвижение в Сербии и через неё в Восточной Европе утраченных за последние 20 лет российских интересов (которые у России в этом регионе были, есть и будут!) требует принципиально новых подходов, а прежде всего - детального, глубокого знания реальной обстановки, трезвой прикладной аналитики, серьезной и разносторонней работы по широкому спектру сотрудничества со всеми основными сербскими партиями и общественными движениями. 

__________________________________

(1) http://www.lisbontreaty2009.ie/lisbon_treaty.pdf

(2) http://ec.europa.eu/commission_2010-2014/malmstrom/archive/internal_sec…

(3) http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_68828.htm?mode=press…

(4) http://www.politika.rs/rubrike/Tema-nedelje/Srbija-izmedju-NATO-i-Rusij…

(5) http://www.youtube.com/watch?v=xFHLKoa2MVo&feature=related

(6) http://www.media1.rs/politika/766715/948072/Toma_nista_protiv_eu

(7) http://www.rts.rs/page/stories/ci/story/

(8) http://www.smedia.rs/vesti/izbori/vest/92213/Izbori-2012-SNS-Tomislav-N…

(9) http://www.vesti-online.com/Vesti/Ekonomija/116014/Ugovor-s-Rusima--pro…