Последняя ставка Томислава Николича

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Второй тур президентских выборов в Сербии 20 мая предоставляет оппозиционным силам еще одну возможность изменить сложившуюся в этой стране более десятка лет назад расстановку сил, соответствующую в общем и целом стратегии реализации проекта «Нового мирового порядка». Проектом предусматривается сохранение у власти в Сербии (вне зависимости от результатов выборов!) коалиции во главе с Демократической партией с участием либерал-демократов и этнических меньшинств, среди которых задаёт тон коалиция сепаратистски настроенных венгров. 

Одним из условий решения этой задачи является дискредитация пользующихся поддержкой избирателей оппозиционных сил, а по возможности – доведение ситуации до их раскола. Аналогичные методики используются в других странах Балканского полуострова и всей Восточной Европы. По свидетельству З. Бжезинского, в основе политики США здесь лежит концепция Центральной и Восточной Европы как «Хартлэнда (Heartland)», или «материковой сердцевины мира», впервые изложенная в начале XX века одним из корифеев англосаксонской геополитики Х.Д.Маккиндером:

«Тот, кто правит Восточной Европой, владеет Сердцем Земли;

Тот, кто правит Сердцем Земли, владеет Мировым островом (Евразией);

Тот, кто правит Мировым островом, владеет миром» [1]

В геополитической конфигурации Балкан именно Сербия остается одной из немногих национально-государственных территорий вне тотального контроля Запада. Отсюда пристальное внимание Вашингтона и Брюсселя к внутриполитическому развитию этой страны. Результаты такого внимания налицо: в ходе нынешних выборов удалось не допустить в состав Народной Скупщины Сербскую радикальную партию, а также воссоздать коалицию Демократической и Социалистической партий. Теперь остается обеспечить переизбрание президентом Бориса Тадича.

По последним социологическим опросам, это, в общем-то, несложно. Преимущество Тадича над его соперником по второму туру, лидером Сербской прогрессивной партии Томиславом Николичем, внушительно: 58% против 42%. Как говорит представитель проводящего мониторинг выборов сербского агентства CESID Джордже Вукович, «если не произойдет очень большого сюрприза, в воскресенье Тадич станет триумфатором» [2]. Успехи в деле мобилизации Борисом Тадичем своих сторонников и электората других кандидатов, «отсеившихся» по итогам первого тура 6 мая, тем более заметны, что еще в апреле ситуация была прямо противоположной: социологическое агентство Partner konsalting отдавало тогда победу во втором туре Николичу с результатом 51% против 49% у Тадича [3].

За считанные дни до второго тура голосования Томислав Николич предпринял примечательную попытку переломить ситуацию. Он заключил соглашение с Демократической партией Воислава Коштуницы на предмет проведения референдума по главному вопросу национальной политической жизни – о целесообразности и условиях вступления Сербии в Европейский союз. Расчет Николича заключается не столько в том, чтобы заручиться поддержкой избирателей Коштуницы, получившего в первом туре 7,44%, сколько в надежде «перетянуть» на свою сторону всех, кто сомневается в необходимости вступления Сербии в Европейский союз любой ценой – в том числе ценой новых уступок по Косову. А таких, судя по опросам, абсолютное большинство - около 52%.

В штабе Тадича этот шаг Николича восприняли со всей серьезностью, заявив, что лидер «прогрессистов» «сошел с европейского пути». А источник в Демпартии добавил: Николич ещё раз подтвердил, что он не выбирает средства в своих попытках «добиться власти» [4]. 

Доля правды в последнем утверждении есть. За последние четыре с лишним года Томислав Николич неоднократно удивлял неожиданными поворотами и идеологическими «рокировками». Начав свою политическую карьеру с заявлений о том, что он скорее хотел бы видеть Сербию российской провинцией, чем членом Евросоюза, он впоследствии стал адептом евроинтеграции. 

В ходе нынешней избирательной кампании Николич давал понять, что он не намерен менять принятый при президенте Тадиче курс на вступление Сербии в ЕС, хотя и не думает, что интеграция страны в Евросоюз произойдет ранее 2020 года. «Мы желаем присоединиться к ЕС. У него есть для нас проекты и инвестиции», - заявляет Николич, но при этом всячески подчеркивает свое неприятие уступок по Косову как условия одобрения Брюсселем сербской заявки. «Если они говорят, что мы можем интегрироваться в ЕС, но что Косово нам не принадлежит - мы им скажем: "Спасибо, до свидания, у нас свой собственный путь"», - говорит лидер Сербской прогрессивной партии, хотя при этом отмечает, что допускает обсуждение с властями Приштины вопроса о статусе края. А ведь данный вопрос вроде бы однозначно решен Конституцией Сербии, провозглашающей Косово и Метохию «составной частью» Сербского государства. [5].

На Брюссель метаморфозы Николича, надо сказать, особого впечатления не производят. Многие в руководстве ЕС по-прежнему считают, что последнее изменение его позиции - не что иное, как «мелкая уловка для завоевания голосов» [6].

Однако судьба Сербского государства - бесконечно более важный вопрос, нежели политические метания Томислава Николича. Идея проведения в стране референдума о членстве Сербии в ЕС заслуживает внимания. Решение о его проведении должна принимать Народная Скупщина. А здесь многое будет зависеть от расклада голосов в уже сложившейся правящей прозападной коалиции. И если депутаты от Демократической партии Бориса Тадича, Либерально-демократической партии Чедомира Йовановича или Коалиции воеводинских венгров Иштвана Пастора вряд ли поддержат подобную инициативу, то эволюция позиции третьей по величине в парламенте фракции социалистов возможна. Во всяком случае, обращение к народу за ответом по судьбоносному для страны вопросу о вступлении в Евросоюз и, соответственно, о пределах уступок по Косову никоим образом не сводятся к предвыборным комбинациям. На кону – территориальная целостность Сербии и, без преувеличения, выживание сербского народа как субъекта истории.

Пока сложно сказать, как отнесутся к выдвинутой Т.Николичем инициативе референдума в Брюсселе. Возможный отрицательный результат голосования вряд ли отвечает интересам ЕС. Вместе с тем в условиях поглощённости «единой Европы» расползанием её собственного кризиса всё может резко измениться. Во всяком случае, если в конце минувшего года предложение Афин вынести на плебисцит вопрос о необходимости для Греции подчиниться ультиматуму внешних кредиторов, требовавших жестких сокращений расходной части государственного бюджета, вызвало в европейских столицах бурю негодования, то сейчас уже канцлер Германии Ангела Меркель готова предложить грекам вынести вопрос о членстве Греции в еврозоне на референдум [7].

Что касается Тадича, то он не намерен сходить с занятых им позиций. Для него «референдумом по вопросу Европейского союза» является второй тур президентских выборов. Это заявление вызвало горячее одобрение срочно прилетевшего в Белград перед решающим голосованием 20 мая бывшего французского министра обороны Алэна Ришара, которого сторонники Тадича представили специальным посланником президента Франции Франсуа Олланда [8]. Однако Сербия, как мы знаем, не раз преподносила сюрпризы великим державам, разрушая планы внешних сил в отношении её судьбы. Поэтому надо быть готовым к тому, что дальнейшее развитие отношений в треугольнике Брюссель – Белград - Приштина таит ещё много неожиданностей.

Примечания:

[1] Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 2009. С.57.

[2] DPA 180205 GMT Mai 12 18.05.2012 06:06

[3] http://eizbori.com/anketa-izbori-2012-partner-konsalting-nikolic-bi-dan…

[4] AFP 171146 GMT MAI 12

[5] AFP 170632 GMT MAI 12

[6] http://euobserver.com/15/116162

[7] http://top.rbc.ru/economics/18/05/2012/651116.shtml

[8] AFP 171832 GMT MAY 12