Киргизия как объект геополитики США

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Киргизия имеет шанс превратиться в «горячую точку» российско-американских отношений. Выступление посла США в России М. Макфола, обвинившего Москву в том, что она «подкупила Киргизию», чтобы та «вышвырнула» американских военных с авиабазы в бишкекском аэропорту «Манас», встретило жёсткий отпор - последовало заявление МИД России, в котором американскому дипломату было указано со всей определённостью на его непрофессионализм. 

Соединенные Штаты, по словам Макфола, тоже «предложили взятку (Киргизии), но в десять раз меньше». В итоге проблему пребывания американцев в бишкекском аэропорту удалось урегулировать только после «отдельных переговоров» президентов России и США.
 
«В МИД России с крайним недоумением восприняли высказывания посла США, - говорится в заявлении МИД РФ от 28 мая. - Прозвучавшие оценки взаимодействия России и США по форме выходят далеко за грань дипломатического этикета, а по сути представляют собой преднамеренное искажение ряда аспектов российско-американского диалога». Руководство РФ никогда не использовало понятие «сфер влияния», укоренившееся у американцев в практической политике, в том числе и в отношении Киргизии, а говорит лишь о странах, с которыми Россию связывают взаимные привилегированные интересы. Что касается взяток, то послу США, отмечается в заявлении МИД РФ, виднее, кому и какие взятки давал Вашингтон.
 
Вопрос о присутствии базы США на территории Киргизии МИД РФ прокомментировал отдельно. Администрация Буша-младшего десять лет назад обещала, что база в «Манасе» будет задействована на год-два. «Понимаем, что у власти в Вашингтоне уже другая администрация, - говорится в заявлении, - но это не снимает проблему предсказуемости и транспарентности американских действий в Центральной Азии. Посол должен быть в состоянии как минимум объяснить расхождение между словом и делом». Российский МИД отверг и домыслы М. Макфола об «увязках», которые якобы предлагает Россия при обсуждении острых международных проблем. Среди упомянутых послом США «увязок» – предложение разменять «Иран на Грузию», а «права человека в России – на Северную Корею». «Принципиальные вопросы, - утверждается в заявлении, - включая нераспространение ядерного оружия, являются безусловным приоритетом и не подлежат никакому торгу».
 
Отношение российского руководства к военному присутствию американцев в Центральной Азии стало меняться со второй половине 2000-х гг., когда стало совершенно ясно, что базы нужны Соединённым Штатам отнюдь не только для обеспечения военной кампании в Афганистане, что ослаблять свою хватку на «мягком подбрюшье» России американцы не спешат. После того как в 2005 г. они были вынуждены покинуть узбекский Ханабад, «Манас» остался единственной крупной авиабазой США в Центральной Азии. К концу правления К. Бакиева (2005-2010 гг.) своего отрицательного отношения к сохранению этой базы Москва не скрывала, неоднократно призывая определить сроки её эвакуации. 
 
В феврале 2009 г. Россия пообещала Киргизии выделить безвозмездную помощь в размере 150 млн. долл., льготный кредит в размере 300 млн. долл. и еще один кредит в сумме 1,7 млрд. долл. на строительство одной из крупнейших в регионе Камбаратинской ГЭС-1. По мнению аналитиков, одновременно с предоставлением кредитов предполагалось, что функционирование базы США в «Манасе» будет прекращено. Однако Бишкек, получив два первых кредита, решил сохранить американскую военную базу, переименовал ее в «Центр транзитных перевозок» и начал получать за это от американцев почти в три раза большую арендную плату – 60 млн. долл. в год (надо полагать, это и было, пользуясь лексикой Макфола, «американской взяткой»). 
 
В апреле 2010 г. режим К. Бакиева пал. Пришедшее к власти временное правительство Киргизии во главе с Р. Отунбаевой выводить американскую базу также не торопилось. В октябре 2010 г. новое руководство республики договорилось с Вашингтоном продлить пребывание базы еще как минимум на три года. Одновременно вскоре после «второй киргизской революции» выяснилось, что часть денег первых двух российских кредитов, полученных Киргизией, бесследно пропали с банковских счетов, а Киргизии теперь приходится платить по ним проценты. 
 
В то же время вопрос о военном присутствии американцев в аэропорту «Манас» до сих пор не решен. Президент Киргизии А. Атамбаев в ходе предвыборной кампании в августе 2011 года заявил, что американские военные должны покинуть Киргизию в 2014 г. Затем, во время визита в Турцию в январе 2012 года, А. Атамбаев изменил свою позицию, заявив, что базу в «Манасе» ликвидировать не обязательно. Достаточно, мол, преобразовать ее в «Центр гражданских транзитных перевозок» с участием США, России и Турции. 2 апреля на встрече с помощником Госсекретаря США по странам Южной и Центральной Азии Робертом Блейком в Бишкеке А. Атамбаев высказался в том смысле, что военные США должны покинуть «Манас» до конца лета 2014 г., а база может быть сохранена как центр по перевозке гражданских грузов. 
 
Однако ни малейшей уверенности в том, что США после 2014 г. уйдут из «Манаса», нет. Напротив – они постараются оттуда не уходить. И агрессивное выступление М. Макфола в Высшей школе экономики это только подчёркивает. Сворачивать свои позиции в Афганистане американцам ни к чему – ведь при них прибыльное производство и экспорт афганских наркотиков достигли рекордных показателей. Говорят, что и «Манас» играет в этом бизнесе свою роль. Ну а если договориться с Бишкеком Вашингтону всё же не удастся, США попытаются открыть свою военную базу в одной из соседних стран. Среди кандидатов на эту роль фигурируют Таджикистан, Узбекистан и Туркмения, которые в отличие от Киргизии имеют с Афганистаном общую границу. США уже заявили о планах создания в регионе для национальных армий сети «тренировочных центров», которые могут брать на себя функции военных баз. Так что надо ожидать новых «американских взяток».