Перейти к основному содержанию

Запад готовит для Белоруссии ливийский сценарий

Подготовка новых западных «инициатив» в отношении Белоруссии разворачивается по обкатанной за последние полтора года схеме - повторения сирийского либо ливийского сценария. Эмигрантам из числа бывших белорусских силовиков, выдвинутым сейчас на авансцену, отведена роль марионеток, за которыми стоят гораздо более влиятельные силы... Демонизация белорусских властей как система информационных мероприятий - вот стержень долгосрочного западного проекта в отношении Белоруссии... План дестабилизации Белоруссии является частью более обширного замысла торпедирования проекта Евразийского союза...

Анализ положения дел в стане белорусской прозападной оппозиции показывает, что эти силы так и не оправились после зачистки оппозиционной инфраструктуры, которую белорусские власти провели после президентских выборов 2010 года. Движение разобщено, партийные и иные общественные структуры ослаблены, общие цели и задачи формулируются невнятно, отсутствует единая стратегия и тактика. Данную оценку разделяют и многие эксперты из оппозиции. Оппозиционное движение даже не смогла разбудить прошлогодняя провокация западных спецслужб с Алесем Беляцким, счета которого якобы неумышленно засветили литовские власти, из-за чего он был осужден белорусским судом за неуплату налогов. Попытка сделать из белорусского правозащитника нового Леха Валенсу, Вацлава Гавела или нового Нобелевского лауреата явно и с треском провалилась. 

Тем не менее поиски решения «белорусского вопроса» в пользу евроатлантических «демократизаторов» не прекращаются. Как всегда, в западных разработках есть несколько параллельных стратегий. Одна из них относительно спокойная и внешне миролюбивая – речь идет о Восточном партнерстве. Вторая – более жесткая, связанная с освобождением политзаключенных и направленная на получение досрочных преимуществ в процессе переговоров с белорусскими властями накануне предстоящих в сентябре 2012 года выборов в белорусский парламент. Переговоры начнутся, видимо, уже в июне. Были попытки Запада выстроить и третью, совсем жесткую переговорную стратегию в отношении Белоруссии, связанную со втягиванием России в конфликт вокруг отозванных европейских дипломатов и формирования из Белоруссии новой «горячей точки» по примеру Сирии, но эта стратегия из-за согласованных действий Минска и Москвы провалилась, фактически не начавшись.

И вот на фоне нынешнего вялотекущего внешнеполитического диалога по линии Республика Беларусь - США - Евросоюз довольно неожиданно в мае белорусскими политэмигрантами, в основном выходцами из белорусских спецслужб, осевшими в Европе и находящимися, понятное дело, под бдительным присмотром их европейских коллег, была выдвинута инициатива формирования оргкомитета «совета национального спасения» - с дальним прицелом сформировать в последующем на его основе «правительство в изгнании». Об этом сообщил председатель оргкомитета бывший командир 5-й отдельной бригады спецназа ГРУ ВС РБ полковник Владимир Бородач. В состав совета уже вошли двадцать восемь белорусских эмигрантов (бывшие сотрудники силовых структур Беларуси, общественных организаций и политических партий) и несколько десятков активистов оппозиции, проживающих в Беларуси. Заместителем председателя оргкомитета стал бывший майор КГБ Онуфрий Романович. Цель данного совета формулируется его лидерами достаточно стандартно (сравни с аналогичными советами в Ливии и Сирии) – более жёсткая борьба с «диктатурой», формирование «правительства в изгнании», организация с помощью упомянутого Совета переговорных площадок для контактов избранных представителей белорусских властей и Запада и, наконец, выполнение властями республики под давлением неких требований.

Подготовка новых западных «инициатив» в отношении Белоруссии разворачивается по обкатанной за последние полтора года схеме - повторения сирийского либо ливийского сценария. Эмигрантам из числа бывших белорусских силовиков, выдвинутым сейчас на авансцену, отведена роль марионеток, за которыми стоят гораздо более влиятельные силы. 

В среде «внутренней» белорусской оппозиции пока эти попытки встречены по большей части прохладно, поскольку, с одной стороны, ранее прикормленные оппозиционеры опасаются перераспределения ресурсов, с другой - более жесткая линия поведения новой группы борцов с «белорусским режимом», безусловно, приведет к более жесткому ответу белорусских властей. И так как до эмигрантов добраться труднее, то основной удар будет нанесён по тем, кто более досягаем и находится в пределах границ республики. Поэтому лидеры оппозиции, сидящие в самой Белоруссии, пока благоразумно отмежевываются от своих заграничных коллег. Непонятны пока и методы достижения целей «совета национального спасения». Если эти методы предусматривают применение вооружённой силы, то «спасатели» автоматически попадут в разряд террористов, ответ белорусских властей на их действия будет сокрушительным и его поддержит подавляющее большинство народа. Если же имеются в виду политические методы, то они с учетом заграничного пребывания этих оппозиционных активистов ничего не добавят в копилку уже действующей прозападной оппозиции.

Здесь налицо определенная развилка. Однако если второй (мирный) вариант белорусские власти легко нейтрализуют, то первый вариант – с направляемым из-за рубежа вооружённым выступлением на территории Белоруссии (по аналогии с Ливией или Сирией) -  заслуживает того, чтобы задержать на нём внимание. 

Эта последняя стратегия не так проста, как кажется. На самом деле она имеет два уровня противоборства. И второй уровень (информационный, за рамками открытого применения силы) является для Запада основным. Его цель – дискредитация белорусских властей в ответ на попытки противостоять террористической войне внутри республики. «Режим Лукашенко» (подобно «режиму Каддафи», «режиму Асада») будет превращён в очередной жупел и представлен «кровавой диктатурой», стоящей на пути свободного волеизъявления народа. 

Демонизация белорусских властей как система информационных мероприятий - вот стержень долгосрочного западного проекта в отношении Белоруссии. Цель - не допустить подрывающего «трансатлантическую солидарность» развития сотрудничества по линии Россия - Европа, демонизировать совместно с белорусским российское руководство и на этом основании отказать впоследствии «режиму Путина», как и «режиму Лукашенко», в цивилизованности и «европейскости». Недаром инициатива Бородача – Романовича появилась сразу после избрания В. Путина президентом России и провозглашения им проекта строительства Евразийского cоюза приоритетным. 

План дестабилизации Белоруссии является частью более обширного замысла торпедирования проекта Евразийского союза. В этом отношении первый официальный визит В.Путина в качества президента РФ в Минск и подписание совместного коммюнике, характеризующего отношения двух стран как "стратегические", — в соответствии с договором о создании Союзного государства от 1999 года — не оставляет места надеждам тех, кто делает ставку на развитие кризисных тенденций в белорусско-российском сотрудничестве.

Оцените статью
0.0