Перейти к основному содержанию

Полонизация Белой Руси

Белоруссия – рубежный край на линии соприкосновения западной и восточной цивилизаций. Первая заявляет о себе польским культурно-политическим присутствием, вторая – наличием сильного русского, российского влияния. Адепты белорусского национализма бьются в истерике, задаваясь вопросом: «А где же тут место белорусов?»... В Белоруссии разворачивается сегодня вялотекущая, но грозная по своим неминуемым последствиям война символов...

Белоруссия – рубежный край на линии соприкосновения западной и восточной цивилизаций. Первая заявляет о себе польским культурно-политическим присутствием, вторая – наличием сильного русского, российского влияния. Адепты белорусского национализма бьются в истерике, задаваясь вопросом: «А где же тут место белорусов?» Ответ даёт сама история. Белорусы в большинстве своём никогда не мыслили себя в отрыве от Русского мира, если не считать горстки окатоличенной и ополяченной белорусской шляхты и части крестьянства. И если для России и во многом для Украины тема православно-католического (русско-польского) противостояния отчасти потеряла с ходом истории своё значение, для белорусов этот вопрос по-прежнему актуален, и присутствие польско-католического влияния в республике довольно осязаемо.

Доля католиков среди этнических белорусов составляет, по разным оценкам, от 11% до 14,5%. При этом некоторые источники отмечают тенденцию к увеличению лиц католического вероисповедания среди белорусов, особенно на западе страны. Это неудивительно, если учесть, что как раз в Западной Белоруссии позиции польского элемента особенно прочны и устойчивы. Однако есть причины говорить не только об усилении польско-католического влияния в Западной Белоруссии, но и о непрекращающихся попытках расширить ареал этого влияния на остальную территорию республики.

Не так давно белорусские СМИ сообщили о намерении властей возродить сценические традиции Радзивилловского замка в Несвиже, где прошёл первый в Белоруссии форум профессиональных театров «Театр Уршули Радзивилл». Зрителю были представлены спектакли об истории магнатского рода Радзивиллов и т.п. Как сообщается, организаторы мероприятия пытались таким образом «создать мост между историей и современностью белорусской культуры». Но прежде чем мостить мост, давайте действительно вспомним историю. Радзивиллы были богатейшим магнатским родом литовского происхождения в Великом Княжестве Литовском. Со временем род окончательно ополячился и уже к XVI в. владел огромными земельными наделами на территории современной Белоруссии. Театр был семейной страстью Радзивиллов, и когда в Несвиже был построен их замок – резиденция, там были сооружены сценические подмостки, на которых в роли артистов выступали и белорусские крестьянки, нередко находившиеся у Радзивиллов на положении наложниц. «Встреча истории и современности», как того добивались организаторы мероприятия, действительно произошла, и на радзивилловской сцене после 200-летнего перерыва вновь играли актёры. Только акценты в этой истории были то ли по недомыслию, то ли по чьему-то наущению предельно смещены. Создаётся впечатление, что политическая деятельность магнатов Радзивиллов была исключительным благом для белорусской земли, и остаётся только причислить их к сонму благодетелей белорусского народа, хотя каждый, мало-мальски знакомый с перипетиями белорусской истории, знает о роли Радзивиллов в установлении в крае польско-католического владычества. Казалось бы, подумаешь, старинный польский театр открыли. Но попробуйте открыть нечто подобное, только с иным - русским - смыслом, в Польше. Сразу же из уст бдительной польской общественности посыплются экзальтированные обвинения в реставрации наследия «русского империализма» и «колониализма».

Возрождение традиций магнатского театра Радзивиллов стоит в длинном ряду похожих мероприятий, направленных на укрепление в республике польско-католических культурно-исторических традиций. К примеру, в Несвижской ратуше был торжественно установлен штандарт 27-го полка уланов Войска Польского. Этот полк долгое время базировался в Несвиже, вплоть до прихода Красной армии в 1939 г. Польские активисты некоторое время назад отыскали древко от настоящего штандарта. Восстановив сам штандарт по имеющимся рисункам, прикрепили полотнище на древко и разместили в музее Несвижской ратуши. Передачу штандарта в торжественной обстановке произвёл полковник Войска Польского Анджей Крывчек. Сам штандарт находился в руках бравого солдата, одетого в форму польской армии. На мероприятии присутствовали члены польского Товарищества несвижан (выходцев из Несвижа) и потомки уланов 27-го полка. «Теперь каждый желающий может полюбоваться в Несвиже штандартом 27-го полка польских улан!» - радостно сообщают белорусскоязычные СМИ. Забывают только, что это солдаты той самой армии, которая в своё время оккупировала Западную Белоруссию, и размещение в госучреждении боевых символов бывшей армии-оккупанта может вызывать возмущение у ветеранов кампании 1939 г. (пусть их и осталось считанные единицы) и их потомков.

А тем временем в польском городке Лиманова городские власти приняли решение о демонтаже обелиска в память освобождавших город воинах Красной армии. За это высказалось большинство жителей Лимановы. Официальная причина: монумент «совершенно не вписывается в современный проект парка, он полуразрушен, уничтожены даже украшавшие его барельефы и надписи». Остаётся только задать жителям Лимановы вопрос, почему обелиск был доведён до такого состояния. А историки местного отдела Польского исторического общества в открытом письме властям отметили: «…от имени всей Польши мы просим уничтожить этот уродливый символ минувшей эпохи советского ига». (ИноСМИ: «Лиманова не хочет у себя памятника Красной армии»).

Похоже, что кое-кто и в Несвиже не прочь подхватить старую песню о «советском иге». Вообще, для белорусских националистов свет клином сошёлся на Несвиже. Небольшой городок в Минской области с населением менее 15 000 человек богат архитектурными памятниками эпохи польского владычества (Несвижский замок, Костёл во имя Божьего Тела, Доминиканский монастырь, Женский монастырь бенедиктинок) и негласно считается символическим центром белорусского литвинизма. Напомню: литвинизм – искусственно созданная «теория» преемственности белорусской государственности от Великого Княжества Литовского (ВКЛ). Белорусы в понимании адептов литвинизма вовсе не белорусы, а литвины, потомки населявшего ВКЛ народа. Если литвинисты и готовы хотя бы частично признать правомочность существования белорусского народа, то его связь с народом русским они агрессивно отметают. Истинными национальными символами Белоруссии литвинисты считают бело-красно-белый флаг (почти полная копия флага Польши) и герб «Погоня» с изображением вооружённого всадника с портретных печатей великих князей литовских Ягайло и Витовта. При этом часть литвинистов признаёт восточнославянское происхождение белорусов, но считает их политически менее успешными родственниками поляков, а другая часть отрицает восточнославянские корни белорусов, заменяя их легендами о балтском происхождении, оставляя восточноевропейскую «отсталость» на долю русских. Важно, что все литвинисты поголовно видят Белоруссию и белорусов в Европе и под негласным патронатом Польши, но никак не в Евразийском союзе. Утверждая, что белорусы – это на самом деле особая литвинская народность, апологеты этой идеологии стремятся доказать, что между русским и белорусом зияет не только непреодолимая этническая пропасть, но и непроходимая река белорусской (литвинской) крови, выпущенной русскими армиями во время всех войн и восстаний, которые когда-либо имели место на территории Белоруссии. В Польше уже заметили это идеологическое новшество, а польские СМИ периодически благосклонно отзываются о новоявленных литвинах.

В Белоруссии разворачивается сегодня вялотекущая, но грозная по своим неминуемым последствиям война символов. Кажется, что история повторяется, и польский орёл снова готовится к бою со своим двуглавым российским соперником. Когда в Минске обсуждался проект мемориала героям Первой мировой войны, возникло множество разногласий по вопросу строительства православной часовни. Сначала установили, а потом сняли двуглавых орлов с мемориальной ограды (что вы, это же символ чужого государства!), а потом не могли решить, каким должен быть купол часовни. Позже остановились на нейтральном псевдовизантийском стиле, общепринятом в современной Белоруссии.

Усиление белорусизаторской политики Минска часто связывают с именем Павла Латушко, министра культуры Республики Беларусь, бывшего чрезвычайного и полномочного посла Республики Беларусь в Польше, одного из самых молодых чиновников столь высокого ранга, к тому же белорусскоязычного. Значительное сокращение репертуара белорусских театров на русском языке, установление польских символов в Несвиже и иных местах Белоруссии приписывают именно П. Латушко с его стремлениями «европеизировать» республику и придать ей польское обличье.
 

Оцените статью
0.0