Перейти к основному содержанию

Мохаммед Мурси и Египет на распутье

«Жасминовая революция» чрезвычайно дорого обошлась египетской экономике... Исламисты в арабских странах оказались в очень непривычной для себя ситуации. Привыкнув к многолетней подпольной борьбе, они демонстрируют в большинстве своем абсолютную неприспособленность к управлению государствами и внятной экономической политике... Арабская Республика Египет стоит на распутье. Ввиду приближающейся агрессии против Ирана у Мохаммеда Мурси есть возможность занять правильную позицию в предстоящей войне, дистанцировавшись от прямой поддержки конфликтующих сторон, и возвратить себе роль ключевого игрока арабского мира...

Через полтора месяца после избрания новый египетский президент-исламист за один вечер отстранил от власти всех своих основных соперников. Турецкий премьер-исламист Реджеп Тайип Эрдоган, который шел к этой цели почти 10 лет, заявил, что снимает шляпу перед египтянином: «Мурси удалось за месяц проделать путь, который мог бы тянуться и несколько лет».

До этого времени полномочия президента АРЕ носили урезанный характер.14 июня, в преддверии второго тура выборов, военные подстраховались. Они внесли в конституцию страны положения, позволяющие Высшему совету Вооруженных сил (ВСВС) в значительной степени контролировать решения первого лица государства, фактически сведя его функции к представительской роли. В частности, сразу после признания Высшим конституционным судом итогов парламентских выборов недействительными и роспуска ставшего «нелегитимным» парламента, в котором большинство мест принадлежало исламистам, генералы присвоили себе права законодательной ветви власти, включая контроль за процессом разработки будущей конституции и за расходованием государственных средств. Подобная ситуация, как это уже было после падения режима Мубарака и до первого заседания нового парламента, когда «Братья-мусульмане» тут же назвали эти действия военных «государственным переворотом». В свою очередь, группа светских, левых и либеральных партий в совместном коммюнике утверждала, что «все эти меры демонстрируют решимость ВСВС усилить свою власть и поставить ее на службу кандидату прежнего режима Ахмаду Шафику».

И вот – ответный ход оппонентов военных. В минувшее воскресенье Мурси своим указом отправил в отставку по выслуге лет министра обороны 76-летнего фельдмаршала Мохаммеда Хусейна Тантауи, возглавлявшего Высший военный совет. Вместе с ним был уволен и глава генштаба Сами Энан, а также командующие ВВС, ВМС и ПВО. Одновременно Мурси объявил имя своего вице-президента - им станет известный судья и жесткий критик режима Мубарака Махмуд Мекка. Братья-мусульмане стали полноправными хазяевами страны.

Для большего понимания ситуации позволим себе привести некоторые моменты биографии новоизбраного президента. 

Избранный президент Египта Мохаммед Мурси Иса аль-Айят родился в августе 1951 года в египетской провинции Шаркия. Мурси учился инженерному делу в Каирском университете, где в 1975 году получил степень бакалавра, а в 1978 году - магистра. В 1982 году защитил докторскую диссертацию в Университете Южной Калифорнии, США (!), после чего работал ассистентом профессора в Калифорнийском государственном университете до 1985 года. В Калифорнийском университете Мурси был задействован в областях, связанных с исследованием космоса. Группа, в которой он работал, проектировала двигатели для ракет стратегического назначения. В 1985 году вернулся в Египет, где начал преподавать в университете Эз-Заказик. Начиная с 1992 года Мурси стал принимать участие в деятельности запрещенного в тот период в Египте исламистского движения «Братья-мусульмане». С 2000 по 2005 год будущий президент являлся депутатом нижней палаты египетского парламента, где находился в блоке оппозиции по отношению к правившей при режиме Хосни Мубарака Национально-демократической партии и возглавлял при этом парламентскую фракцию организации «Братья-мусульмане».

В 2006 году М. Мурси находился в заключении около семи месяцев, после того как был задержан во время одной из оппозиционных демонстраций. В январе 2011 года в Египте начались массовые выступления против режима президента Хосни Мубарака, а 30 апреля 2011 года члены движения «Братья-мусульмане» назначили Мурси председателем новой политической организации - «Партии свободы и справедливости» (ПСС). В январе 2012 года партия стала бесспорным победителем выборов в Народное собрание (нижняя палата парламента Египта), получив 38% в голосовании по партийным спискам.(1)

На фоне развития политического противостояния между братьями-мусульманами и армией в Египте экономические проблемы, вставшие перед страной, вызывают все большее опасение. 

«Жасминовая революция» чрезвычайно дорого обошлась египетской экономике. Так, уже во втором квартале 2011 года (последние официальные данные) темпы роста ВВП в постоянных ценах замедлились до 0,3% за счет спада в частном секторе (в первую очередь в промышленности и туризме). Кроме этого, динамика производства железа в третьем квартале свидетельствует о дальнейшем спаде: продажи за 8 месяцев 2011 года упали на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, производство – на 16%. По данным HSBC, уже в первые три месяца после революции количество рабочих мест в стране сократилось на 600 тысяч.

Снижение экспорта услуг в сочетании с оттоком капитала из страны привело к ухудшению платежного баланса: дефицит в 2010/2011 финансовом году составил 9,8 млрд. долларов. Благодаря усилиям Центрального банка это привело лишь к плавной девальвации валюты (на 4% в 2011 г.), однако, золотовалютные резервы страны сократились в два раза, до 18 млрд. долларов (что покрывает, по оценкам HSBC, около 3,5 месяцев импорта). Это повышает риски бесконтрольной девальвации египетского фунта в 2012 году. Обвал курса фунта, в свою очередь, приведет к всплеску потребительской инфляции, поскольку Египет импортирует до 40% потребляемого продовольствия, в том числе до 60% пшеницы, что повысит социальную нестабильность. Дефицит бюджета на фоне роста субсидий на топливо и продовольствие на уровне 9-10% ВВП (25 млрд. долларов) также представляет угрозу, особенно в условиях необходимости рефинансировать свыше 50 млрд. долларов долга в 2012 году.(2)

Видимо, в целях спасения страны от полного экономического коллапса путем привлечения иностранной финансовой помощи первый на должности президента официальный визит М. Мурси состоялся не куда-нибудь, а в Саудовскую Аравию. Встречаясь с королем Абдаллой, египетский президент также не скупился на верноподданнические выражения, говоря о том, что его намерение совершить «первый заграничный визит в Королевство Саудовская Аравия» было связано с тем, что «королевство – страна, где воплотилось Божественное откровение», страна, «объединяющая сердца арабов и мусульман». Он подчеркивал, что Египет и королевство «связывает братская любовь», что «сердца египтян полны любви к Обеим Святыням, гражданам Королевства Саудовская Аравия, к королю и принцам этой великой страны, история которой есть бесконечное свидетельство тех благ, которые были принесены ею Египту и всему региону».

Итогом поездки стало соглашение об увеличении саудовских капиталовложений в египетскую экономику, чему должны способствовать обещания М. Мурси о введении новых льгот для «арабских и, в первую очередь, саудовских предпринимателей». Саудовская пресса, опираясь на данные соответствующих министерств обеих стран, сообщала о том, что «Саудовская Аравия является первым торговым партнером Египта», считая, что вновь поднятый в ходе визита М. Мурси вопрос о строительстве связывающего обе страны моста лишь увеличит степень их экономической взаимозависимости. Со своей стороны, Саудовская Аравия высказала обещание о «предоставлении новых возможностей для работы египетской квалифицированной рабочей силы на своей территории», как это отмечалось в заявлениях руководителей саудовских экономических ведомств. 

В данном контексте перед руководством Египта и президентом Мурси лично встают те же проблемы, что и перед исламистским руководством Туниса и частично Ливии. Исламизм (мягкий или жесткий) просто вынужден играть по известным правилам, в основе которых лежит если не экономическое процветание, то хотя бы рост уровня жизни. Сделать это в большинстве арабских стран, которые не имеют развитой гармоничной экономики, а в лучшем случае сидят на углеводородной игле, без серьезного участия западных компаний будет невозможно. А для этого необходимо вносить определённые коррективы как во внутреннюю, так и во внешнюю политику. 

Исламисты в арабских странах оказались в очень непривычной для себя ситуации. Привыкнув к многолетней подпольной борьбе, они демонстрируют в большинстве своем абсолютную неприспособленность к управлению государствами и внятной экономической политике. Последнее диктует отход от прописных исламистских истин, а на это в большинстве своем «старая гвардия» пойти не может в силу отсутствия гибкости. Отсюда и ротации в руководстве с выходом на политическую сцену молодых практиков, которую мы, возможно, вскоре увидим. 

А вот неизбежное противоборство с фанатиками-салафитами, за которыми стоят саудовцы, ещё только впереди, и свидетельством тому – начатая египетскими властями антитеррористическая операция на Синае. 

В настоящее время между Вашингтоном и Тегераном разворачивается борьба за лояльность новой египетской власти. В свете постоянно надвигающейся угрозы нанесения израильской авиацией ударов по иранским ядерным объектам Египет становится едва ли не «ключевым» государством для Ирана, которое в состоянии если не обезвредить, то уж точно в значительной мере отвлечь армию обороны Израиля. В Тегеране неустанно заявляют о намерении открыть новую страницу в отношениях с Каиром после их резкого ухудшения в феврале 1979 г., когда в Иране была свергнута дружественная Египту монархия и установлено «исламское правление».

На случай перехода израильско-иранского конфликта в прямое военное противостояние Иран, очевидно, мог бы быть заинтересован в создании Тель-Авиву дополнительной «головной боли». Определённые усилия на данном направлении могла бы предпринять «Хезболла», активизировался также и «Исламский джихад». США со своей стороны воздерживаются от критики египетского правительства, ограничившись пока лишь пустыми обещаниями и предоставив возможность действовать своим друзьям из Саудовской Аравии: еще в конце июня глава американского Госдепа Х.Клинтон, похвалив египтян за «свободные, честные и демократические» выборы, заявила, что нынешняя администрация США удовлетворена первыми шагами М.Мурси. Показательно также, что именно Х.Клинтон стала первым высокопоставленным должностным лицом стран Запада, которая 14 июля посетила Египет с официальным визитом после избрания М. Мурси на пост главы государства с целью «выразить поддержку США демократическим процессам, происходящим в Египте». 

Сегодня Арабская Республика Египет стоит на распутье. Ввиду приближающейся агрессии против Ирана у Мохаммеда Мурси есть возможность занять правильную позицию в предстоящей войне, дистанцировавшись от прямой поддержки конфликтующих сторон, и возвратить себе роль ключевого игрока арабского мира.

________________________________

1. http://ria.ru/arab_info/20120624/680945984.html

2. King, Steven, Karen Ward and Madhur Jha. When the wheels fall off. Macro Global Economics Q1 2012. HSBC Global Research

Оцените статью
0.0