Перейти к основному содержанию

Африка: от преступления к наказанию

Вторжение войск Руанды и Уганды в Демократическую Республику Конго (ДРК), начавшееся в 1996 году, и преступления, совершенные там этими войсками, до сих пор представляют собой самую серьёзную проблему для Африки... Передача в Международный уголовный суд иска в отношении преступлений, предположительно совершенных нынешним президентом Руанды П.Кагаме в Руанде и ДРК, представляет собой попытку начать, наконец, процесс привлечения Кагаме и его союзников к судебной ответственности. Только после того, как правосудие в отношении них свершится, может начаться восстановление мира в Африке. Данный иск должен быть поддержан...

17 августа адвокат (1), представляющий интересы нескольких политических и гражданских организаций Руанды и Демократической Республики Конго (ДРК) (2), подал главному прокурору Международного уголовного суда иск в отношении преступлений, предположительно совершенных нынешним президентом Руанды П.Кагаме в Руанде и ДРК.

Имеются серьёзные доказательства данного обвинения. Во-первых, это доклады ООН, которые содержат доказательства того, что серьезные преступления против человечности и военные преступления в Руанде и Конго были совершены именно П.Кагаме при поддержке его угандийских и западных союзников. Хотя этим докладам не «давали хода» определённые силы в ООН и в прокуратуре Международного трибунала по Руанде (МТР), они, в конце концов, были опубликованы и являются лишь небольшой частью того огромного материала, который содержит неопровержимые доказательства вины высшего руководства Руанды.

Доклады ООН включают, в частности, отчёт Роберта Герсони, который в конце 2004 года по поручению верховного комиссара ООН по правам человека занимался выяснением условий для возвращения беженцев-хуту, которые бежали из Руанды в Заир, спасаясь от сил «Руандийского патриотического фронта» (3) (РПФ) ранее в том же году. В докладе Герсони говорится о том, что начиная с апреля 1994 года и по настоящее время силы РПФ совершают систематические массовые убийства гражданских лиц хуту. Управление верховного комиссара ООН по правам человека засекретило этот доклад, хотя и передало его в прокуратуру трибунала по Руанде. Однако и в этом трибунале разные прокуроры МТР положили доклад под сукно и даже отрицали его существование.

Другой доклад подготовил австралийский юрист Майкл Хоуриган, бывший также главным следователем МТР, в то время когда прокуратуру трибунала возглавляла Луиза Арбур. М.Хоуриган имел задание установить, кто виновен в организации убийства президентов Руанды и Бурунди, когда самолёт, на борту которого находились оба президента и высшее военное командование Руанды, включая начальника Генерального штаба, был сбит 6 апреля 1994 года. (4) Л.Арбур, вероятно, полагала, что организаторами убийства были "экстремисты" хуту. Однако расследование Хоуригана показало, что преступление было совершено РПФ «с помощью иностранной державы» по прямому приказу П.Кагаме 

Получив от Хоуригана данные доказательства, Л.Арбур распорядилась о прекращении расследования и передачи всей документации ей лично. С тех пор никаких дальнейших действий в связи с этими доказательствами не предпринималось. Имеются свидетельства того, что она прекратила следствие по указанию правительства США. Таким образом, действия Л.Арбур привели к сокрытию правды о том, кто действительно несёт ответственность за войну и геноцид в Руанде (5), сделали прокурора МТР соучастником преступлений, но в то же время стали указанием на то, что прокурора можно использовать в агрессии НАТО против Югославии, что и было сделано, когда с целью предотвращения переговоров и продолжения войны она выдвинула ложные обвинения в преступлениях против человечности против президента Югославии С.Милошевича. (6)

Третьим главным источником доказательств служит Доклад Генеральному секретарю ООН 2010 года, в котором подробно задокументированы массовые зверства, которые были совершены РПФ, а также угандийскими и конголезскими силами в Руанде и Заире (ДРК) с 1993 по 2003 год. Наконец, последним важнейшим источником является только что опубликованный доклад группы экспертов Специального комитета Совета Безопасности по положению в Конго 2012 года и Приложение к нему.

Эти доклады ООН подтверждают доказательства, имеющиеся в распоряжении прокуроров МТР, а также свидетельства, представленные стороной защиты в ряде судебных процессов в этом трибунале, и которые находятся в полном противоречии с беспрекословно принятой западной версией событий, что так старательно игнорируют западные СМИ и многие так называемые эксперты.

Именно последний документ – Приложение к Докладу 2012 года – даёт Международному уголовному суду (МУС) юрисдикцию в отношении президента П.Кагаме. И вновь имеются свидетельства того, что и этот документ пытались вновь положить под сукно, на этот раз США. Как известно, МУС обладает весьма ограниченной юрисдикцией. Данный доклад ООН содержит информацию, которая не может избежать внимания прокурора МУС, на которого возложена обязанность положить конец безнаказанности за совершение военных преступлений. В нем содержатся документальные свидетельства того, что руандийские власти во главе с президентом П.Кагаме, а также министр обороны генерал Джеймс Каберебе, начальник Генерального штаба генерал Шарль Кайонга, постоянный секретарь Министерства обороны генерал Джек Нзиза совершили тягчайшие международные преступления в Демократической Республике Конго, осуществляя поддержку т.н. повстанческий группы М23. Документы содержат надежные  свидетельства того, что указанные лица оказывали непосредственную военную помощь M23 в осуществлении военных действий на территории в ДРК. Имеются доказательства использования в вооружённом конфликте детей в возрасте до 18 лет. Уголовная ответственность президента П.Кагаме и его подчиненных за эти преступления основаны на статье 28 Римского Статута МУС о командной ответственности.

Доклад 2010 года, который охватывает период с 1993 по 2003 годы, содержит свидетельства того, что преступления, совершенные Кагаме и его союзниками, представляют собой геноцид против народа хуту в Руанде, который затем перекинулся на территорию Демократической Республики Конго, где с 1996 по 2003 годы вооруженные силы Руанды, Уганды и ДРК совершили геноцид народа хуту в Конго. В течение всего периода времени, когда были совершены эти преступления, П.Кагаме осуществлял командную ответственность в отношении руандийских вооруженных сил. (7)

Заявители иска, поданного в МУС 17 августа, представляют различные группы гражданского общества в Руанде и Конго и включают в себя в том числе бывших высокопоставленных членов правительства РПФ в Руанде. Подача данного иска является, пожалуй, первой в своем роде совместной акцией представителей народов хуту и тутси в борьбе с режимом Кагаме. Это даёт некоторое основание для оптимизма в том, что хуту и тутси могут прийти к согласию в будущем.

Несмотря на то, что доклады Герсони, Хоуригана и Доклад ООН 2010 года не могут напрямую быть использованы в юрисдикции МУС, они содержат доказательства того, что преступления Кагаме носят серьезный систематический характер и подтверждают все факты, содержащиеся в докладе 2012 года. В иске также указывается, что та защита, которую Кагаме получил в прокуратуре МТР, придала ему чувство безнаказанности и фактически поощрила его к совершению новых преступлений. Ярким примером того, что в распоряжении МТР имеется вся информация о преступлениях Кагаме, являются показания свидетеля Абдула Рузибизы, бывшего офицера РПФ, который показал, что убийство президентов Руанды и Бурунди в 1994 году было спланировано и совершено Патриотическим Фронтом Руанды под командованием нынешнего президента Кагаме и что он был членом боевой группы, сбившей самолёт. (8) В сентябре 2010 года Рузибиза умер в возрасте 40 лет в Норвегии при невыясненных обстоятельствах. Это не первая смерть свидетелей, которые дали показания против РПФ и Кагаме. Свидетель GAP, давший показания в пользу обвинения на судебном «Процессе военных-II» против бывшего начальника Генштаба руандийской армии генерала Бизимунгу, впоследствии отказался от своих показаний, заявив, что был вынужден их дать под угрозами. После того, как режим РПФ потребовал объяснений, данный свидетель был помещен под спецохрану в здании ООН, однако за день до дачи показаний он исчез из-под охраны и до сих пор о нём ничего не известно. Протесты адвоката и требования о проведении расследования были проигнорированы. Бывший министр внутренних дел в правительстве РПФ С.Сендашонга был убит 16 мая 1998 года эскадроном смерти РПФ в Найроби после того, как он объявил, что собирается дать показания в МТР о том, что свидетели, приезжающие из Руанды, вынуждены давать ложные показания под угрозами. (9) В 2006 году Жювеналь Увилингийимана, давший показания в пользу обвинения, затем направил президенту трибунала письмо, в котором признался, что сделал это под угрозами прокуроров МТР, находящихся под руководством Стивена Раппа (ныне С.Рапп - глава сектора международного уголовного правосудия в администрации США). В письме говорилось, что следователи трибунала обещали убить его и разрезать его на куски, если он не согласится дать ложные показания. После этого он был найден мёртвым в одном из каналов Брюсселя, голым, с отрезанными руками через две недели после своего исчезновения. И вновь требование адвоката о проведении расследования были проигнорированы!

Наконец, один из авторов настоящей статьи, (10) адвокат бывшего начальника штаба жандармерии Руанды генерала Агюстена Ндиндилийиманы, в июле 2008 года подвергся прямой угрозе убийства со стороны сотрудника Международного трибунала по Руанде. Угроза была доведена до адвоката офицером ЦРУ, работающим в МТР. Эта угроза затем была доведена до сведения председателя трибунала, однако последний заявил, что не верит этому.

В своих мемуарах бывший главный прокурор Международного уголовного трибунала по Руанде Карла дель Понте сообщила, что Поль Кагаме торпедировал расследования преступлений, совершенных РПФ, и о том, что правительство США также оказывает давление на неё с тем, чтобы она оставила в покое Кагаме. (11) Когда она отказалась, то вскоре была заменена новым прокурором. Не стоит удивляться, что новый прокурор Хасан Джаллоу сразу потерял интерес и к РПФ, и к Кагаме. В 2010 году адвокат МТР П.Эрлиндер был арестован властями Руанды только за то, что он публично говорил о тех свидетельствах, которые имеются в трибунале против РПФ. Его освободили лишь после массовых протестов международного сообщества адвокатов и вынужденного вмешательства госдепа США.

Вторжение войск Руанды и Уганды в Демократическую Республику Конго (ДРК), начавшееся в 1996 году, и преступления, совершенные там этими войсками, до сих пор представляют собой самую серьёзную проблему для Африки. С каждым годом ситуация становится все хуже и хуже. В 1999 году Демократическая Республика Конго возбудила дело в отношении Руанды в Международном суде ООН. (12) Это дело было позже прекращено в связи с попытками властей Конго решить этот вопрос путем переговоров. Однако в 2002 году Демократическая Республика Конго была вынуждена вновь возбудить новое дело в отношении Руанды. По техническим причинам (с очень сомнительной аргументацией) (13) Международный суд постановил, что не имеет юрисдикции рассматривать данное дело. (14) Таким образом, до сих пор конголезские претензии к Руанде остаются без ответа.

Попытки обвинить глав государств за действия, совершенные на территории зарубежных стран, становятся все более частыми. Но до сих пор это были лишь случаи, которые касались тех государственных лидеров, которые стояли на пути западных интересов, и никогда – в отношении верных служак Запада. В качестве примера можно привести дело против бывшего президента Югославии Слободана Милошевича, обвинённого в совершении военных преступлений в Хорватии и Боснии, дело против президента Либерии Чарльза Тейлора за его предполагаемое пособничество и подстрекательство в совершении преступлений, совершенных в Сьерра-Леоне, и, наконец, дело в отношении вице-президента ДРК Жана-Пьера Бембы за оказание военной помощи в Центрально-Африканской Республике.

Кагаме является примером главы государства, поддерживаемого США, чьи преступления остаются безнаказанными только потому, что он является полезным для Америки, и потому, что США сами являются соучастником этих преступлений. Прокуратура Международного трибунала по Руанде в течение семнадцати лет оказывала покровительство Кагаме и защищала его от ответственности за преступления, которые он и его силы совершили в Руанде в 1994 году. Результатом стало продолжение этих преступлений в Конго, что буквально потопило район Великих озер в крови. Поскольку МТР отказался выполнять свои прямые обязанности, теперь взять на себя бремя своих обязанностей должен Международный уголовный суд. Необходимо начать расследование преступлений, изложенных в Приложении к Докладу 2012 года. Недостаточно только изучить последствия этих войн. Необходимо понимать их причины. Передача в Международный уголовный суд иска в отношении преступлений, предположительно совершенных нынешним президентом Руанды П.Кагаме в Руанде и ДРК, представляет собой попытку начать, наконец, процесс привлечения Кагаме и его союзников к судебной ответственности. Только после того, как правосудие в отношении них свершится, может начаться восстановление мира в Африке. Данный иск должен быть поддержан.

Кристофер С. Блэк – адвокат Международного трибунала по Руанде, адвокат Международного уголовного суда (Канада). Является представителем истцов в рассматриваемом в настоящей статье деле.

Александр Мезяев – заведующий кафедрой международного права Университета управления. Член Российской ассоциации африканистов.

Примечания

(1) Кристофер Блэк

(2) Объединенные силы за демократию в Руанде (FDU), Руандийский Национальный Конгресса (RNC), Международный Союз женщин за демократию и мир (RIFDP) - из Руанды и Союз в поддержку демократии и развития Демократической Республики Конго (APRODEC) и «Конгонова» - из ДРК.

(3) Главной военно-политической силы, возглавляемой П.Кагаме.

(4) Именно это событие стало началом для геноцида, в связи с которым и был создан Международный трибунал по Руанде.

(5) В то время, как в Международном трибунале по Руанде к ответственности привлекали совершенно другую сторону.

(6) С 1994 по 2003 годы прокурор МТБЮ одновременно занимал должность прокурора МТР.

(7) DRC Final Report (the Mapping Report) of June 2010 (made to the Secretary-General of the United Nations by United Nations High Commissioner for Human Rights N.Pillay). Paras 20-33. 

(8) Prosecutor v. Bagosora et al., transcript of 9 March 2006. See also the book of this witness “Rwanda. L’Histoire Secret”. Paris. 2005. 

(9) Prunier, Gerard (2009) Africa’s World War: Congo, the Rwanda Genocide, and the Making of a Continental Catastrophe, Oxford

(10) Кристофер Блэк.

(11) См.: Дель Понте К., Охота. Я и военные преступники, М., 2008. 

(12) Application instituting proceedings see on the official website of the International Court of Justice on the Internet: http://www.icj-cij.org/docket/files/117/7071.pdf. The Livre blanc prepared of the Government of the DRC is available: http://www.icj-cij.org/docket/files/117/13461.pdf.

(13) Двое судей заявили несогласное мнение и восемь судей – особые мнения к общему решению суда.

(14) Armed Activities on the Territory of the Congo (New Application : 2002) (Democratic Republic of the Congo v. Rwanda). ICJ Judgment of 3 February 2006.

Оцените статью
0.0