Перейти к основному содержанию

Ближний Восток и президентская гонка в США

...Все преимущества, которые Обама имеет перед конкурентом в ближневосточных делах, могут быть перечёркнуты внезапно некой крупномасштабной провокацией – недостатка в охотниках до них нет. Однажды «рано прокукарекавший» Ромни в следующий раз может воспользоваться поводом и более искусно. От «священной коровы» демократизации Ближнего Востока как универсального инструмента решения проблем в любой точке мира Белый дом отказываться не собирается - в этом и демократы, и республиканцы едины. А это значит, что Ближний Восток ожидает в обозримом будущем бурная жизнь…

Не рыдай на свадьбах и не смейся на похоронах

Уже очевидно, что М. Ромни пока так и не сумел извлечь видимых преимуществ из выигрышной для него ситуации, связанной с провалами действующей администрации на Ближнем Востоке, выразившимися в том числе в массовых протестах по поводу проявлений антимусульманских настроений в США. Проведенные Исследовательским центром Пью опросы общественного мнения показали, что поведение Б.Обамы в данном случае одобрили 45% опрошенных, оценили негативно 36%. С позицией Ромни согласились только 26 %, против были 48 %.

Даже многие республиканцы, согласно сайту The Wall Street Journal, посчитали реакцию Ромни на фильм «Невинность мусульман» неуклюжей. Среди них были сенатор Джон Сунуну (John Sununu), бывший спичрайтер Рональда Рейгана Пегги Нунан (Peggy Noonan), советник Джона Маккейна во время его предвыборной кампании Джон Уивер (John Weaver). Ромни, например, раскритиковал извинения посольства США в Египте за появление этого ролика, принесенные еще 11 сентября, до гибели американских дипломатов в Бенгази, связав их с тем, что Барак Обама проводит слабую внешнюю политику и чуть ли не симпатизирует нападающим на дипмиссии страны исламистам. И это, конечно, был перебор. В ответ глава Белого дома обвинил соперника в "политизации национальной трагедии", заявив, что "губернатор Ромни имеет обыкновение сначала стрелять, а затем целиться", президентам же так делать не следует. Обозреватель LA Times Д. Хорси назвал слова республиканца «глупой и упрощенной политической риторикой».

В каком-то смысле Ромни уподобился известному фольклорному персонажу, который сначала, громко разрыдавшись на свадьбе, затем, чтобы поправить дело, весело рассмеялся на похоронах. В обоих случаях он был бит.

К чести рядовых американцев, и в этом не худо было бы брать с них пример, трагедии не повергают их в полную фрустрацию, а сплачивают вокруг национальных лидеров. Так было 11 сентября 2001 года, когда, несмотря на явную растерянность администрации, они не отвернулись от нее, и рейтинг Дж. Буша подскочил до небес. Нечто похожее произошло и сейчас.

Однако Обаме не надо обольщаться. Пока это естественная эмоциональная реакция на обиду и нелогичность принесенной жертвы – отца ливийской революции К. Стивенса. Правда, люди помнят, что глава Белого дома сдержал свое обещание о постепенном выводе американских войск из Ирака и намеревается проделать то же самое и в Афганистане. Обе войны чрезвычайно непопулярны в Америке, и обе были начаты республиканцами. Тем не менее ответственность за провал ближневосточной политики снять с себя действующему президенту будет сложно. Да и выход из двух войн, иракской и афганской, во многом напоминает бегство - с тревожной неизвестностью в финале. В Афганистане, например, символ якобы победы свелся главным образом к уничтожению лидера «Аль-Каиды», что приобрело даже форму одного из предвыборных лозунгов демократов: «Спросите Усаму бен Ладена!» (видимо, о том, какой бравый парень действующий президент).

Главные внешнеполитические советники Ромни, оба бывшие высокопоставленные сотрудники Госдепартамента при республиканских администрациях, Элиот Коэн и Ричард Вильямсон, более аккуратно высказались по поводу гибели посла в Ливии, допустив, что данную акцию трудно было предположить заранее и остановить. Вместе с тем они заявили, что Соединенным Штатам следовало бы более плотно заниматься строительством новой Ливии, чем это делают находящиеся у власти демократы. Кроме того, оба советника в целом обозначили линию, разделяющую Ромни и Обаму по проблемам Ближнего Востока.

По их словам, Египту Ромни заявил бы, что обещанное госсекретарём Х. Клинтон прощение долгов этой стране на сумму в 1 млрд. долл. будет возможным только в случае большего уважения там американских интересов.

Республиканский кандидат также был бы готов оказывать гораздо более значительную поддержку сирийской оппозиции, в том числе способствуя поставкам в Сирию «летального оружия» из других арабских стран, хотя и не вооружая противников режима в Дамаске напрямую.

В отличие от президента Обамы, уклоняющегося от предложенного премьер-министром Израиля Нетаньяху установления «красной линии» в отношении ядерной программы Ирана, при переходе которой должен автоматически последовать военный удар по этой стране, Ромни был бы готов пойти на такой шаг, но крайнюю точку он, возможно, разместил бы несколько дальше, чем настаивают израильтяне.

Позиции кандидатов по проблеме, имеющей для США не только внешнее, но и ярко выраженное внутреннее политическое измерение, – палестино-израильскому конфликту – выглядят примерно следующим образом.

Обама, как и все президенты США, демонстрирует приверженность стратегической поддержке безопасности Израиля. За 2011 финансовый год его администрация, несмотря на кризис, выделила на поддержку Израиля 3 млрд. долл. – самую крупную сумму с 2003 года. Накануне визита Ромни в Израиль в июле 2012 года, где он собирался выставить себя главным защитником этой страны, чтобы получить дополнительные козыри среди влиятельной еврейской общины США, Обама предпринял упреждающие шаги. В частности, подписал законопроект, укрепляющий стратегические связи с ключевым союзником США на Ближнем Востоке, и заявил о выделении дополнительных 70 млн. долл. на создание израильской противоракетной системы «Железный купол».

Одновременно Обама считает невозможным дальнейшее сохранение статус-кво в положении палестинцев. Он поддерживает проведение переговоров, которые должны закончиться созданием двух государств – «жизнеспособной Палестины» и «безопасного Израиля» на основе границ 1967 года при допустимом взаимно согласованном обмене территориями. Самые сложные вопросы о возвращении палестинских беженцев (а их миллионы) и статусе Иерусалима решались бы в последнюю очередь. Не случайно, когда на конвенте демократической партии какие-то горячие головы пытались протащить в президентскую программу пункт о признании Иерусалима столицей Израиля, по настоянию президентского окружения этот пункт был снят.

Вместе с тем возражения США были решающими при отклонении заявки на признание Палестины полностью независимым государством в ООН. Обама посчитал такую заявку преждевременной и подрывающей переговорный процесс.

Сложно строятся отношения Обамы с израильским премьером Нетаньяху. Признаки взаимной неприязни два деятеля едва скрывают, хотя президент-демократ уже заявил, что после своего возможного переизбрания обязательно посетит Израиль. Нетаньяху же со своей стороны послал недвусмысленный сигнал еврейской общине США, что своим будущим собеседником предпочел бы видеть Ромни.

Однако не всё так просто. Ещё в самом начале мандата Обамы его окружение, прежде всего руководитель аппарата Белого дома Рам Эмануэл, имеющий двойное американо-израильское гражданство и успевший даже повоевать в армии родины предков во время войны в Заливе в 1991 году, предприняли немалые усилия, чтобы внести в традиционно консервативное еврейское лобби США либеральную струю. Ими, например, в противовес жестко настроенной лоббистской структуре AIPAC была создана более склонная к компромиссам организация – J-Street («Еврейская улица»). И оказалось, что немалая часть американских евреев уже устали от бесконечного противостояния на Ближнем Востоке, понимая, что уступки неизбежны. Результат налицо. Опросы показывают, что, несмотря на все заигрывания Ромни, американские евреи на вопрос о том, кто лучше держался во время нынешней вспышки протестов на Ближнем Востоке – президент или его оппонент, голосуют примерно так же, как и остальная Америка. Да и общий уровень поддержки Обамы среди этой категории населения пока существенно не меняется.

Линия Ромни по палестино-израильскому конфликту, признаться, удивляет. Он, видимо, действительно вознамерился быть здесь святее папы римского (точнее, главного раввина). Он демонстративно отправился в первую зарубежную поездку в роли кандидата в президенты именно в Израиль и «провозгласил» Иерусалим столицей этого государства, куда он непременно в случае победы переведет из Тель-Авива посольство США. Ромни выступил против любых мораториев на возведение еврейских поселений на оккупированных территориях и за снижение финансовой поддержки палестинцам. В одном из выступлений он заявил, что мирное соглашение с палестинцами невозможно в принципе, так как «они в нем не заинтересованы». 

Трудно себе представить, как с такими подходами республиканский кандидат в случае победы сможет сделать хоть что-то для нормализации ситуации в регионе. При господствующих там сейчас настроениях США с такой стратегией могут оказаться в полной изоляции, перессорившись со всем арабским миром. Не на пользу это и Израилю, который геополитически станет более уязвимым. Кроме того, слишком плотная завязка Нетаньяху на Ромни в случае проигрыша последнего лишь усложнит отношения израильского премьера с Обамой. Печатный официоз всегда лояльной Вашингтону Саудовской Аравии уже обратил внимание на то, что Ромни «готов признать палестинцев лишь в качестве постоянной досадной помехи его высокочтимым израильским союзникам» (http://www.saudigazette.com.sa).

Показательно в этом смысле и то, что отправившийся 23 сентября с.г. в свою первую с момента избрания поездку в США президент Египта М. Мурси довольно резко перед этим заявил, что поддержка авторитарных режимов и Израиля сослужила плохую службу Соединённым Штатам. По его словам, «сменявшие друг друга американские администрации в обмен на деньги американских налогоплательщиков получили неприязнь, если не ненависть народов региона». Мурси посоветовал Вашингтону для улучшения имиджа Америки приложить особые усилия к скорейшему достижению палестино-израильского урегулирования. 

* * *

Все преимущества, которые Обама имеет перед конкурентом в ближневосточных делах, могут быть перечёркнуты внезапно некой крупномасштабной провокацией – недостатка в охотниках до них нет. Однажды «рано прокукарекавший» Ромни в следующий раз может воспользоваться поводом и более искусно. От «священной коровы» демократизации Ближнего Востока как универсального инструмента решения проблем в любой точке мира Белый дом отказываться не собирается - в этом и демократы, и республиканцы едины. А это значит, что Ближний Восток ожидает в обозримом будущем бурная жизнь…

Оцените статью
0.0