Перейти к основному содержанию

Фландрия против Нобеля

Состоявшиеся 14 октября в бельгийском регионе Фландрия коммунальные выборы ознаменовались внушительной победой националистической партии «Новый фламандский альянс». Она набрала свыше 30% голосов, а лидер Альянса Барт де Вевер избран бургомистром Антверпена. Бельгийская Le Soir назвала этот успех «ключевым моментом истории» крупнейшего порта страны, а сам победитель призвал центральное правительство начать переговоры о превращении Бельгии в конфедерацию.... Фламандский сепаратизм стремительно набирает силу...

Не успели в брюссельской штаб-квартире Евросоюза стихнуть торжества по случаю присуждения организации Нобелевской премии мира, как чиновникам пришлось срочно вернуться на грешную землю. Состоявшиеся 14 октября в бельгийском регионе Фландрия коммунальные выборы ознаменовались внушительной победой националистической партии «Новый фламандский альянс». Она набрала свыше 30% голосов, а лидер Альянса Барт де Вевер избран бургомистром Антверпена. Бельгийская Le Soir назвала этот успех «ключевым моментом истории» крупнейшего порта страны, а сам победитель призвал центральное правительство начать переговоры о превращении Бельгии в конфедерацию. [1] Фламандский сепаратизм стремительно набирает силу…

«Новый фламандский альянс» никогда еще не получал столь весомой поддержки избирателей. А сам де Вевер, победив в Антверпене, положил конец 90-летнему доминированию в этом городе социалистов.

Однако дело даже не в 38% голосов, отданных за де Вевера как бургомистра второго по значению портового города во всей Европе (после Роттердама). Сепаратизм говорящей преимущественно по-голландски Фландрии носит качественно иной характер, нежели аналогичные течения в других европейских очагах сепаратизма – к примеру в Германии, Франции или Испании. Речь идет о регионе, чье население составляет большинство общего населения страны. Во Фландрии проживают 6 млн. из 11 млн. жителей Бельгии. Так что фламандский сепаратизм – это сепаратизм не меньшинства (как в канадском Квебеке или испанских Стране Басков и Каталонии), а большинства граждан государства Бельгия.

Второй ключевой фактор – экономические позиции Фландрии. Как точно заметило в своем комментарии Radio France 24, Барт де Вевер «играет на повышение ставок с экономически больной франкоговорящей Валлонией» - регионом, в котором традиционные угледобывающая промышленность и металлургия пришли в глубокий упадок. [2]

В теории принципы государственного устройства Бельгии предусматривают систему «сдержек и противовесов», призванную уравновешивать интересы Валлонии, Фландрии и имеющего особый статус «чиновничьего» Брюсселя. Однако на практике эта система работает далеко не всегда. Так, в 2010 году, после победы на всеобщих выборах «Нового фламандского альянса» (17,4%), Барт де Вевер рассчитывал на пост премьера [3], но его конкуренты во главе с социалистами предпочли оставить страну на полтора года вообще без утвержденного парламентом кабинета, а затем создали крайне рыхлую коалицию во главе с ныне действующим премьером-социалистом Элио ди Рупо.

Следствием этого стал дальнейший рост популярности фламандских сепаратистов. В 2014 году страну ждут очередные всеобщие выборы, и если наметившаяся тенденция сохранится, Бельгия может подойти к черте полного распада.

Ситуации в Бельгии и перспективы распада страны, вероятно, станут одним из ключевых вопросов в «неформальной» части предстоящего 18-19 октября саммита ЕС в Брюсселе. Речь идёт об идентичности Евросоюза в современных условиях: является ли он слаженно работающим механизмом либо аморфным «клубом по интересам» с резко обозначившимися линиями внутреннего раскола.

Международный деловой фон не слишком благоприятствует предстоящему саммиту ЕС. Не разобравшись до конца с условиями предоставления нового пакета помощи Греции, министрам иностранных дел придется переключиться на испанские сюжеты. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило долгосрочный рейтинг Испании сразу на две ступени. Таким образом, ее государственным облигациям остался лишь один шаг вниз до «мусорного» уровня. [4]

И что еще более опасно для еврозоны и ЕС в целом - эксперты агентства выдали «негативный» прогноз на будущее, указав на растущие риски для испанской бюджетной системы вследствие углубляющегося кризиса. В частности, валовой внутренний продукт Испании может в текущем году сократиться на 1,8%, что приведет к дальнейшему снижению ее кредитоспособности.

Финансовые трудности Евросоюза сказываются и на перспективах приема в Евросоюз новых членов. Обнародованный 10 октября очередной доклад Еврокомиссии составлен в максимально обтекаемых выражениях, дабы у кандидатов не сложилось мнение, что ЕС «устал» от расширения. Комиссар ЕС по вопросам расширения и политике соседства Штефан Фюле, выступая перед депутатами Европарламента в Брюсселе, всячески подчеркивал, что ЕС никоим образом не «сворачивает» расширение по причине финансовых неурядиц. [5] Однако факт остается фактом – никаких новых обязательств в этом вопросе Еврокомиссия, по крайней мере, на ближайший год на себя не взяла. [6]

А это чревато дальнейшим ростом настроений евроскептицизма в странах Юго-Восточной Европы, а также в Турции – со всеми вытекающими из этого последствиями для ЕС и его международного имиджа.

Если в случае с Грецией Евросоюз в основном имеет дело с проблемами, созданными предыдущими правительствами, то с Испанией всё сложнее. Международные финансовые эксперты указывают на то, что испанское правительство создает дополнительные риски нежеланием обращаться за международной помощью. Аналитический доклад финансовой группы Credit Agricole констатирует, что «слишком медленное продвижение Испании к обращению за помощью» не только могло сыграть роль в снижении суверенного рейтинга страны, но и «ухудшает настроения на рынках». [7]

Причины, по которым правительство Мариано Рахоя отказывается прибегать к международной помощи, носят политический характер. Власти опасаются обвинений в том, что кабинет залезает в «долговую кабалу», как это происходит в Греции. Осторожности требуют и осложнившиеся отношения с лидерами каталонской автономии, не скрывающими намерения воспользоваться кризисом для расширения своих полномочий. Неспокойно и в другой автономии - Стране Басков.

Пока же доходность десятилетних испанских государственных облигаций неуклонно приближается к «красной черте» в 7%, установленной Европейским центробанком и Еврокомиссией. [8] За этой чертой европейские институты начнут трактовать ситуацию в Испании как «преддефолтную». Похоже, однако, что «преддефолтный» диагноз впору выносить всему Евросоюзу.

[1] Le Soir, 15.10.2012
[2]
http://www.france24.com/en/20121014-flemish-nationalist-wins-antwerp-ma…
[3] http://polling2010.belgium.be/en/cha/results/results_start.html
[4] AFP 110935 GMT OCT 12
[5] http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-12-708_en.htm?locale=en
[6] http://europa.eu/rapid/press-release_IP-12-1087_en.htm?locale=en
[7] ИНТЕРФАКС-АФИ 0910 111012 MSK 11.10.2012 09:11
[8] DPA 110715 GMT Okt 12 11.10.2012 11:17
 

Оцените статью
0.0