Перейти к основному содержанию

Президент Боливии сказал всю правду о дипломатии США

...В информационной войне США против индейского президента Боливии используется всё, чтобы лишний раз напомнить, что он «не соответствует» своему высокому положению. Особенно ожесточённые атаки ведутся по каналам «чёрной пропаганды» с акцентом на «расовую неполноценность» боливийского лидера. Недавно, выступая в Ла-Пасе с речью по случаю Дня деколонизации - так в Боливии называют дату открытия Америки, – Эво Моралес наконец-то ответил на постоянные выпады вашингтонских цивилизаторов со всей индейской прямотой...

В публичных выступлениях президент Боливии Эво Моралес тщательно относится к используемой лексике, точности изложения мыслей, соблюдению политкорректности. Такой самоконтроль необходим, поскольку недругов у Моралеса хватает. В информационной войне США против индейского президента Боливии используется всё, чтобы лишний раз напомнить, что он «не соответствует» своему высокому положению. Особенно ожесточённые атаки ведутся по каналам «чёрной пропаганды» с акцентом на «расовую неполноценность» боливийского лидера.

Недавно, выступая в Ла-Пасе с речью по случаю Дня деколонизации - так в Боливии называют дату открытия Америки, – Эво Моралес наконец-то ответил на постоянные выпады вашингтонских цивилизаторов со всей индейской прямотой: «Раньше те, у кого имелись хорошие связи (с посольством США), были всемогущими, вызывали восхищение, и многие офицеры армии и полиции отправлялись туда, чтобы установить (с американцами) хорошие отношения. Но сегодня, извините за выражение, иметь связи с посольством США – это всё равно что вляпаться в экскременты». Сегодня, по словам Моралеса, как полицейские, так и военные опасаются контактов с посольством США, поскольку такая близость негативно воспринимается боливийцами, является компрометирующим фактором. На американских дипломатов всё чаще смотрят как на врагов народа и государства. Прежние правительства во всём зависели от посольства Соединённых Штатов, которое «практически назначало министров и санкционировало выдвижение офицеров полиции и армии на командные должности». С этой практикой правительство Моралеса покончило навсегда.

На следующий день, выступая в городе Санта-Крус на торжественном акте по поводу встречи 630 молодых врачей, завершивших учёбу на Кубе, Моралес вернулся к вопросу о взаимоотношениях между США и Боливией. «В течение 50 с лишним лет, - сказал он, - Соединённым Штатам удавалось навязывать нам, нашей стране, асимметричные, неуважительные, злонамеренные, доминирующие и гегемонистские связи». По словам Моралеса, Вашингтон никогда не задавался вопросами развития Боливии и предлагал такие программы «кооперации», которые препятствовали прогрессу, увековечивали зависимость страны. Затронул Моралес и тему борьбы с наркотрафиком. Президент считает, что Вашингтон никогда по-настоящему не стремился к тому, чтобы наркокартели потерпели в Боливии поражение. Стратегия Управления по борьбе с наркотиками США (DEA) в стране строилась по принципу «чем больше наркотиков, тем больше оснований для вмешательства», «идеологического и политического подчинения (Вашингтону) армии и полиции Боливии». Соединённые Штаты делали всё, чтобы превратить страну в «политическую пешку», действующую в рамках имперской доктрины «глобальной безопасности». В этих условиях природные ресурсы Боливии оказались бы в полном распоряжении США. 

Перспектива отношений с Соединёнными Штатами, по мнению Моралеса, не обещает ничего хорошего: они никогда не простят национализации месторождений углеводородов. Раньше гринго давали деньги в долг и требовали следовать их политическим предписаниям. С 2006 года, когда Моралес впервые победил на президентских выборах, с этой чёрной традицией было покончено. Восстановление суверенитета, подлинной независимости, самостоятельной финансово-экономической политики, курс на построение социалистического многонационального государства - всё это противоречит интересам США. Моралес уверен, что по этой причине и начались репрессии Вашингтона, перманентная политика заговоров и конспираций: «Соединённые Штаты никогда не интересовало, чтобы Боливия стала демократическим, социально справедливым государством с высокой активностью граждан. Наоборот, США делали всё, чтобы разделить (наш народ), столкнуть нас друг с другом». По словам Моралеса, для реализации этого плана в Боливию был направлен Филип Гольдберг, эксперт по дестабилизации: «Он прибыл в страну после раскола Югославии, разжигания там расовой ненависти, возникновения гражданских войн с тысячами жертв. Гольдберг хотел, чтобы Боливия превратилась в Югославию, и потому лично руководил (разжиганием) внутренней конфронтации».

Президент Моралес постоянно напоминает соотечественникам о фактах подрывной деятельности посольства США. Саботировалось проведение Конституционной ассамблеи, поощрялся сепаратизм в пяти провинциях Боливии, где находятся основные запасы углеводородов и производится 75-80 % ВВП. Несмотря на итоги референдума - две трети боливийцев поддержали социально-политический курс Эво Моралеса! - американские дипломаты и агенты, выполняя инструкции из Вашингтона, вели методичную, беспрецедентную по масштабу работу по расколу страны. На эти цели расходовались миллионы долларов. Через USAID создавались «ударные» молодёжные группы, финансировались митинги и демонстрации, НПО подстрекались к радикализации действий. Самолёт американского посольства использовался для переброски оппозиционеров в департаменты Бени и Пандо, чтобы блокировать аэропорты и не допустить прибытия туда Эво Моралеса, пытавшегося нормализовать обстановку. В сентябре 2008 года президент Боливии объявил о высылке посла Гольдберга, обвинив его в содействии сепаратистским движениям в стране. Были также выдворены сотрудники DEA, занимавшиеся, как и ЦРУ, вербовочной работой среди военных и полиции, вели слежку за передвижениями президента Моралеса. Служба безопасности оценивала интенсификацию этой слежки как признак подготовки покушения. «Только после высылки посла Соединённых Штатов, - заявил Моралес, - мы сумели затормозить эти глубокие и целенаправленные манёвры, заговор против процесса перемен. Хочу подтвердить, что я не жалею (о принятом решении) и горжусь тем, что во имя достоинства и суверенитета Боливии посол был выслан».

Тем не менее деструктивные операции посольства США продолжаются. Известны факты переброски оружия в машинах с американскими дипломатическими номерами, документально установлены эпизоды подстрекательства индейских общин к выступлению против правительства, разоблачена попытка внедрения на территорию Боливии террористической группы, сформированной ЦРУ из её агентов в ряде стран Восточной и Западной Европы. Практически все члены этой группы прошли «боевую обкатку» на Балканах. Часть террористов была ликвидирована в результате спецоперации боливийской полиции, другие – после трёх лет следствия - подвергнуты суду. Нельзя не отметить, что из 39 участников группы, боевиков и пособников, 17 сумели бежать из Боливии и в настоящее время укрываются в США. Подсудимым по различным «каналам влияния» оказывается финансовая и пропагандистская поддержка. Посольство США ведёт тщательный мониторинг судебного процесса, пытается представить его как «политически выгодную» правительству Моралеса «постановку». 

 В конце 2011 года Боливия решила восстановить дипломатические отношения с Соединёнными Штатами в полном объёме. После консультаций, согласований, корректировки проекта было подписано рамочное соглашение. Планировалось также возвращение послов в Вашингтон и Ла-Пас. В январе 2012 года было подписано соглашение о борьбе с наркотрафиком. В феврале – соглашение о двухстороннем сотрудничестве. Однако 7 марта 2012 года процесс сближения был прерван: Соединённые Штаты в своём документе по сертификации борьбы с наркотрафиком квалифицировали усилия Боливии как «провальные». В марте 2012 года, после своего выступления перед Комиссией по наркотикам ООН в Вене, Моралес на пресс-конференции обвинил DEA в нелегальной деятельности в Боливии. Несмотря на успехи по разоблачению наркоорганизаций, перехват наркогрузов, аресты преступников, DEA в очередной раз «не сертифицировала» Боливию. Моралес воспринял это как откровенную попытку давления: «Американцы всегда принижают наши успехи в этой области, хотя ООН признаёт наши достижения. DEA – это политический инструмент Соединённых Штатов, всегда готовый выдать негативную информацию. Операции DEA служат для компрометации политиков и профсоюзных антиимпериалистических руководителей. Именно по этой причине мы изгнали DEA». 

Боливия намерена поставить точку и в своих отношениях с USAID, и связанными с нею Национальным фондом за демократию и Международным республиканским институтом. Они стимулируют враждебные правительству кампании, финансируют неправительственные организации. Среди наиболее враждебных – ассоциация "Молодёжь за развитие", Институт развития и управляемости, Организация по подготовке правозащитников и другие. USAID за годы деятельности в стране создала активную «пятую колонну» из интеллектуальной элиты, журналистов, студенчества. USAID имеет в Боливии аналитические лаборатории, в которых «привозные» и местные эксперты разрабатывают сценарии для нападок на правительство. Директором USAID в Боливии служит Вэйн Нилсестуэн, исполняющий представительские функции, но под его прикрытием действует команда оперативников ЦРУ с дипломатическими паспортами. Сама резидентура ЦРУ именуется «политической секцией» посольства. Боливийская контрразведка прекрасно осведомлена «кто есть кто» в этой команде. Резидент – Джеоффрей Счадрак, сотрудники, кто по политической, кто по экономической линии, в основном молодые парни – Ричмонд Блэйк, Роберт Кротти, Эрик Камюс, Эрик Виттингтон и другие. В посольстве есть представители основных спецслужб США, в том числе военной разведки. 

Поверенным в делах в Боливии с июля с.г. является Ларри Меммот. Его дипломатическая карьера началась в 1987 году: он служил вице-консулом в Ла-Пасе. Далее Меммот специализировался в основном на странах Латинской Америки. В 2008 – 2011 гг. ему довелось работать в столицах бывших советских республик: в Узбекистане и Киргизии, где пригодилось знание русского языка. Разумеется, Меммот без всякой симпатии относится к «популистскому режиму» президента-индейца, но человек он романтичный, внешне мало напоминает тех цэрэушников, которые пытают людей в секретных тюрьмах по всему миру. Ему более свойственно в (редкое) свободное от дипломатического шпионажа время совершать поездки по стране и делать фоторепортажи. Он даже ведёт блог, чтобы поделиться впечатлениями о стране. 

Вопрос в том, удастся ли Меммоту и его коллегам отработать командировку до конца, без серьёзных конфликтов с правительством Боливии? Эво Моралес недавно предупредил: «Боливия – это антиимпериалистическая, антикапиталистическая, антилиберальная страна. Если посольство Соединённых Штатов будет беспокоить Боливию, как оно это делало до сегодняшнего дня, предупреждаю, что нам не останется ничего другого как закрыть его вообще». У президента Моралеса слово с делом не расходится, тем более что теперь мы хорошо знаем, чем в восприятии Эво благоухает дипломатия США

Оцените статью
0.0