Перейти к основному содержанию

НАТО и выбор Черногории

Сигналом к информационной подготовке принятия Черногории в НАТО стали заявления, сделанные 8 января 2013 г. председателем Атлантического союза Черногории Саво Кентера... Кентера потребовал, чтобы решение о членстве Черногории в альянсе было изъято из сферы общенародного обсуждения и принималось парламентом большинством в две трети голосов... «Схема Кентера», вероятно, станет политической моделью для всего Балканского региона...

На 49-й Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности (1-3 февраля 2013 г.), в которой приняли участие около 400 политических деятелей, включая глав государств и правительств, более 50 министров иностранных дел и обороны, представители деловых и научных кругов, черногорскую делегацию возглавлял премьер Мило Джуканович. Выступая на пресс-конференции, он подчеркнул  результаты продвижения Черногории в направлении евроатлантической интеграции. А незадолго до того председатель черногорского парламента Ранко Кривокапич заявил, что Черногория надеется обрести полноправное членство в НАТО в 2014 году. (1) Только вот действительно ли Черногория, её общество и народ на это надеются? И зачем могущественному Северо-Атлантическому альянсу небольшая страна с населением в 625 тыс. человек, численностью армии в 2 200 человек  и военными расходами 46,5 млн. долларов в год?

В июне 2012 г. правительство Черногории выразило готовность предоставить в распоряжение НАТО учебно-тренировочную вертолетную базу в Голубовцах (аэродром около Подгорицы). Министр иностранных дел Милан Рочен подчеркнул, что данное предложение соответствует натовской концепции «умной обороны», предусматривающей объединение ресурсов стран-членов (2). Пентагон уже активно работает над трансформацией черногорской армии в соответствии со стандартами НАТО, ежегодно выделяя на реформу армии, включая продажу техники и вооружения, 3,5 млн. долларов (3).

Сигналом к информационной подготовке принятия Черногории в НАТО стали заявления, сделанные 8 января 2013 г. председателем Атлантического союза Черногории Саво Кентера. Острие его выступления было нацелено против России. «Россия, - зявил С.Кентера, - предпримет все, чтобы создать Черногории препятствия на пути в НАТО… Действующий министр обороны России С.Шойгу предупредил, что Черногории не следует вступать в НАТО, а если это произойдет, то Россия и Черногория более не будут находиться в дружеских отношениях… Шойгу и ему подобные должны понять, что Черногория – не российская губерния и хотя бы здесь у них нет контроля над свободомыслящими людьми и интеллектуалами… До этого влияние России проявлялось в основном в сфере инвестиций... теперь следует ожидать проявлений активности на политическом плане, которым необходимо ответить соответствующими мерами».

В ближайшее время следует ожидать резкого усиления  этой враждебной риторики. В черногорские СМИ уже вбрасываются тезисы о «мрачном [российском. – А.Ф] режиме, который не соблюдает элементарные права граждан». Не посмотреть ли по этому случаю, как понимают «права граждан» черногорские пропагандисты НАТО? Кентера потребовал, чтобы решение о членстве Черногории в альянсе было изъято из сферы общенародного обсуждения и принималось парламентом большинством в две трети голосов. Почему? «Партии, которые выступают за вступление в НАТО, предложение о членстве должны поддержать в парламенте. Если они это не сделают, это будет означать, что они не несут ответственности за свои поступки и преребрасывают мяч на граждан, что лукаво и крайне некорректно… депутаты избраны народом и располагают легитимностью принимать решения от имени граждан». То есть схема «придание парламенту нужного формата – принятие парламентом нужных решений» должна помочь обойти препятствие, которое может стать непреодолимым, а именно: подавляющее большинство граждан Черногории выступают ПРОТИВ вступления их страны в НАТО (только около 30 %, по официальным данным, готовы проголосовать за союз с альянсом). «Схема Кентера», вероятно, станет политической моделью для всего Балканского региона... «Достаточно притворяться, - провозглашает Кентера, - что мы – восток на западе и запад на востоке. Всем должно стать ясно: Черногория принадлежит западу и демократическим ценностям, которые эти страны разделяют».

При этом пропагандистская упаковка скрывает  конкретные военно-стратегические задачи. Так, Кентера указывает, что необходимым условием вступления в НАТО является создание в Черногории новой службы военной разведки – «это весьма сложная и комплексная задача» (4). Первостепенное значение придаётся использованию в интересах альянса воздушного пространства стран-кандидатов в члены НАТО - органы обслуживания воздушного движения (управления полетами), органы противовоздушной обороны, системы наблюдения/обслуживания воздушного движения и т.д. Так, частью процесса интеграции в НАТО, согласно индивидуальному для каждой страны-кандидата Плану действий, является приведение аэродромов в полное соответствие со стандартами НАТО. Начиная с 1992 г. активное содействие реализации этой задачи странам-кандидатам оказывают США. С их помощью создаётся единая совместимая система «воздушной независимости, раннего оповещения, путей воздушного сообщения и центров управления».

Ещё в 1993 г. началась реализация натовской «Региональной инициативы воздушного пространства» (Regional Airspace Initiative) по «созданию регионального управления гражданско-военным пространством» и «расширению операционных возможностей». К 1998 году программа охватила 13 стран Центральной и Восточной Европы (в основном страны бывшего Варшавского договора и бывшего СССР) – Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Австрию, Словению, Румынию, Болгарию, Албанию, Македонию, Литву, Латвию, Эстонию.  Regional Airspace Initiative включает установку систем наблюдения США (радары FPS-117 - мобильная трёхкоординатная радиолокационная станция, предназначенная для обнаружения и сопровождения баллистических и аэродинамических целей различных классов). В результате даже на уровне участия в Плане действий обеспечивается возможность быстрого развертывания военно-воздушных сил и корпуса наземных сил альянса, использование «всей полноты ресурсов».

Втягивание в зону ответственности НАТО новых стран предполагает использование в целях альянса всех стратегических ресурсов этих стран, а на идеологическом уровне – радикальное изменение их политического ландшафта. Черногории атлантическая интеграция грозит утратой суверенитета, самобытности, подавлением тех общественных сил, которые сопротивляются экспансии Северо-Атланатического блока. Правящая группа в Черногории, вероятно, уже сделала выбор и готовится превратить страну в тыловую базу НАТО, но надо помнить, что сами чераногорцы своё слово ещё не сказали…

(1) http://www.rtvatlas.tv/vijesti/drustvo/729-krivokapi%C4%87-crna-gora-u-…
(2) http://www.vesti-online.com/Vesti/Ex-YU/231848/Rocen-potvrdio-ponudu-NA…
(3) http://www.stripes.com/news/tiny-montenegro-on-track-to-join-nato-1.179…
(4) http://www.atacg.org/news.php?id=411
 

Оцените статью
0.0