Сербский Рубикон

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Итак, многосерийная эпопея под названием «Брюссельские переговоры Белграда и Приштины под эгидой ЕС» завершилась провалом. Восьмой раунд этих переговоров был самым продолжительным (по разным данным, от 12 до 14 часов) и даже сопровождался попыткой отставки первого вице-премьера и министра обороны Сербии Александара Вучича, но в сухом остатке Белград и Приштина оказались едва ли не дальше друг от друга, чем в октябре 2012 года. Обычно настроенная оптимистично верховный комиссар Евросоюза по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон была вынуждена констатировать, что «трещина между обеими сторонами очень узка, но глубока». Предложения, по словам баронессы Эштон, «были положены на стол» и ожидают рассмотрения в будущем. [1]

Не секрет, что и в Брюсселе, и в Приштине именно на восьмой раунд переговоров, проходивший 2 апреля, делали главные ставки. Глава косовского правительства Хашим Тачи не сомневался, что сербский премьер Ивица Дачич подпишет всё, что от него требовалось. «Я поеду в Брюссель для того, чтобы поставить точку в диалоге и открыть новый этап сотрудничества и мира в регионе», - пообещал Тачи, выступая в косовском парламенте с докладом о ходе брюссельских переговоров. По его словам, главной причиной отсутствия успехов в предыдущем раунде стали «фундаментальные различия в понимании полномочий сербских муниципалитетов в Косове». Это действительно так, но еще более точной является другая констатация, прозвучавшая из уст Хашима Тачи: Косово, в отличие от Сербии, «не находится под международным давлением и не обязано соглашаться на невыгодные предложения». [2]

Беспрецедентное давление со стороны США и Европейского союза на Сербию, очевидно, и сорвало подписание уже согласованных документов. То, что для косовско-албанской стороны представлялось формальным закреплением роспуска ненавистных Приштине сербских органов самоуправления в северных районах края, для Белграда было Рубиконом в деле защиты своих соотечественников. Даже формальное согласие на членство Косова в международных организациях выглядело бы меньшим вызовом для Сербии и сербов, нежели создание в Северном Косове бесформенной и бесправной «ассоциации сербских муниципалитетов», подчиняющихся приказам Приштины. Советник президента Сербии Томислава Николича Марко Джурич отметил, что это связано с принятием решений, являющихся «очень трудными для всей Сербии». [3] Однако проблема гораздо глубже и заключается в поиске сербским руководством модели дальнейшего взаимодействия не столько с властями Косовского края, сколько с Евросоюзом.

Давление Запада на Сербию, словно бы скопированное с методик переговоров в Дейтоне и Рамбуйе, привело к противоположным результатам, сорвав подписание соглашения… Дело в том, что эти методики были изначально разработаны как средство «наказания» сербов и их «принуждения к миру». Данная модель сработала во времена Слободана Милошевича, но сейчас, в условиях кризиса в Евросоюзе и смены правящей команды в Белграде, она была обречена на неудачу – разумеется, при условии, что сербское руководство займёт последовательно принципиальную позицию.

Как показали плачевные для Приштины и Брюсселя результаты последних двух раундов переговоров, такую позицию сербской делегации все-таки удалось выработать, занять и отстоять. Западные кураторы переговоров отказались прислушаться даже к отчаянному призыву Александра Вучича «не требовать от Сербии согласия на собственное разрушение». [4] А полыхнувший в бельгийской столице конфликт Дачича и Вучича засвидетельствовал существование не только глубоких противоречий между обеими харизматичными фигурами сербской политической сцены, но и наличие на сербском Олимпе реальной борьбы мнений и подходов, что фактически отсутствовало в стране в последние годы президентства Бориса Тадича.

Что дальше? Ответ на этот вопрос зависит от целого ряда факторов. Пожалуй, впервые за многие годы сербское руководство продемонстрировало готовность взять решение проблем национальной государственности в свои собственные руки. Это стало откровением даже для традиционно рассматривающих все возможные сценарии косовских албаноязычных СМИ, шокированных тем, что в «исторический день» 2 апреля стороны остались без соглашения. [5]

 Разумеется, Вашингтон, Брюссель и Приштина постараются быстро оправиться от полученного шока и начать новую кампанию давления на Белград с использованием, в частности, предстоящего доклада баронессы Эштон по сербской еврозаявке на заседании Совета ЕС 16 апреля. Депутат Ассамблеи Косова и высокопоставленный функционер Демократической лиги Косово Лютфи Хазири уже дал понять, на кого следует возложить вину за срыв соглашения – на Сербию. Последняя, по его подсчетам, «в третий раз упустила возможность примирения с Косовом», если иметь в виду Рамбуйе 1999 года и венские переговоры по статусу Косова в 2006-2007 годах. [6]

Кроме того, следует ожидать нового витка активности американской дипломатии, которая в предыдущие недели явно делала ставку на разжигание противоречий между Ивицей Дачичем и Александаром Вучичем. Буквально накануне восьмого раунда переговоров пресс-секретарь Госдепартамента Виктория Нуланд открыто потребовала от сторон заключить соглашение 2 апреля. [7] Госпожа Нуланд четко обрисовала ту роль, которую США отвели Сербии на этих переговорах – «разъяснить сербским гражданам, этническим сербам, что настало время урегулировать рассматриваемые вопросы». [8] А американцы не любят, когда их проекты буксуют, а их указания не исполняются.

[1] AFP 030130 GMT APR 13
[2] ИТАР-ТАСС 28.03.2013 18:14
[3] РИА НОВОСТИ 29/03/13 20:59 29.03.2013 20:59
[4] AFP 301521 GMT MAR 13
[5] Koha Ditore, 03.04.2013; Zëri, 03.04.2013
[6] Express, 01.04.2013
[7] Koha Ditore, 02.04.2013