Перейти к основному содержанию

Трудная победа Николаса Мадуро

...Николас Мадуро получает поздравления с победой на выборах... Поступило поздравление от главы Российского государства, который выразил уверенность, что Венесуэла под руководством Мадуро «будет и впредь укреплять отношения стратегического партнёрства с Россией». В. Путин подтвердил также «готовность к дальнейшему развитию конструктивного диалога по всему спектру двусторонних и международных вопросов в интересах двух стран и народов». Без всякого сомнения, так и будет. Через два с половиной месяца Мадуро отправляется в Москву на саммит Форума стран-экспортёров газа. И, конечно, в ходе личной встречи двух президентов речь пойдёт не только о поставках газа и проблемах энергетики...

Результат, объявленный Национальным избирательным советом Венесуэлы (CNE) после подсчёта голосов, подтвердил прогнозы о том, что победителем на президентских выборах станет Николас Мадуро. О напряжённости кампании говорят цифры: за Мадуро проголосовало 50,76 % избирателей, за его противника Энрике Каприлеса – 49,07. Разрыв составил 236 тысяч голосов на 18 миллионов проголосовавших. Это был самый скоротечный избирательный процесс в истории страны: традиционная трёхмесячная кампания вместилась в две недели.

Предвыборная кампания проходила без осложнений, все предварительные опросы предсказывали победу Мадуро со значительным перевесом. Однако накануне выборов картина стала меняться. Заговорили даже о возможной победе Каприлеса. Одновременно были взломаны микроблоги Николаса Мадуро, Единой социалистической партии, ряда видных боливарианских деятелей. Хакеры известили мир о «планах чавистов фальсифицировать итоги выборов». Массированные хакерские атаки указывали на то, что операция готовилась заранее, причём высококлассными специалистами и была направлена на создание обстановки хаоса на завершающей стадии выборов. Ещё до начала избирательной страды Каприлес заявлял, что не признает результатов выборов, поскольку «всё в стране контролируется в интересах режима». Соответствующий документ CNE, который подписали другие кандидаты в президенты, Каприлес проигнорировал.

Предвыборный штаб Каприлеса, как и следовало ожидать, воспользовался незначительностью отставания от победителя. По социальным сетям наряду с заявлениями о фальсификациях стали распространяться призывы «оказать сопротивление попыткам чавистов украсть победу»: «Мадуро проиграл выборы!» Команда Мадуро осудила эти заявления как безответственные: «Оппозиционный кандидат не должен нагнетать и без того чреватую конфронтацией атмосферу». «Последователям этого джентльмена [Каприлеса] мы говорим: "Не сходите с ума!" — заявил Хорхе Родригес, руководитель предвыборного штаба Мадуро. - Автоматизированная система голосования, используемая на выборах в Венесуэле, признана во всём мире как безопасная, надёжная и прозрачная». Приписать или изъять голоса в процессе голосования невозможно, система обладает комплексной системой контроля.

Мадуро, которому постоянно докладывают о ситуации в различных районах страны и особенно в привилегированных кварталах столицы, призвал соотечественников к миру. Он заявил о том, что уважает голоса, поданные за Каприлеса, и потому не возражает против пересчёта данных, объявленных CNE: «Они [оппозиция] хотят проверки, мы приветствуем проверку. Я официально прошу Национальный избирательный совет провести ревизию».

Однако так называемое «caserolazo», протестное битьё в кастрюльки и сковородки, которого не было слышно все последние годы, вновь раздалось в некоторых кварталах Каракаса. На перекрестках задымили баррикады из автомобильных покрышек. На телеэкранах вновь замелькали искажённые ненавистью лица, раздались призывы «навести порядок», избавить страну от «кубинских агентов» в президентском дворце Мирафлорес, провести чистку в армии, в которую «внедрены кубинские военные». Война слухов получила новый импульс.

Гарантирует ли победа Николаса Мадуро на выборах 14 апреля продолжение курса Уго Чавеса на развитие и углубление боливарианской революции? Несомненно! Иного варианта развития событий Мадуро и его сторонники не рассматривают. Это принципиальная позиция. Какие-либо компромиссы стратегического характера с оппозицией невозможны. Радикальные элементы в её рядах делают ставку на полный захват власти, ликвидацию тех социальных достижений эпохи Уго Чавеса, которые воспринимаются Каприлесом и его командой как попытки внедрения в Венесуэлу «кубинской модели», маскируемой под «социализм XXI века». Такую перспективу оппозиция категорически не приемлет, хотя Мадуро, как и Чавес, ориентируется на социализм с «венесуэльским лицом» - выступает за свободную конкуренцию политических сил в стране, но отрицает неолиберальную модель развития как путь к захвату страны транснациональными компаниями.

Всё указывает на то, что оппозиция склоняется к «проверке Мадуро на прочность», на его способность оказать сопротивление мощному давлению враждебных сил внутри и за пределами страны. Потенциал для организации массовой поддержки такому давлению у оппозиции есть. СМИ в Венесуэле на 80 % контролируются противниками боливарианского режима. Систематическое «промывание мозгов» врагами режима привело к парадоксальной ситуации: какими бы ни были успехи реформ Чавеса в социальной сфере, обеспечивающие процветание и благополучие венесуэльских семей, голосование за представителей боливарианской власти не всегда отражало реальное положение дел. Конкретные достижения в области здравоохранения и образования, обеспечения доступным жильём, работой, пенсиями и пособиями - всё это стало восприниматься зачастую как нечто гарантированное при любых условиях. Обещаниям неолиберала Каприлеса о том, что при нём все начнут жить ещё лучше, поскольку он правильнее распорядится нефтью и перестанет «дарить её союзникам Чавеса», многие венесуэльцы верят. Как следствие – потеря миллиона голосов избирателей по сравнению с выборами 7 октября 2012 года.

И ещё верят тому, что будет раз и навсегда покончено с инфляцией, преступностью, коррупцией. За годы правления боливарианцев как-то забылось, что многие проблемы венесуэльского общества унаследованы от Четвёртой республики, когда делами в стране заправляли нынешние «протестанты». Поэтому-то и удивляют некоторые репортажи российских тележурналистов, щедро демонстрирующих убогие жилища на горных склонах, окружающих Каракас, в качестве доказательства «недееспособности» боливарианского правительства.

Чавесу и его сторонникам пришлось преодолевать сильнейшее сопротивление традиционной политической элиты и олигархии, пройти через испытание государственным переворотом апреля 2002 года, через затяжной заговор с нефтяным саботажем. Только в 2004-2005 гг. боливарианское правительство в относительно спокойной обстановке приступило к реализации социально-политических реформ. Несомненные достижения Чавеса и его команды – это, по сути, результат очень немногих лет работы. Говоря о достижениях, достаточно упомянуть о сотнях тысяч комфортабельных жилищ, построенных для народа.

Несмотря ни на что, чависты празднуют победу. На улицах Каракаса и других городов взрываются петарды и вспыхивают в небе салюты. Николас Мадуро получает поздравления с победой на выборах. В числе первых - от президентов стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Поступило поздравление от главы Российского государства, который выразил уверенность, что Венесуэла под руководством Мадуро «будет и впредь укреплять отношения стратегического партнёрства с Россией». В. Путин подтвердил также «готовность к дальнейшему развитию конструктивного диалога по всему спектру двусторонних и международных вопросов в интересах двух стран и народов».

Без всякого сомнения, так и будет. Через два с половиной месяца Мадуро отправляется в Москву на саммит Форума стран-экспортёров газа. И, конечно, в ходе личной встречи двух президентов речь пойдёт не только о поставках газа и проблемах энергетики…
 

Оцените статью
0.0