Перейти к основному содержанию

Российский газ для Грузии?

...Публичная пикировка двух представителей грузинского руководства по вопросу о возможных поставках в Грузию российского газа показывает, что схватка за власть в Тбилиси не закончена и в ряде отношений позиции двух лагерей, представляемых соответственно Б.Иванишвили и М.Саакашвили, расходятся... Судя по всему, Б.Иванишвили хотел бы, умерив эмоциональный накал российско-грузинских отношений и используя в своих интересах «российский фактор», снизить ставшую чрезмерной зависимость Грузии от турецко-азербайджанского влияния... 

Министр энергетики Грузии Каха Каладзе, выступая 6 мая перед СМИ, не исключил возможности возобновления поставок российского газа, что вызвало довольно резкую реакцию президента М.Саакашвили, находившегося в это время с визитом в Азербайджане. Комментируя заявление министра, действующий пока ещё президент разразился длинной тирадой: «С точки зрения энергетики рассмотрение России как серьезной альтернативы является фундаментальным пересмотром независимого курса Грузии. Одним из главных достижений Грузии за последние годы является то, чего не смог добиться практически никто в Восточной Европе и даже Украина в прежние годы, - мы стали энергонезависимыми от России. Сегодня, когда даже Украина начала ввоз газа из других источников, когда вся Европа пытается избежать энергозависимости от России, движение Грузии в обратном направлении означает возврат страны в тяжелое прошлое… В интересы России входит установление контроля над соседями, и с этой целью она использует энергетические рычаги… Разумеется, нам всегда необходимы альтернативные источники, но для этого мы должны работать с Туркменией, Казахстаном, а Россия с этой точки зрения никак не подходит, потому что нам не нужен такой источник, хозяин которого решит - как это было несколько лет назад – в одну морозную зимнюю ночь затемнить, заморозить и сравнять нас с землей. Конечно же, мы должны избежать этого». (1) 

Министр отреагировал на выступление Саакашвили немедленно: «Заявление человека, которого называют президентом, является полной ложью. Он вместе со своей командой продолжает демагогию… Я заявляю это с полной ответственностью». (2) Заметив, что хотя переговоры на эту тему с российской стороной пока не велись, Калазде подчеркнул важность диверсификации источников поставок газа. «Если сегодня, - сказал он, - в особенности в зимний период, мы покупаем электроэнергию у России, почему нельзя ввозить, например, газ?» (3) 

Публичная пикировка двух представителей грузинского руководства по вопросу о возможных поставках в Грузию российского газа показывает, что схватка за власть в Тбилиси не закончена и в ряде отношений позиции двух лагерей, представляемых соответственно Б.Иванишвили и М.Саакашвили, расходятся. 

Для Б. Иванишвили пример «комплементаризма», практикуемого во внешней политике Армении, видится вполне удачным образцом сбалансированного внешнеполитического курса. Об этом грузинский премьер заявлял, в частности, во время визита в Ереван в январе 2013 г. (4) Судя по всему, Б.Иванишвили хотел бы, умерив эмоциональный накал российско-грузинских отношений и используя в своих интересах «российский фактор», снизить ставшую чрезмерной зависимость Грузии от турецко-азербайджанского влияния… 

Иванишвили и некоторые лица из его правительства с самого начала своего прихода к власти зондировали возможность разблокирования грузино-абхазского участка железной дороги, одновременно ставя под вопрос рентабельность проекта железнодорожного строительства Карс – Ахалкалаки – Тбилиси – Баку (КАТБ). Например, в декабре лидер «Грузинской мечты» заявил: «…есть угроза, что после вступления в эксплуатацию дороги Карс – Ахалкалаки – Тбилиси – Баку грузооборот на «старой» железной дороге страны, как и в грузинских портах, уменьшится». (5) Правда, через несколько дней после визита в Азербайджан он же и назвал это своё заявление «поспешным». Одновременно Иванишвили выразил признательность азербайджанской стороне за приемлемую цену газа. (6) 

Причиной такой быстрой корректировки грузинским премьером его собственных заявлений стала резкая реакция Баку, где дали понять, что отказ проекта строительства железной дороги, которая через Грузию свяжет Турцию с Азербайджаном, может привести к пересмотру тарифов на газ. Источник в азербайджанском правительстве уточнил: «Азербайджан продает Грузии газ за смехотворную цену в 200 долларов за тысячу кубометров, таких цен в мире нигде нет. Но Азербайджан, учитывая стратегические отношения с Грузией, всегда шел ей на уступки. Кроме того, инвестиции Азербайджана в Грузию достигли 3-х млрд. долларов, наша страна является одним из крупных инвесторов грузинской экономики. Поэтому нам не понятны заявления премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили о том, что строительство железной дороги Ахалкалаки – Карс в рамках проекта Баку – Тбилиси – Карс вызывает у него определенные вопросы. Грузия, по сути, ни одного цента не вложила в строительство этой дороги, все расходы на себя взял Азербайджан, более того – тысячи грузинских граждан получили работу в этом проекте... В интересах Грузии сохранение стратегических отношений с Азербайджаном». (7) 

Проект КАТБ и перспективы поставок российского газа в Грузию изначально были в определенной мере связаны между собой. В своё время на очередном витке роста напряжённости между РФ и Грузией Тбилиси обратился с просьбой о закупках «голубого топлива» к Тегерану, и в январе 2006 г. в Грузию начал поступать иранский газ. Это немедленно вызвало недовольство Вашингтона: тогдашний посол США в Грузии Д.Тефт ясно дал понять, что если США и закрыли глаза на краткосрочное сотрудничество Грузии с Ираном в энергетической сфере, то на более длительное сотрудничество Тбилиси и Тегерана американцы не согласны. (8) На «иранскую альтернативу» для Грузии было наложено американское вето.

В итоге Грузия, полностью отказавшись от закупок газа в России, стала приобретать его практически целиком (9) у Азербайджана. 7 февраля 2007 г. появилась трехсторонняя декларация (Грузия – Турция – Азербайджан) о едином подходе к региональному сотрудничеству, и это возвещало начало реализации проекта КАТБ. Причем антироссийская и антиармянская направленность данного проекта никогда особо не скрывалась. М.Саакашвили недавно выразился на этот счёт таким образом: «Это - важнейший проект независимой Грузии, который дает ей возможность связаться с Европой в обход России, с учетом того, что Грузия стремится к интеграции в ЕС». (10) Для Турции же и Азербайджана трехсторонние проекты в целом и КАТБ в особенности означали в первую очередь политику региональной изоляции Армении. (11) 

Как бы то ни было, Грузия, до этого почти 14 лет не желавшая принимать участия в проекте, наконец-то при Саакашвили к нему присоединилась. Фактически договорённость о поставках азербайджанского газа по приемлемой для грузинской стороны цене была достигнута в обмен на согласие Грузии участвовать в проекте КАТБ, хотя с самого начала некоторые эксперты и политики указывали, что ни в экономическом, ни в политическом плане этот проект Грузии невыгоден. В частности, бывший министр иностранных дел Грузии С. Зурабишвили отмечала: «Кто сказал, что эта дорога нужна Европе? Карс – Ахалкалаки никогда не была требованием Европы и не входила в их планы… Эта дорога в интересах только Азербайджана и прямо сокращает наши транспортные доходы…. Главным недостатком этой железной дороги является то, что она обходит стороной порты Поти и Батуми и сократит грузооборот, а также нанесет серьезный ущерб транспортной функции Грузии. Не знаю, насколько возможно сегодня пересмотреть этот договор, но знаю одно – это решение должно быть поставлено в разряд преступлений бывшего руководства страны, в котором государственные интересы принесены в угоду личным». (12) Однако проект всё-таки стартовал. Пытаясь избавиться всеми способами от российского влияния, Грузия в итоге попала в геополитическую и экономическую зависимость от Турции и Азербайджана. 

Вполне очевидно, что на этот раз грузинский премьер решил не ставить под сомнение рентабельность КАТБ, а заявить устами К.Каладзе о необходимости диверсификации поставок энергоресурсов. Отношение к этому Саакашвили тоже понятно. Президент Грузии не может признаться, что по его вине (как подозревают некоторые – в результате его прямой материальной заинтересованности) Грузия оказалась в заложниках у своих «заклятых друзей» и помогали ему в этом деле «лучшие друзья» из-за океана. 

В то же время, несмотря на желание Б.Иванишвили и некоторых лиц в его правительстве укрепить региональную позицию Грузии, ослабив давление турецко-азербайджанского дуумвирата, возможности в этом плане довольно ограничены. И не только в силу сопротивления партии Саакашвили или трений между функционерами «Грузинской мечты», но и по другой, более существенной причине. Главной помехой, как и прежде, является позиция Вашингтона, сделавшего ставку на создание региональной оси Турция – Грузия – Азербайджан. На это прямо нацелена Хартия стратегического партнерства между США и Грузией. Даже если переговоры Тбилиси с «Газпромом» о возобновлении поставок российского газа станут возможны, такие переговоры, чтобы не закончиться срывом (как уже бывало не раз), должны будут выйти за рамки исключительно коммерческих интересов. И все хорошо понимают: гипотетическое возвращение российского газа на грузинский рынок может создать предпосылки для достижения более прочного регионального равновесия. 

9. За исключением 10% процентов, идущих в счёт платы за транзит российского газа по территории Грузии в Армению.
12. http://www.apsny.ge/2012/pol/1356149949.php. Интересно, что дед С. Зурабишвили по материнской линии Нико Николадзе был основателем морского порта в Поти и инициатором строительства грузинской железной дороги. 
Оцените статью
0.0