Перейти к основному содержанию

«Убрать свидетеля» Ислама Сайдаева: актуальная история «большой игры» на Кавказе

История постсоветской Чечни, ставшей в период сепаратистского мятежа ареной кровопролитных событий, нашла отражение в десятках книг и тысячах статей. Однако место в этом массиве литературы небольшой по объему работы Ислама Сайдаева «Убрать свидетеля», без преувеличения, уникально. Проживая с 1999 года в Грузии, автор изнутри наблюдал процессы, возникавшие вокруг чеченцев зарубежья (в Закавказье и Европе), и подробно рассказывает о том, как использовались эти люди грузинскими и западными спецслужбами в качестве канала поддержки вооружённых групп, противостоявших российской армии в Чечне...

Чеченский журналист и общественный деятель Ислам Сайдаев написал книгу, значение которой с точки зрения изучения новейшей истории Кавказа сложно переоценить. В этой ценной работе интересно всё, начиная с личности автора, эволюция взглядов которого – от радикального этнонационализма до осознания полной бесперспективности линии на противостояние с Россией, избранной чеченскими лидерами (не без подсказок извне) в обстановке хаоса и сумятицы начала 90-х годов.  

История постсоветской Чечни, ставшей в период сепаратистского мятежа ареной кровопролитных событий, нашла отражение в десятках книг и тысячах статей. Однако место в этом массиве литературы небольшой по объему работы Ислама Сайдаева «Убрать свидетеля», без преувеличения, уникально. Проживая с 1999 года в Грузии, автор изнутри наблюдал процессы, возникавшие вокруг чеченцев зарубежья (в Закавказье и Европе), и подробно рассказывает о том, как использовались эти люди грузинскими и западными спецслужбами в качестве канала поддержки вооружённых групп, противостоявших российской армии в Чечне… 

Это исследование (отсутствие академизма в подаче материала, на мой взгляд, несомненное достоинство работы, которая читается на одном дыхании) – лучший ответ тем, кто убеждает не искать в недавних событиях «внешний след». Многочисленные факты, о которых сухо и вместе с тем обстоятельно рассказывает Ислам Сайдаев, всё расставляют по своим местам. Называются организации под благообразными вывесками, использовавшиеся в качестве каналов переброски в Чечню «гуманитарных грузов». «Помню две огромные фуры с австралийской тушенкой, попавшей в Грузию транзитом через Турцию. Эта партия, стоимость которой составляла более трехсот тысяч долларов США, целиком была передана в Панкисское ущелье и роздана в качестве сухого пайка готовившимся к переброске в Чечню боевикам…» А вот «различного рода средства связи: телефоны спутниковой связи «Инмарсат», стационарные низкочастотные радиостанции и другая современная аппаратура. Пакистанец Али, организовывавший поставку из США этих грузов под видом гуманитарной помощи, на самом деле был гражданином Великобритании и являлся штатным агентом английской разведки МИ-6…» А некоторые виды оборудования, попадавшие в Чечню с территории США, находились в распоряжении исключительно американской военной разведки. 

Читая книгу И.Сайдаева, мы видим, как Грузия становилась проходным двором для международных авантюристов,  решавших, помимо дестабилизации Северного Кавказа, еще и задачи личного обогащения. Конечно, не грузинским спецслужбам, сомнительной деятельности которых автор уделяет много внимания, и тем более не лишившимся родины чеченским беженцам доставались главные плоды этой деятельности. «Я никогда не сомневался в том, что США и их лидеры несут зло всему миру…  Моя убеждённость – это результат долгого поиска и осмысления всего того, что происходило с моей страной, с моим народом, что происходит во всем мире, и чему я был живым свидетелем», – пишет автор.  

В целом логика действий внешних сил  на Кавказе на рубеже 1990-х – 2000-х годов (в книге описывается именно этот период) мало чем отличается от эпизодов «большой игры» в Средней Азии и на том же Кавказе в XIX веке. Здесь и поддержка «повстанцев», включая пропагандистские кампании в прессе, и использование региональных «партнёров» при решении тех или иных «деликатных» задач, и создание предпосылок для прямого внешнего вмешательства (в том числе с использованием сил «международного терроризма»).  Очень красноречиво в этом плане приводимое И.Сайдаевым признание одного из грузинских силовиков времён позднего Шеварднадзе, сделанное в разгар событий в Панкисском ущелье: «Нам нужны два человека, арабы, которые дадут показания, что в Панкисском ущелье есть агенты «Аль-Каиды»,  одного мы нашли, нужны еще двое, чтобы мы могли завести сюда американцев». 

При этом спецификой «большой игры» по-англосаксонски является принципиальное отсутствие чётких обязательств по отношению к «партнёрам» и обыкновение использовать их втёмную, в чём не раз убеждались представители народов, попадавших в эпицентр планов перекройки политической карты Кавказа. 

В полной мере это относится и к Михаилу Саакашвили. «Эксцентричный, мало предсказуемый и неоднократно скомпрометированный Миша порядком поднадоел его заокеанским партнерам. Американцы не менее России хотели его сменить», – пишет Ислам Сайдаев. В то же время процесс поэтапного отстранения Саакашвили от власти сопровождается выстраиванием таких конфигураций, при которых «Грузия и при новом правителе смогла бы продолжать курс, указанный США… Вполне возможно, что реализацию подобного плана мы и наблюдаем сегодня в Грузии, несмотря на то, что якобы победил «настроенный на контакт с Россией» политик Бидзина Иванишвили...» 

 Последний по времени эпизод, о котором рассказывает автор – провокация грузинских силовиков в ущелье Лопота, информацию о которой родственник первого президента «Ичкерии» Джохара Дудаева Умар Идигов передал новому премьер-министру Грузии Бидзине Иванишвили. Этот Идигов одновременно является главой «Фонда интеграции народов Кавказа», призванного крепить связи северокавказских народов с Тбилиси. 

Смена парламента и правительства в Грузии стала поводом для осторожного оптимизма в отношении перспектив хотя бы частичной нормализации грузино-российских отношений. Однако на смену режиму Саакашвили с его враждебно-прямолинейной риторикой в отношении России (и соответствующими действиями) могут прийти политики, логика действий которых окажется в чём-то схожей с линией «позднего Шеварднадзе». И это делает книгу Ислама Сайдаева ещё более актуальной с точки зрения понимания того, с чем, возможно, придётся столкнуться России на своих южных рубежах уже в ближайшее время.  Нельзя пройти мимо того, что в ходе недавнего визита в Тбилиси главы ФБР Роберта Мюллера вопрос о сотрудничестве США и Грузии в борьбе с терроризмом рассматривался… в контексте предстоящей Сочинской олимпиады. Примечательно и заявление посла США, обмолвившегося о том, что «после произошедшего во время Бостонского марафона взрывов все уделяют особое внимание событиям на Северном Кавказе…»

Неизвестно кем контролируемые приграничные территории в сочетании с продолжающимся военным сотрудничеством Грузии и Запада, а также отсутствием нормального политического диалога с Москвой создают новые возможности для мастеров «большой игры». Включая тех, которые под прикрытием заботы о беженцах курировали поставки вооружения и амуниции отдельным группировкам боевиков на Северном Кавказе. В Москве это вполне сознают. Объявлено о создании Сил специальных операций с возможностью действовать за границами России в мирное время. Согласно официальной информации, отработка действий бойцов, входящих в состав нового подразделения, уже ведётся на Северном Кавказе.

* * *

…Взрывы в Бостоне послужили отправной точкой очередной серии попыток информационного воздействия на чеченские диаспоры на территории некоторых европейских стран и США. Объяснение такого специфического интереса к кругам эмигрантов из России можно найти в одном из высказываний ветерана американского разведсообщества Пола Гобла: «Учитывая, что крошечная большевистская эмиграция смогла вернуться и захватить власть в России в 1917 году, русские всегда были более озабочены тем, что могут предпринять иностранцы, чем кто бы то ни был другой…» Ключевые слова здесь – «вернуться и захватить власть в России».  

Розыгрыш нового тура «большой игры» может начаться неожиданно и стремительно. Помехами этому не будут ни становящиеся всё более условными границы, ни нормы международного права. И тогда - новые «сюрпризы» не за горами, при этом сами чеченцы, включая тех, кто покинул Россию, не получат от этого ровным счётом ничего хорошего. Чтобы понять это, достаточно прочитать  книгу «Убрать свидетеля», где подробно описана судьба некоторых выходцев из Чечни, волею обстоятельств оказавшихся на территории Грузии, где их взяли в работу разные «охотники за головами». 

В 2009 года Ислам Сайдаев вернулся в Россию. Сейчас он работает в правительстве Чеченской Республики. Вслед за ним вернулся в Россию и бывший представитель Чечни в Грузии Хизри Алдамов.  Оба немало делают для донесения до широкой общественной аудитории правды о том, что происходило на Кавказе в последние годы. Эта работа будет продолжаться, и надо полагать, она внесёт свой вклад в формирование целостной, обновлённой концепции российской политики на Кавказе. 

«…И если эта скромная книга заставит кого-то по-новому взглянуть на те события, что происходили в недавнем прошлом на Кавказе, увидеть то, что сегодня угрожает миру на этой земле – значит всё, что мне довелось пережить… – всё это было не зря!» – такими словами заканчивает свою работу Ислам Сайдаев.  Без сомнения, увидеть автору удалось многое.

Загрузить книгу в формате PDF...

Оцените статью
0.0