Сирийский маятник

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Ситуация вокруг Сирии подобна маятнику – то его качнет в сторону большой войны, то вдруг забрезжит мирное решение. Не успеют наблюдатели оценить очередную новую тенденцию, как маятник снова движется в противоположном направлении. Амплитуда его колебаний столь велика, что середину он проскакивает почти без остановки. В последние дни чаша весов на поле боя явно склоняется в пользу правительственных сил. Западные стратеги поставлены перед выбором: либо признать, что попытка насадить марионеточный режим в Сирии окончательно провалилась, либо, отбросив в сторону все ухищрения «мягкой силы», перейти к открытой и затратной военной интервенции. 

Проблемы с проведением конференции по сирийскому урегулированию, как и ожидалось, возникли почти сразу после достижения московской договоренности на этот счет между Лавровым и Керри. Уже через два дня в Риме на встрече с иорданским и израильским министрами госсекретарь США дезавуировал сам себя, заявив, что Башар Асад и его окружение не могут быть частью переходного правительства. Во исполнение указаний Керри американский посол в Сирии Роберт Фрост, давно выехавший из Дамаска, тайно прибыл из Турции на несколько часов в район Алеппо, где на встрече с оппозиционными лидерами призвал их не беспокоиться и заверил в полной поддержке до победного конца. Тем самым перспектива мирного решения «начала вянуть, не успев расцвести». (1) Для американцев «устраивающие всех» договоренности - это когда всех устраивает то, чего хотят американцы. 

Игнорируемый Западом официальный Дамаск не только остается главной политической силой в Сирии, но и наращивает преимущество в противостоянии с противником. Сирийская армия перевооружилась, накопила необходимый боевой опыт, укрепилась профессионалами-добровольцами из Ирана, Ирака, Ливана и начала планомерно возвращать утраченные ранее позиции. Хотя Дамаск по понятным причинам отрицает участие в военных действиях на своей стороне иностранцев, многие источники говорят о том, что они всё же есть и руководит ими командующий подразделениями «Аль-Кудс» в Корпусе стражей исламской революции иранский генерал Касам Сулеймани… По сообщениям арабских СМИ, эту миссию возложил на него духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи. Кроме того, генсек «Хизбаллы» Хасан Насралла также встречался месяц назад с духовным лидером Ирана и получил от него наставление направить все усилия на борьбу с «повстанцами» в Сирии. Отмечается, что в распоряжении Насраллы на территории Сирии находятся по меньшей мере 7000 бойцов. (2)

Правительственные войска в середине мая заняли стратегические позиции близ границы с Иорданией, блокировав поступление оттуда военной помощи своим противникам, а 19 мая одержали важную победу, освободив город Аль-Кусейр, на северной границе с Ливаном. Тем самым открывается прямая дорога между лояльным Асаду побережьем, населённым алавитами, и столицей страны, а также беспрепятственный путь снабжения между Дамаском и союзной ему «Хизбаллой» в Ливане. Пресечь этот канал Израилю будет гораздо сложней. Одновременно перерезаются североливанские маршруты снабжения оппозиции. И это одна из самых тяжелых потерь мятежников за два года войны. Оказалась отрезанной крупная группировка оппозиции в районе г. Хомс. Фактически у нее осталось только одно реальное направление получения поставок – турецкое. Однако ожидания по поводу того, что Турция может предотвратить провал всей сирийской авантюры, не оправдываются. Еще недавно склонявший американцев к установлению беспилотной зоны и проведению военной интервенции в Сирии турецкий премьер-министр Р. Эрдоган во время недавнего визита в Вашингтон, вопреки ожиданиям, предпочел в основном говорить о необходимости мирной конференции. (3) Очевидно, и до него дошли «вести с фронта».

Все труднее западным руководителям скрывать и подлинное лицо сирийской оппозиции. Сцены массовых казней и даже каннибалистские акты со стороны противников режима просто шокируют. Дамаск выигрывает пропагандистскую войну, по сути, даже не ведя ее. Такова уж природа противостоящего ему противника, что он сам себя постоянно разоблачает. Все опросы показывают, что абсолютно везде в мире общественное мнение в подавляющем большинстве против иностранной военной интервенции в Сирии на стороне таких «борцов за свободу».

При этом, оказавшись заодно с израильтянами, оппозиционеры из радикального фронта «Джебхат ан-Нусра» стали терять и ореол последовательных исламских борцов. Особенно ярко это проявилось при недавнем нападении «нусровцев» на крупнейший лагерь палестинских беженцев Ярмук в пригороде Дамаска, во время которого они разрушили могилу шейха Ф.Шакаки на «кладбище мучеников». И это притом, что палестинцы, в своем подавляющем большинстве последовательные сунниты, до сих пор сохраняли нейтралитет в идущей гражданской войне. Нажить себе врагов из многочисленных и всегда готовых к борьбе палестинцев, по крайней мере, недальновидно. Однако маски слетают, и становится очевидным, что религия ислама, равно как и демократия, здесь вообще ни при чем, а имеется выгодный политический заказ.

Влиятельная The Washington Post признает: «Остается мало сомнений – маятник в гражданской войне в Сирии всерьез качнулся в сторону правительственных войск, усиливая позиции Асада по выдвижению собственных условий проведения предстоящих мирных переговоров». Эксперт Jane’s Terrorism and Insurgency Center Чарльз Листер полагает, что если события будут развиваться, как сейчас, то «на любых переговорах правительство будет иметь огромное преимущество».  (4)

Похожие мнения высказываются и в Израиле. Лондонская The Times опубликовала, например, интервью с высокопоставленным представителем израильской разведки, который заявил газете, что для Израиля выживший, но ослабленный Асад во много раз предпочтительней его противников: «Лучше дьявол, которого мы знаем, чем те демоны, которых мы только можем вообразить, в случае если экстремисты со всего арабского мира завоюют здесь свой плацдарм». Другой израильский источник, который цитирует The Times, рассказал, что события в Сирии с самого начала получили в Израиле неверную оценку. «Рабочее предположение было, что режим Асада быстро падет. Мы недооценивали силу и влияние Асада на свой народ, а также переоценивали боевые способности повстанцев», - заявил он. 

Аналитики из израильского центра DEBKAfile полагают, что и США, и Израиль на предшествующем этапе допустили стратегический просчет в оценке соотношения сил. Они считали, что дни Асада сочтены и достаточно лишь небольшего усилия, чтобы его свергнуть. Однако в результате ненавидимый ими альянс Тегеран – Дамаск - «Хизбалла» только окреп, в том числе при технической поддержке России, и сейчас отвоевывает одну позицию за другой. Более того, после израильских воздушных атак потенциал Асада не только не ослаб, но возникла перспектива переноса военной активности на оккупированные Голанские высоты. (5)

В Израиле пересматривают также бытовавшее ранее мнение о том, что падение режима Асада и приход к власти «повстанцев» не повлечет за собой серьезные негативные последствия для израильтян. Учитывая все более активное проникновение в ряды повстанцев террористических сил из «Всемирного Джихада» и «Аль-Каиды», израильские специалисты начинают высказывать серьезные опасения относительно возможности будущего мирного сосуществования с новой «Сирией после Асада». Вместе с тем в Израиле считают, что нужно готовиться к такому повороту событий, при котором «Асад сохранит если не власть, то как минимум сильное влияние в Сирии». (6)

Нарастающий на Западе и в Израиле пессимизм в отношении перспектив возможной военной победы сирийской оппозиции аналитики объясняют также последовательной и решительной позицией России, «не желающей повторения ливийского сценария». (7) Москва своими поставками Дамаску современных противокорабельных ракет среднего радиуса действия, а также присутствием «свыше десятка военных кораблей», патрулирующих сирийское побережье, фактически «перекрыла морской путь снабжения повстанцев» и сделала крайне затруднительной иностранную военную интервенцию. Не случайно глава Объединенного комитета начальников штабов США Мартин Демпси назвал поставки российских ракет Сирии «несвоевременным» и «очень неудачным» решением, поскольку оно «придаст храбрости президенту Башару Асаду». Для американского генерала это, может быть, и «неудачное решение», но для сирийского народа и стабильности региона - точно удачное. 

Новые обстоятельства объективно усиливают и позиции Москвы, и официального Дамаска на переговорах о будущем Сирии. (8) Вместе с тем Вашингтон вряд ли так быстро откажется от своих планов. Сирийскому народу еще придется побороться за право свободного выбора своей судьбы, а вместе с ним - его друзьям и союзникам.