Перейти к основному содержанию

Китай будет прирастать Европой

Сегодня открыть шире двери в Германию означает открыть шире двери в Европейский союз. В Китае это отлично понимают... Растущая активность китайских деловых кругов в Германии и других странах Европы - важная часть глобальной стратегии, сформулированной в XII пятилетнем плане социально-экономического развития КНР. В нем содержится прямое указание предприятиям целенаправленно приобретать за рубежом фирмы, обладающие теми технологиями, которых в Китае пока нет. План осуществляется успешно, способствуя выдвижению Китая на первую роль в мировой экономике уже в ближайшие годы...

Сегодня открыть шире двери в Германию означает открыть шире двери в Европейский союз. В Китае это отлично понимают. Важное значение имел в этом смысле состоявшийся в конце мая визит в ФРГ премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна.

Ли Кэцян в своей статье, помещенной в немецкой газете Die Zeit, отвечая на вопрос, почему сближаются Китай и Германия, пишет: «В настоящее время китайско-германское взаимодействие играет главенствующую роль в процессе китайско-европейского сотрудничества, объем их двухстороннего товарооборота занимает около 30% общего объема товарооборота между Китаем и странами ЕС. По статистике Министерства коммерции КНР, в минувшем году реальные инвестиции Германии в экономику Китая составили 1,45 млрд. долларов США, что выше показателя предыдущего года на 28,5%. Тем временем по количеству проектов с участием иностранного капитала, развертываемых в Германии, Китай уступает лишь США и Швейцарии, занимая третье место в мире. Такие достижения заслуживают должного внимания на фоне экономической депрессии в мире».

Новое китайское руководство оказалось перед непростым выбором. В экономике на ближайшее 10-летие поставлена цель вывести Китай на уровень «первой экономики мира». И здесь предстоит решить вопрос, какой путь новое руководство изберет для достижения этой цели. Продолжит ли оно политику предшественников, Ху Цзинтао и Вэнь Цзябао, которая была направлена на расширение внутреннего спроса, либо же сделает ставку на экспорт и завоевание новых рынков сбыта. Скорее всего, будут использованы оба метода. 

Развитие торгово-экономических связей с ЕС и особенно Германией - важная веха на этом пути. Объем двусторонней торговли ЕС и Китая в 2012 году вырос до 546 млрд. долларов, и почти 30% этого оборота приходится на Германию – 161 млрд. долларов. В июне 2011 года премьер Вэнь Цзябао и канцлер Ангела Меркель на встрече в Берлине заявили о намерении за 5 лет довести двусторонний товарооборот между странами до 200 млрд. евро, то есть 283,8 млрд. долларов. В прошлом году канцлер Ангела Меркель за семь месяцев побывала в Китае дважды.

* * *

К встрече канцлера Ангелы Меркель с премьером Ли Кэцяном было приурочено подписание 17 соглашений и протоколов о намерениях, направленных на расширение экономического, культурного и, что примечательно, политического сотрудничества. 

На первом месте оказались, конечно, контракты между крупнейшими компаниями двух стран. Так, автостроитель Volkswagen и его китайский партнер SAIC сооружают еще один автозавод, химический гигант BASF создает в КНР два новых совместных предприятия. Siemens расширяет сотрудничество в области переработки углеводородного сырья и сервисного обслуживания газовых турбин. 

Китайцы в свою очередь расширяют присутствие в экономике ФРГ. Китайская Weichai Power (разработка и производство дизельных двигателей) увеличивает инвестиции в капитал немецкой фирмы Kion, второго в мире производителя вилочных погрузчиков. Кроме того, китайская сторона предоставила кредит одному из немецких пароходств на приобретение четырех контейнерных судов, которые будут построены на верфях КНР.

По разным источникам, общий объем заключенных во время визита китайского премьера контрактов составил от 4 до 5 млрд. евро. 

Надо сказать, что в Германии Китай начинает не с нуля. В последние годы китайцы ведут масштабную скупку немецких фирм. Их интересуют, прежде всего, высокоспециализированные машиностроительные предприятия средних размеров. Особенно те, что выпускают комплектующие для автомобилей. Так, в 2011 году китайский государственный холдинг CQLT поглотил крупного производителя уплотнителей для автомобилей Saargummi, а группа CITIC Dicastal приобрела компанию KSM Castings, специализирующуюся на выпуске шасси и других комплектующих из легких металлов.

В 2012 году пекинский поставщик комплектующих для автомобилей Lingyun купил фирму Kiekert - мирового лидера на рынке автомобильных замков. Мировой лидер на рынке бетононасосов, китайский концерн Sany Heavy Industry, приобрел немецкого конкурента Putzmeister. Компания LDK Solar выкупила треть акций немецкого производителя солнечных батарей Sunways. В руки китайских инвесторов, на сей раз промышленной группы XCMG, перешел контрольный пакет акций еще одного немецкого производителя бетононасосов - семейного предприятия Schwing. В июне 2012 года произошло еще одно поглощение в области фотовольтаики - Hanergy Holding Group из Пекина приобрела компанию Solibro. Подобные примеры из года в год множатся.

Скупая немецкие предприятия, китайцы предпочитают выбирать либо обанкротившиеся фирмы, как Saargummi или Solibro, либо компании с определенными финансовыми трудностями, как Schwing или Putzmeister. Китайские инвесторы нередко воспринимаются как спасители первоклассных немецких предприятий. Такой репутации весьма помогает то, что новые китайские владельцы гарантируют сохранность абсолютного большинства рабочих мест. Так, работники Saargummi и Schwing получили такие гарантии на ближайшие пять лет, а трудовому коллективу Putzmeister они даны аж до конца 2020 года.

Для немцев и остальных участников еврозоны было очень важно, что китайский премьер подтвердил в Берлине принципиальную установку Пекина на поддержку европейской денежной единицы, в которой Китай держит до трети своих огромных валютных резервов, составивших на конец 2012 года 3,3 трлн. долларов. Ли Кэцян отметил, что стабильность евро важна не только для Евросоюза, но и для дальнейшего развития КНР. 

* * *

Вместе с тем в экономических взаимоотношениях Евросоюза и Китая далеко не всё гладко. Накануне визита в Берлин премьера Ли возник конфликт вокруг поставок из КНР солнечных батарей. 8 мая еврокомиссар по делам торговли Карел де Гухт одобрил дополнительную пошлину в размере 47% на импорт солнечных батарей из Китая. Китайцев подозревают в демпинге, который ставит в неравноправные условия европейских производителей солнечных батарей. США в прошлом году уже ввели сходные санкции. Но против санкций ЕС выступили как минимум 10 государств-членов Союза с Германией в авангарде. 

«Мы не согласны с таким решением и категорически его отвергаем», - заявил в Берлине Ли Кэцян. По его словам, введение торговых барьеров угрожает не только рабочим местам в Китае и перспективам развития целых отраслей китайской экономики. «Под угрозой окажется также развитие этих отраслей в Европе, интересы европейских потребителей и европейской промышленности», - подчеркнул он. Это был недвусмысленный намек на то, что Китай, перенаправив поток китайской гелиотехники на другие континенты, тем самым нанесет ощутимый удар по интересам соответствующих европейских производителей. 

Впрочем, у Пекина, отметил Ли Кэцян, есть и другие варианты ответа. Например, Китай недавно начал антидемпинговую процедуру против стальных труб европейского производства.

Найти выход из этой «сложной ситуации», как назвала ее Ангела Меркель, непросто. Мотором экономики Германии является экспорт, и в силу этого немецкое правительство последовательно выступает против протекционизма. «Поэтому Германия приложит все силы к тому, чтобы путем как можно более активных переговоров разрешить торговые конфликты, возникшие в настоящий момент, в частности, в области гелиотехники или, к примеру, в телекоммуникационной отрасли», - заверила Ангела Меркель. По ее словам, недопустимо доводить дело до того, что «единственным выходом останется взаимное повышение таможенных ставок». 

Таким образом, Берлин оказался в этом вопросе в роли посредника между Пекином и Брюсселем. Между тем время не ждет: если до 5 июня не удастся найти компромисс, в ЕС будет автоматически запущена процедура введения таможенных санкций.

Аналитик Йонас Парелло-Плеснер из Европейского совета по внешним связям позицию ФРГ разъяснил следующим образом: «Если Китай ответит на позицию Брюсселя мерами против Европы, первым пострадает германский экспорт. А продать в Китай миллионы немецких автомобилей - это гораздо важнее, чем производить солнечные батареи в Европе». Берлину нужен емкий рынок вроде китайского, а Китаю - немецкие технологии. 

Да и как иначе, если 30% продаж автомобилей концерна Volkswagen за рубежом приходится на КНР. Китай также стал крупнейшим рынком для компании БМВ и третьим рынком для концерна «Сименс АГ» и компании BASF.

Перспектива дальнейшего упрочения экономических связей между Китаем и Германией вдохновляет в Европе далеко не всех. Особенное беспокойство по этому поводу проявляют наиболее пострадавшие за годы кризиса южане. Крепнущие коммерческие связи Германии с Китаем - угроза для остальной Европы, пишет испанское издание ABC. 

Южан можно понять. Получив подмогу в виде одного из крупнейших в мире рынков, в Берлине могут и позабыть о «бедных родственниках», которые только и делают, что выпрашивают новые «пакеты помощи». Однако можно понять и Ангелу Меркель – до сентябрьских выборов в бундестаг времени остается все меньше и немцам нельзя давать новых поводов к тому, чтобы усомниться в экономической политике канцлера.

 * * *

Растущая активность китайских деловых кругов в Германии и других странах Европы - важная часть глобальной стратегии, сформулированной в XII пятилетнем плане социально-экономического развития КНР. В нем содержится прямое указание предприятиям целенаправленно приобретать за рубежом фирмы, обладающие теми технологиями, которых в Китае пока нет. План осуществляется успешно, способствуя выдвижению Китая на первую роль в мировой экономике уже в ближайшие годы…

Оцените статью
0.0