Перейти к основному содержанию

О расцвете церковной жизни в Молдавии после освобождения её русскими войсками в начале XIX века

В результате русско-турецкой войны 1806-1812 г. территория современной Молдовы была освобождена русской армией от владычества турок-османов. По итогам Бухарестского мира 1812 г. эта древняя православная земля соединилась с православной Россией. Сегодня, когда Республика Молдова стоит на перепутье, выбирая направление дальнейшего развития, стоит ещё раз напомнить о значении освобождения Молдавии от турецкого владычества для церковной жизни в этой стране… 

В результате русско-турецкой войны 1806-1812 г. территория современной Молдовы была освобождена русской армией от владычества турок-османов. По итогам Бухарестского мира 1812 г. эта древняя православная земля соединилась с православной Россией. Сегодня, когда Республика Молдова стоит на перепутье, выбирая направление дальнейшего развития, стоит ещё раз напомнить о значении освобождения Молдавии от турецкого владычества для церковной жизни в этой стране…  

После того как в Молдавском княжестве, находившемся в течение нескольких столетий в зависимости от Османской империи, было введено в начале XVIII века правление греков-фанариотов, назначаемых султаном, Молдавия практически полностью потеряла свой и без того весьма условный статус вассального государства. С тех пор она начала рассматриваться Европой как автономная турецкая провинция.  Так было до подписания между Россией и Турцией Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 г., Айналы-Кавакской конвенции 1779 г. и их последующего дипломатического уточнения. Эти документы зафиксировали восстановление частичной государственной и религиозной независимости Молдавии от османского правительства.

Порта периодически отделяла от Молдавского княжества  те или иные территории, превращая порабощенное население в райю. За пределами православной Молдавии оказывались не только квадратные километры, но и тысячи христиан, переходивших в положение обычных подданных султана. Они обрекались на бесправное и унизительное состояние, на пожизненное мученичество,  уготованное всему немусульманскому населению Турции. Положение Православной Церкви на отчуждаемых территориях также не шло ни в какое сравнение с ее статусом пусть и в угнетаемой, но все же до известной степени самостоятельной Молдавии, в которой Церковь Восточная являлась господствующей, а митрополиты были главнейшими советниками господарей и первоприсутствующими в диване. Процесс ассимиляции православного населения, постепенного уничтожения храмов и памятников православной культуры молдавского народа на территориях, непосредственно подчиненных Порте, был целенаправленной политикой турок-османов.

Все возрастающая дань и нерегулярные, но частые несправедливые поборы, а также незаконное навязывание Молдавии турецкой монополии на покупку выращиваемого в княжестве зерна, да еще и по заниженной цене, а также многие другие несправедливости привели к крайнему обнищанию молдавского народа, к упадку культуры, к оскудению епархий, храмов и святых обителей.

Вот что сообщает о положении молдавского государства в эпоху османского ига авторитетный научно-исторический сборник «История Молдавской ССР с древнейших времен до наших дней»:

«Политическая зависимость Молдавии от Турции в течение XVI – XVIII веков имела тенденцию к усилению. Постепенно Османская империя перешла от утверждения кандидатур молдавских господарей к их прямому назначению. В конечном случае господарский престол в Молдавии стал предметом купли-продажи, причём наблюдается постоянный рост взносов за него со стороны многочисленных конкурентов, жаждущих получить фирман (султанский указ) на господство… Турция ввела процедуру периодического утверждения господаря: сначала каждые 3 года, затем ежегодно. За каждый фирман с молдавского господаря причиталась специальная плата. Со всего молдавского народа стали брать дополнительный налог («дань скипетра»), что вызвало поговорку «Смена господарей – радость безумцев». За XVI – XVII гг. на молдавском престоле сменилось около 50 господарей, причём многие из них занимали престол по 2 – 3 раза… Уже с конца XVI века на покупку престола уходило примерно в 5 раз больше, чем годовая сумма харача (дань туркам. – А. Н.)… Все денежные и натуральные поборы ложились тяжким бременем на народные массы Молдавии и вызывали оскудение местных феодалов-землевладельцев, которые были вынуждены отдавать турецким поработителям большую часть своих доходов».

Такое положение страны побуждало молдавский народ неоднократно восставать против иноверных захватчиков. Во главе восстаний и вооруженной борьбы становились достойные молдавские господари, среди которых выделяется фигура Дмитрия Кантемира. Однако любая попытка противостать турецкому произволу неизменно кроваво подавлялась. Особенной жестокостью отличались войска Крымского ханства, вассала и союзника султана, призываемые Портой для участия в карательных экспедициях. Татары массами уводили население Молдавии в рабство. Вот свидетельство летописца о карательном походе татар в 1754 году: «В пределы Молдавии вступили татары… и сожгли города, и обобрали их добро, а сёла молдаван предали огню. И дошли до романа, сжигая, грабя, и уводя красивых женщин и девушек доброкосых, и грудных младенцев, и девочек с нежным личиком, и стариков, и молодых… В Молдавии стояли тогда плач, стенания и вопли».

Все эти карательные меры турок и татар не могли не сказаться и на Церкви Православной, являвшейся душой молдавского народа, а потому становившейся объектом религиозного фанатизма иноверцев – храмы, святые иконы и реликвии уничтожались, страдало духовенство и монашество.

После одной из неудачных попыток освободиться от турецкого ига, предпринятой господарем Дмитрием Кантемиром в союзе с русским царем Петром Великим во время Прутского похода 1711 г., господарь был вынужден бежать в Россию. Османское правительство же с этого момента перешло к практике назначения молдавских господарей из числа греков-фанариотов.

Этот период стал одним из наиболее страшных в истории Молдавии. О том, сколько зла принесло этому историческому православному краю правление фанариотов, написано достаточно. Нас же интересует духовная составляющие влияния фанариотского правления на жизнь и развитие Молдавии. Фанариоты стремились возродить Византийскую Империю, но не как наднациональную Империю Юстиниана, подлинный Второй Рим, носитель катехонической идеи, а как национальное Греческое царство, служащее делу будущего величия исключительно греческой нации. В таком царстве не было места любому проявлению негреческих элементов, они подлежали обязательной эллинизации.

 «Если прежде, - пишет профессор К.Е. Скурат в книге «История Поместных Православных Церквей, - зависимость Церкви Молдавии и Валахии от Константинопольского Патриарха была номинальной, то теперь епископами назначали греков, богослужение в городах совершалось на греческом языке и т.п. Правда, низшее духовенство продолжало оставаться национальным, но оно настолько было принижено и, можно сказать, бесправно, что не имело возможности оказать существенного просветительного влияния на свой народ. Вместе с крестьянством оно должно было нести все государственные повинности, а также платить налоги в казну… Некоторые епископы-греки, получив назначение на доходное место за деньги, старались возместить свои затраты, направляя на церковные должности всякого, кто мог внести в их казну значительную сумму денег. Гонясь за наживой, они поставили в стране такое количество священников, которое не вызывалось действительными нуждами. В результате появилось немало безместных священников, которые… бродили по стране, предлагая свои услуги за насущный хлеб и роняя еще ниже и без того невысоко стоявший духовный сан».

Даже небольшие очаги духовного образования на национальном языке были переведены на греческий. Что же касается собственно территории, присоединенной к России, получившей в составе последней наименование Бессарабии, то в ней не осталось ни одного (!) училища для православного населения – ни духовного, ни светского. Исследователи отмечают глубокий упадок монашества в Молдавии в рассматриваемый период.

Не удивительно, что на протяжении всего пребывания под османским игом вожди молдавского народа, как и простые жители, обращались к Русским Царям и России, в которых видели преемников Ромейских Василевсов и Византии, защитников православной веры и православных народов, с неоднократными просьбами о принятии страны в российское подданство.

Так, после обращения молдавского господаря Георге Стефана к Русскому Царю в 1654 г. с просьбой о принятии Молдавии в российское подданство весной 1656 г. в Москву отправилось Великое посольство во главе с митрополитом Гедеоном для обсуждения условий присоединения Молдавии к России, а 7 июня того же года митрополит Гедеон от лица молдавского духовенства, господаря и всего народа принес присягу на верность России. В 1684 году молдавские думные бояре во главе с митрополитом Досифеем просят московских царей Иоанна и Петра Алексеевичей о помощи против турок и принятии страны в русское подданство. Во время австро-турецкой войны 1716-1718 гг. молдавский митрополит и знатные бояре через бежавшего в Россию господаря Дмитрия Кантемира обращались к Петру Великому с просьбой о российской помощи в освобождении от турецкого ига. 16 августа 1739 года, когда русские войска вступили в столицу Молдавии, Молдавский митрополит Антоний и бояре, а также «простой люд» устроили торжественную встречу российскому фельдмаршалу Миниху и изложили ему просьбу о включении Молдавии в русское подданство. В 1769 году, после торжественной встречи народом в Яссах освободившей их русской армии, бояре и духовенство во главе с митрополитом Гавриилом устроили в Трехсвятительском соборе торжественный молебен, на котором митрополит даже без согласования с русским главнокомандующим начал приводить народ к присяге императрице Екатерине Великой.  

Наконец, в начале XIX века молдавские бояре и церковные деятели во главе с митрополитом Вениамином (Костаке) обращаются к императору Александру Благословенному со знаменитыми словами: «Истреби несносное турецкое правление, дышащее угнетением бедному народу сему... Присоедини правление земли сей с Богохранимою державою Твоею… Да будет едино стадо и един Пастырь…».

В 1806 г. началась русско-турецкая война, окончательно освободившая молдавский народ от турецкого порабощения. Народ встречал русские войска с восторгом. Об этом так доносил русский главнокомандующий генерал Михельсон: «Вступление наше в здешний край сопровождается очевидною радостью и удовольствием здешнего народа и духовенства». Митрополит Вениамин сконцентрировал общие устремления молдавского народа в одной фразе: «Истинное счастье сих земель заключается в присоединении их к России».

Переход Молдавии от Турции к России окончательно был закреплен договором, подписанным в Бухаресте 16 мая 1812 года. Началась эпоха пребывания древнего православного края под покровительством православных Российских императоров. В церковном отношении Молдавия вошла в состав Русской Православной Церкви, а во главе воссозданного Экзархата Молдавии, Валахии и Бессарабии (впервые учрежденного на короткий срок в 1792 г.) в 1808 году был поставлен митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони). По отчетам самого митрополита Гавриила, он нашел положение церковных дел на территории Экзархата крайне расстроенным. Экзарх Русской Церкви при активном содействии Русского правительства и Святейшего Синода взялся за кардинальное изменение положения дел в Экзархате.

Следует упомянуть распоряжение митрополита Гавриила о введении в молдавских и влахийских епархиях упорядоченного делопроизводства, а во всех храмах – метрических книг, что является огромной его заслугой в деле сохранения исторической памяти Церкви и молдавского народа (метрических книг до соединения с Русской Церковью в Молдавии и Валахии не существовало вообще). Важным делом в деле церковной благотворительности стало введение во всех храмах на регулярной основе обычного для российских епархий кружечного сбора в помощь неимущим (чего ранее также не было). Экзарх принял энергичные меры по сокращению количества безместного духовенства, одновременно выступив на защиту молдавского и валахского клира от ставшего обычным явлением произвола местной знати. Особенно активная деятельность была развита митрополитом Гавриилом после учреждения 21 августа 1813 г. Кишиневской и Хотинской епархии Русской Православной Церкви, правящим архиереем которой он стал.

Вот перечень важнейших деяний митрополита Гавриила, послуживших началом подлинного ренессанса Православия на молдавской земле.

Открытие первой на территории Молдавии Кишиневской духовной семинарии (чтобы оценить значение этого события, процитируем митрополита Арсения (Стадницкого): «Семинария была в то время, можно сказать, единственным учебным заведением в новоприсоединенном крае, в котором, вследствие этого, просвещение стояло на самой низкой ступени»); введение в пришедших в духовный и материальный упадок обителях общежития по опыту преп. Паисия Величковского; восстановление старых и строительство в течение 8 лет около 200 новых храмов; основание первой в истории Бессарабии типографии при Кишиневском архиерейском доме, активно выпускавшей духовную и светскую литературу на молдавском, русском и церковно-славянском языках; начало массового издательства церковной литературы, доступной как духовенству, так и широким слоям населения; упорядочение церковного судопроизводства; введение образовательного ценза для кандидатов в священнослужители; забота о религиозном просвещении паствы – введение на приходах обязательной проповеди при совершении богослужений и учреждение катехизических собеседований; исправление находившихся в плачевном состоянии богослужебных книг; учреждение бессарабского отделения Российского Библейского общества и связанное с этим событием подлинно величайшее – издание в столице империи Санкт-Петербурге Библии на молдавском языке.

Развитие церковной жизни в Молдавии продолжилось и при преемниках митрополита Гавриила. Во время пребывания на Кишиневской кафедре архиепископа Димитрия (Сулимы) (1821-1844) число храмов в Бессарабии возросло с 862 до 905, был построен и освящен великолепный Христо-Рождественский кафедральный собор г. Кишинева, уделялось особое внимание церковным школам, в том числе миссионерским, Церковь активно участвовала в деле народного образования, для чего лично владыкой Димитрием были переведены на молдавский язык «Правила» обучения. Под личным руководством архиепископа на молдавском языке составлен катехизис, переведен целый ряд богослужебных книг, исправлен и существенно дополнен молдавский Требник.

Архиепископ Иринарх (1844-1858) особое внимание уделял развитию книгоиздания на молдавском языке, повышению образовательного уровня духовенства, строительству каменных церковных зданий.  При нем в Молдавии было открыто 326 приходских школ, в которых обучались более 5 тыс. учащихся.  «К 1858 году в Бессарабии было открыто около 400 школ всех типов, где обучалось более 12 тысяч человек».

За годы архипастырского служения на молдавской земле архиепископа Антония (Шокотова) (1858-1871) здесь было построено и восстановлено приблизительно 300 храмов и открыто около 400 церковно-приходских школ. В этот период при храмах устраиваются приходские библиотеки и выходит в свет церковное периодическое издание на молдавском и русском языках – «Кишиневские епархиальные ведомости». В Кишиневе было открыто женское епархиальное училище.

Известно, что в Молдавии с давних пор жило большое число переселенцев – русских старообрядцев. После освобождения Молдавии русскими войсками и включения ее в состав Российской Империи были предприняты серьезные миссионерские усилия по воссоединению местных старообрядцев с Православной Церковью. Создавались единоверческие общины, активно распространялась обличающая раскол литература, а с его последователями проводились беседы и диспуты. Также велась значительная работа по борьбе с сектантством. В этом деле особенно преуспело созданное в период после освобождения Молдавии Христо-Рождественское братство. Проводились миссионерские съезды, и к началу XX века миссионерская жизнь в Молдавии переживала времена своего исторического пика.

К 1918 году Кишиневская епархия включала в себя 1084 прихода, 27 монастырей, 7 скитов, 3 духовные школы. Епархия, кроме газеты «Кишиневские епархиальные ведомости», издавала на молдавском языке и журнал «Луминэторул» («Просветитель»)».

Русской Церкви в развитии и укреплении церковной жизни в Молдавии активно помогало Российское государство, как правило, с готовностью откликавшееся на просьбы молдавских иерархов и само проводившее целенаправленную политику поддержки Православия в Молдавии.

Проблема защиты молдавского духовенства от угнетения местной знатью нашла живой оклик у императора Александра . 27 марта 1812 г. последовал Высочайший рескрипт императора Александра I на имя сенатора Красно-Милашевича, благодаря которому удалось, наконец, прекратить злоупотребления местных диванов в отношении духовенства. Слова рескрипта демонстрируют неподдельную заботу православного императора о положении молдавского клира: «Дошло до моего сведения, что белое духовенство в Молдавии, а наипаче в Валахии, непомерно отягощаемое земскими повинностями, употребляется иногда в работу наравне с простым народом… Я повелеваю вам принять деятельные меры к пресечению таковых злоупотреблений и вообще к восстановлению должного уважения к сану духовному, желая, Церковь находила во власти, вам вверенной, особенное покровительство и защиту… Наконец, для утверждения доброго порядка во всех управлениях, нужным признаю повелеть, чтобы светское правительство ни под каким видом не вмешивалось в дела духовные, но всегда бы сносилось, в чем будет нужно, с преосвященным экзархом, и чтобы во всяком случае светская власть по требованию духовной, в делах до сей последней относящихся, немедленно оказывала свое содействие».

Свидетельством заботы властей Российской империи о духовном просвещении молдавского народа было и издание в Санкт-Петербурге Библии на молдавском языке. Издание это было осуществлено за государственный счет по благословению Святейшего Синода в 1817-1819 гг., то есть стало одной из первейших забот русской духовной и светской власти после освобождения Молдавии – и это в стране, только что пережившей разорительное нашествие Наполеона.

Миссия по преодолению раскола и воссоединению старообрядцев с канонической Церковью начата была лишь с соединением Молдавии с Россией. Дело возвращения старообрядцев в лоно Церкви являлось не только церковной, но и государственной задачей в Российской империи, которой уделялось приоритетное внимание и оказывалась всесторонняя поддержка. Созданные в разных городах и весях единоверческие приходы, обращение к канонической Церкви тысяч душ – еще одно свидетельство благотворного влияния на православную жизнь Молдавии ее единства с Россией и Русской Церковью.

И, пожалуй, самое удивительное – расцвет молдавских монастырей и монашества после вхождения Молдавии в состав России, в то время как собственно русское монашество в начале XIX века переживало еще тяжёлые последствия секуляризаторской реформы монастырской жизни, проеденной в правление императрицы Екатерины Великой. Отметим также, что положение монастырей в русской Молдавии резко контрастировало с ситуацией в Румынии, где правительство Кузы в 60-е годы XIX века секуляризировало имения монастырей. Молдавские монастыри на территории, вошедшей в состав Российской империи, не только сохранили свои земли, но в разы их приумножили. В первой половине XIX в. вотчины этих обителей возросли с 30 тысяч до 66,5 тысяч десятин. А в 70-е гг. того же столетия монастырское землевладение в крае превысило 311 тысяч десятин земли. К 1917 г. на территории Бессарабии, согласно статистике, в монастырском владении находилось 182 268 десятин земли. Кишиневский архиерейский дом владел 154,6 тысячами десятин земли, благодаря чему занимал по размеру земельных владений первое место во всей Русской Церкви.

Завершая этот краткий обзор положения Православной Церкви в Молдавии после освобождения ее русскими войсками, приведем цитату молдавского историка Василия Стати: «Нравится это кому-то или нет, но в 1812 году Россия освободила Пруто-Днестровскую Молдову от оттоманов, греков-интриганов и ногайских татар, объединила, восстановила и защитила Пруто-Днестровскую Молдову… Синод Русской Православной Церкви объединил все приходы, захваченные части молдавской духовной территории к востоку от Прута, воссоздав и укрепив Православную Церковь всея Молдовы; организационно восстановил, усовершенствовал и утвердил иерархические структуры Молдавской Православной Церкви, создав митрополию Кишиневскую и Хотинскую. Чего нельзя сказать о Запрутской Молдове, оставшейся на произвол турок, фанариотов, австро-венгров, греческих церковников. В 1813 г., впервые после 1484 г., историческая, политико-административная, духовная территория Пруто-Днестровской Молдовы вновь составила одно целое (за исключением Буковины), образуя единую православную паству, пасомую одним пастырем».

Оцените статью
0.0