Перейти к основному содержанию

Брахими и джихадисты

Всматриваясь в процесс подготовки международной конференции «Женева-2», трудно отделаться от впечатления, что нам предлагают некий спектакль-мистификацию, в котором многие актеры играют двойные роли. Складывается ощущение, что намерения, которые они высказывают по ходу спектакля, к концу действия дадут совершенно противоположные результаты…

Всматриваясь в процесс подготовки международной конференции «Женева-2», трудно отделаться от впечатления, что нам предлагают некий спектакль-мистификацию, в котором многие актеры играют двойные роли. Складывается ощущение, что намерения, которые они высказывают по ходу спектакля, к концу действия дадут совершенно противоположные результаты…

Как известно, ООН пытается добиться участия в конференции сирийской оппозиции. Специальный представитель ООН и ЛАГ Лахдар Брахими уже неоднократно посещал Сирию и совершал поездки по региону, пытаясь разговаривать с представителями воюющих сторон с целью добиться их согласия на переговоры. Вот и сейчас, после лондонской конференции основного состава группы «друзей Сирии», в очередной раз потребовавшей ухода Башара Асада в качестве предварительного условия для созыва конференции, Брахими снова отправился в поездку. И снова в Сирию. 30 октября состоялась встреча между ним и Башаром Асадом. После этого Брахими намерен встретиться с теми лидерами сирийской оппозиции, которые собираются бойкотировать Женеву-2. 

В ходе контактов с ними, в частности с Национальным координационным комитетом (НКК), Брахими попытается добиться согласия оппозиционеров направиться в Женеву в составе общей делегации с зарубежными фракциями оппозиции. Руководство НКК до сих пор не соглашалось на такой шаг, но на днях намекнуло на вариант формирования «трехсторонней делегации» в составе НКК, Высшего курдского совета и Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил, которую поддерживают Запад и арабы.

Однако что это даст? Даже если оппозиция и согласится приехать в Швейцарию, главных саботажников конференции это нисколько не обеспокоит. Ключи от мирного процесса находятся в руках у 22 крупнейших группировок джихадистов, объявивших о разрыве с оппозиционными политическими партиями. По сведениям сирийского правительства, эти группировки составляют около двух третей всех вооруженных мятежников. И никаких переговоров они не хотят. Поэтому, если руководители ООН намерены действительно найти выход из сирийского кризиса, им следует обратить свой взор именно на эти силы. Только принуждение их к прекращению боевых действий может сдвинуть вопрос с мертвой точки. Для этого есть два пути.

Первый: диалог со спонсорами террористов - Саудовской Аравией и Турцией. Именно эти два режима стоят на пути «Женевы-2». Как сообщил лидер «Хезболлы» шейх Насрулла, саудовские власти "израсходовали $30 млрд на войну в Сирии, мобилизовали десятки тысяч боевиков по всему миру, вооружили их и направили воевать… Я не открою секрета, если скажу, что Саудовская Аравия стремится сорвать налаживание диалога между сирийскими сторонами. Но это упрямство идет во вред саудовским интересам, поскольку расклад международных и региональных сил сейчас в пользу созыва мирной конференции по Сирии, а продолжение конфликта приведет только к новым жертвам и разрушениям"

Турция, официально поддерживающая ССА, а неофициально, через каналы спецслужб - прикормленные террористические организации, рискует войти в серьезный конфликт с основной массой джихадистов, нуждающихся в транзите денег и оружия через турецкую территорию опять же для борьбы с ССА. Эр-Рияд, заигрывая с экстремистами, способствует распространению неконтролируемых террористических ячеек, ведущих дело к новому этапу «арабской весны», которая может захлестнуть на этот раз и Саудовское королевство. И всё же рискованные отношения Анкары и Эр-Рияда с подконтрольными и неподконтрольными группировками террористов - дело второстепенное. Сейчас не хватает самого главного – ООН не поднимает вопроса об их роли в сирийском кризисе.

Не лучше выглядит и спектакль в исполнении американских актеров. Госсекретарь США Джон Кэрри, изображающий усилия по созыву конференции и «тесно сотрудничающий с С.Лавровым», похоже, стал объектом насмешек даже в собственном ведомстве. Его помощники в Госдепе не раз сообщали прессе, что в сложившихся условиях конференция невозможна и нежелательна. Ведь после лондонской встречи «друзей Сирии» джихадисты заявили: «Конференция станет предательством нашей революции, и каждый, кто примет в ней участие, ответит перед нашим судом».

Джон Кэрри почему-то эту угрозу «проигнорировал», и лишь С.Лавров заявил: «Всё это возмутительно, неприемлемо, это на совести тех, кто оплачивает оппозицию, у всех отрядов оппозиции есть свой спонсор, тот или иной покровитель, либо в регионе, либо за его пределами. Все это прекрасно знают, в том числе и наши американские партнеры. На словах все говорят, что надо начать процесс "Женевы-2", а на деле некоторые государства работают напрямую на подрыв "Женевы-2".

Вашингтон заявляет, что он оказывает помощь оружием только легальной оппозиции. Однако этим заявлениям уже давно никто не верит. Напротив, в СМИ постоянно появляется информация о том, что большая часть джихадистов работает под контролем ЦРУ на американские деньги. Поэтому имеются все основания считать, что Госдеп, Пентагон и ЦРУ не заинтересованы в мирных переговорах по Сирии, так же как спецслужбы Турции и Саудовской Аравии.

Может быть, в связи с этим Лахдару Брахими следовало бы ехать не в Дамаск, а в Вашингтон, Анкару и Эр-Рияд ?

У руководителей ООН есть и второй путь нейтрализации джихадистов в Сирии. 22 группировки «воинов джихада» объявили о своей принадлежности к «Аль-Каиде». Соответственно, они должны быть занесены в списки террористических организаций со всеми вытекающими отсюда последствиями. В силах ООН созвать международное совещание по данному вопросу и предложить программу нейтрализации этих организаций (отказ от финансирования террористов и снабжения их оружием, блокирование каналов получения помощи на границах с Сирией, спецоперации национальных армий совместно с контингентами ООН по периметру границ с Сирией и т.д.). Может быть, стоило взять в рассмотрение и предложение президента Ирана Хасана Роухани о том, что преодолению кризиса может помочь предотвращение проникновения террористов в Сирию и их «устранение» из страны? Здесь роль ООН могла бы стать первостепенной.

Дело за малым: генсеку ООН Пан Ги Муну для начала нужно дать Лахдару Брахими другие адреса для ведения переговоров и снабдить его соответствующими инструкциями. А чуть позже внести в повестку дня Совбеза ООН вопрос о нейтрализации джихадистов в Сирии как самой бесчеловечной силы этой войны. Мир приветствовал бы такие шаги. Ведь все понимают, откуда дует огненный ветер.

Только слабо верится, что Пан Ги Мун и Лахдар Брахими это сделают. 

Оцените статью
0.0