Перейти к основному содержанию

Санкции США и иранский атом

В Женеве 7 и 8 ноября проходит очередной раунд переговоров «шестерки» и Ирана... В качестве первого шага к успеху в решении ядерной проблемы Тегеран по-прежнему рассматривает аннулирование санкций, негативное воздействие которых на экономику страны ежемесячно лишают бюджет Ирана 3-5 млрд. долларов. ... В настоящее время в отношении Ирана действуют четыре санкционные резолюции Совета Безопасности ООН и односторонние санкции США, по многим параметрам поддержанные Евросоюзом, которые Россия считает нелегитимными и наносящими прямой ущерб переговорам. ... Недавно было принято совместное заявление Американо-израильского комитета по общественным связям и Еврейских федераций Северной Америки о готовности содействовать введению новых санкций против Ирана до конца года...

В Женеве 7 и 8 ноября проходит очередной раунд переговоров «шестерки» и Ирана, предыдущий раунд состоялся в середине октября. Сейчас в Тегеране, похоже, вернулись к скептическим оценкам вероятности быстрой отмены санкций. Президент Ирана Хасан Роухани, выступая в парламенте, признал, что «правительство не испытывает оптимизма относительно Запада и идущих переговоров». В качестве первого шага к успеху в решении ядерной проблемы Тегеран по-прежнему рассматривает аннулирование санкций, негативное воздействие которых на экономику страны ежемесячно лишают бюджет Ирана 3-5 млрд. долларов…

В настоящее время в отношении Ирана действуют четыре санкционные резолюции Совета Безопасности ООН и односторонние санкции США, по многим параметрам поддержанные Евросоюзом, которые Россия считает нелегитимными и наносящими прямой ущерб переговорам… Тем не менее в марте этого года Совет министров ЕС по иностранным делам принял решение о продлении на год ограничительных мер против Ирана. США, Евросоюз и ряд других стран обвиняют Иран не только в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома, но и серьезных нарушениях прав человека. Бывшие ранее привычными обвинения ИРИ в государственной политике международного терроризма на фоне американского авантюризма с поддержкой террористических группировок в Сирии и ряде других стран Ближнего Востока сейчас свою актуальность потеряли. Эта тема в иранском досье не затрагивается Западом умышленно, так как всем понятно то, что главными спонсорами «воинов джихада» в регионе являются американские союзники Саудовская Аравия и Катар, а не Иран. Тем не менее в Вашингтоне продолжают думать не о снятии санкций, а о принятии нового пакета дискриминирующих экономических мер в отношении Тегерана.

Недавно было принято совместное заявление Американо-израильского комитета по общественным связям и Еврейских федераций Северной Америки о готовности содействовать введению новых санкций против Ирана до конца года… Заявление сделано ввиду нового раунда переговоров с Ираном по ядерной проблеме, несмотря на то что администрация президента США неоднократно признавала конструктивную позицию иранцев на переговорах, возобновившихся после избрания президента Роухани. Между Белым домом и конгрессом США достигнута договоренность об отсрочке новых санкций, тем не менее ни одна из санкций против Ирана не отменена, ожидания иранцев на этот счет не сбылись. 

У президента Обамы есть свой план реагирования на иранские предложения в ходе переговоров по ядерной проблеме, американские уступки, по его твердому убеждению, не должны повредить режиму санкций, которые в США рискуют превратиться в общенациональное безумие. Американский профессор психологии Джой Гордон в своей недавней статье «Человеческие издержки санкций против Ирана» привел случай, произошедший с проживающим в США студентом-иранцем, которому отказали в одном из магазинов Apple в штате Джорджия в покупке iPad. Это чистой воды дискриминация по национальному признаку, ибо в Америке нет ни одного закона, который запрещал бы американским компаниям продавать гражданам США иранского происхождения бытовую электронику. Иранцы - граждане Америки - не могут найти банк, чтобы отправить деньги пожилым родителям. По той же причине благотворительные организации, которые собирали деньги для оказания помощи после разрушительного землетрясения 2012 года в северном Иране, даже имея лицензию от Министерства финансов США, отправить деньги в Тегеран не смогли. Фармацевтические компании, имеющие легальные контракты с иранскими партнерами, также не в состоянии осуществлять платежи и обеспечить доставку лекарств в Иран. Всё, что так или иначе связано с Ираном, в Америке находится под незаконным, но ежедневно и повсеместно действующим запретом, от которого администрация президента и местные парламентарии отказываться не собираются. 

Так, власти США могут частично разморозить иранские денежные средства и собственность за рубежом, указанный план пока находится на стадии обсуждения в Белом доме и Госдепартаменте. По данным США, объем иранских финансовых средств, заблокированных в иностранных банках, составляет от 50 до 75 млрд. долларов. В числе «добрых намерений» американской администрации на сегодняшний день значится также снятие санкций на торговлю золотом, которое Тегеран в последние годы прекратил экспортировать. США могут отказаться от запрета на импорт из Ирана продуктов нефтехимии, поставляемых в Афганистан, в том числе и для пополнения складов ГСМ американских войск. Наконец, в Белом доме перестали возражать против начала переговоров Royal Dutch Shell и Министерства нефти Ирана о выплате долга компании Тегерану в размере 2,3 млрд. долларов. Напомним, что последняя из попыток вернуть долг, предпринятая в апреле, была заблокирована, даже несмотря на то что Shell предлагала рассчитаться с Ираном за полученную два года назад сырую нефть зерном и лекарствами. 

Разумеется,  подобные послабления не могут удовлетворить Тегеран, который стремится к снятию всех наложенных на него санкций, в первую очередь к отмене нефтяного эмбарго. По оценке Международного энергетического агентства (МЭА), западные санкции создали ситуацию, при которой суточная добыча нефти в Иране упала до 2,5 млн. баррелей. Это зафиксированный минимум за последние четверть века, в то время как американские союзники в Персидском заливе увеличили добычу нефти до исторического максимума. В совокупности в третьем квартале этого года Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт и Катар в среднем добывали 16,4 млн. баррелей в сутки, что равняется 18% мирового спроса. В результате страны «большой четверки» смогли потеснить Иран на традиционном для иранской нефти азиатском рынке. Например, Индия теперь закупает 44% нефти у этих стран против 36% в 2011 году, а Китай - 25% против 21% шестью годами ранее. Учитывая цены на нефть за указанный период, эти страны заработали за три месяца более 150 млрд. долларов. В Иране же экспорт нефти с начала 2012 года, когда санкции были объявлены, сократился в два раза - с 2,2 млн. баррелей до 1 млн. баррелей в сутки. В первом полугодии 2013 года доходы Ирана от экспорта сырой нефти составили всего 23 млрд. долларов. 

Несмотря на сокращение своего экспорта, Иран планирует нарастить добычу нефти до 4 млн. баррелей в сутки. Причин сомневаться в том, что Иран сможет восстановить даже без иностранных инвестиций добычу до уровня 2010 года в 3,7 млн. баррелей, специалисты не видят. Мировой энергетический рынок отреагировал на заявление министра нефти ИРИ Биджана Зангене о том, что «это сейчас важнее, чем текущие цены». Иран обладает большими запасами нефти в хранилищах и на танкерах. Согласно оценкам, объемы иранской нефти, только зарезервированных на плавучих хранилищах в Персидском заливе, составляют около 25-30 миллионов баррелей, которые в случае отмены нефтяной блокады США и Евросоюза Иран смог бы вывести на мировой рынок сразу же. 

Как видно, Америка, склонив Евросоюз к поддержке нефтяного эмбарго, получила не только политические дивиденды в ослаблении геополитического противника, но и финансово подпитала своих союзников в Персидском заливе, расширила их возможности экспорта черного золота на азиатские рынки, вытеснила из иранского нефтегазового сектора западноевропейские компании. Однако нет никаких доказательств того, что санкции Запада отразились непосредственно на ядерной программе ИРИ. США и сегодня предлагают Ирану заморозить его ядерную программу в обмен на разрешение использовать его же собственные финансовые активы за рубежом. В ближайшее время ожидать прорыва в переговорах с Ираном по ядерной проблеме на таких условиях не приходится.

Лидер Ирана аятолла Хаменеи 4 ноября, в годовщину захвата американского посольства в Тегеране в 1979 году, сформулировал свои четыре условия, при которых Иран согласится на подписание договора. Иран не откажется от закрытия подземного объекта в Куме по обогащению урана, продолжит обогащение урана свыше установленного предела в 5%, продолжит строительство реактора на тяжелой воде в Араке, не станет брать на себя обязательство по ратификации Дополнительного протокола МАГАТЭ. Если США ждали от Ирана плана конкретных действий по урегулированию ядерной проблемы, то они его получили. Хаменеи в уверения американцев о том, что они не хотят смены режима в Иране, не поверил, как и в то, что в Белом доме уважают права иранского народа на мирный атом. 

Разрушает ли последнее заявление Хаменеи договоренности, которые были между Ираном и «шестеркой»? Как реагировать на это заявление Москве и Пекину? Всё это открытые вопросы. Речь ведь не идет о сепаратных американо-иранских переговорах, в диалоге участвуют пять членов Совета Безопасности плюс Германия. 

Оцените статью
0.0