Ловушка для Турции

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Экстренные кадровые меры главы Кабинета министров Турции Реджепа Эрдогана и перетряска состава правительства после декабрьского коррупционного скандала хотя и позволили стабилизировать ситуацию, но снять противоречия, подтачивающие общественно-политическую систему страны, они не могли. Одно из этих противоречий связано с втягиванием Турции в так называемую ловушку для стран со средним уровнем дохода (middle-income trap), другое вызвано растущими диспропорциями во внешнеэкономических связях в результате определённой переориентации курса Эрдогана с европейского на ближневосточное направление. 

Механизм «ловушки» прост: ещё недавно высокие темпы роста национальной экономики замедляются до уровня развитых государств Запада, в то время как по показателям технологического развития и доходам населения, численность которого достигла 75 миллионов человек, страна значительно отстаёт. Прежде ежегодный рост экономики Турции на уровне, близком к двузначным цифрам в процентном выражении, сглаживал многие внутренние проблемы. Сейчас замедление роста не может эти проблемы не обострять. 

Сформировавшийся в стране многочисленный городской средний класс начинает всё решительнее заявлять о своих социально-политических правах. Именно в недрах этого класса нарастает сегодня в Турции наибольшее неприятие курса правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и её бессменного лидера Эрдогана. У Турции есть свои «сердитые горожане», которые не приемлют авторитарный стиль действующего премьера. Объявленные им реформы значительная часть среднего класса ассоциирует с попытками команды Эрдогана закрепить свою власть навсегда. Немалую роль в росте таких настроений играет взятый ПСР курс на дальнейшую исламизацию общественных и государственных институтов.

По прогнозам экспертов, которые делались некоторое время назад, для одной из крупнейших экономик азиатского мира «ловушка» окончательно захлопнется на рубеже 2010-х и 2020-х годов. Теперь этот прогноз нуждается в уточнении. Время наступления критического разрыва между реальными доходами граждан Турции и их возросшими притязаниями сдвигается ближе к середине второго десятилетия текущего века. И, если верить оценкам американского разведывательно-аналитического центра STRATFOR, в 2014 году одним из главных факторов в международных отношениях станут события, вызванные экономическим стрессом и политическими брожениями в Турции…

Острота проявлений гражданского протеста в Турции говорит о том, что впредь любой коррупционный или иной резонансный скандал, затрагивающий власть, будет неминуемо сопровождаться экономическими потерями для страны. За каждой полосой внутриполитических волнений следует заметное падение экономических индексов и отток зарубежных инвестиций. Всё это, в свою очередь, оборачивается политическими издержками в отношениях Турции со странами Запада, что подталкивает её ко всё более заметной переориентации на Восток. К примеру, турецкий экспорт в арабские страны в 2010-2012 годах вырос на 57%. 

В то же время рост экономических связей с ближневосточными партнёрами означает для Турции не только увеличение доходов от торговли и дополнительные инвестиции, но и идеологическую экспансию. Идеи исламизации турецкого общества имеют немалую подпитку извне. Появилось даже такое понятие, как «зелёные деньги». В Турцию они идут главным образом из стран Персидского залива, в первую очередь из Саудовской Аравии. При этом источники и сферы вложений «зелёных денег» в турецкую экономику остаются непрозрачными. По мнению некоторых американских аналитиков, после событий 11 сентября 2001 года саудиты направили в турецкую экономику миллиарды долларов неофициальных инвестиций. В последующем часть этих денег, выведенных из американских банков и фондов в экстренном порядке, осталась в экономике соседней страны. В настоящее время объём «зелёных денег» в Турции оценивается в диапазоне от 6 до 12 млрд. долларов.

В соответствии с Программой развития экспорта Турции на период до 2023 года (принята в июне 2012 года) предусмотрены вхождение страны к 2023 году в десятку крупнейших экономик мира, рост экспорта до $500 млрд. и увеличение доли Турции в мировом экспорте с нынешних менее 1% до 1,46%. С этой целью планируется ежегодный рост экспорта на 11,7%. При этом в 2012 году было отмечено уменьшение объёма прямых иностранных инвестиций в турецкую экономику, их сумма снизилась на 22,8% по сравнению с 2011 годом, составив $12,4 млрд. Характерно, что объём инвестиций в Турцию из стран ЕС по итогам 2012 года уменьшился на 37%, в то время как данный показатель из стран Азии вырос на 103 %. Можно предположить, что окончательные экономические результаты 2013 года ещё больше закрепят тенденцию падения инвестиций в турецкую экономику с Запада и их рост с Востока. 

Вероятно, основной трудностью для турецкого руководства становится то, что страна не может бесконечно долго оставаться в положении исключительно бенефициария, пользующегося выгодами своего геополитического положения на стыке Европы и Азии. Это трудность стратегического выбора. И с Запада, и с Востока от Турции требуют определиться в своих геополитических предпочтениях. Одновременно внутри страны накапливается критическая масса ожиданий самых разных слоёв общества, и зачастую эти ожидания носят противоположный характер. «Сердитые горожане» из экономически развитых западных провинций привержены либеральным политическим ценностям, сельская же глубинка и восточные вилайеты (в сельском хозяйстве Турции занято до 25% трудоспособного населения) настроены совершенно иначе. Сделать исключительную ставку на эту часть своего традиционного электората Эрдогану, по всей видимости, на предстоящих в 2014 году муниципальных и президентских выборах уже не удастся. Насколько непротиворечиво он сумеет соединить не совпадающие требования разных сегментов турецкого общества, покажет самое ближайшее будущее.