Перейти к основному содержанию

Сербская жертва

21 января 2014 года предствители правящей в Сербии коалиции назвали «самой значимой в новейшей истории Сербии датой»: в этот день началась первая межправительственная конференция, положившая начало переговорам о вступлении Сербии в Евросоюз. «Мы закончим всё, что зависит от нас, к 2018 году, - заявил вице-премьер А. Вучич, - а дальше мы не вольны решать, примут ли нас в ЕС к 2020 году». И это характерно: готовность «сделать всё» к 2018 году на пути интеграции с ЕС – и неопределённость  судьбы Сербии в перспективе ближайших лет.  Заметим:  перечень всего, что требуют от Белграда власти Евросоюза, не оглашается - платформа переговоров держится в секрете...

21 января 2014 года предствители правящей в Сербии коалиции назвали «самой значимой в новейшей истории Сербии датой»: в этот день началась первая межправительственная конференция, положившая начало переговорам о вступлении Сербии в Евросоюз. «Мы закончим всё, что зависит от нас, к 2018 году, - заявил вице-премьер А. Вучич, - а дальше мы не вольны решать, примут ли нас в ЕС к 2020 году». И это характерно: готовность «сделать всё» к 2018 году на пути интеграции с ЕС – и неопределённость судьбы Сербии в перспективе ближайших лет. Заметим: перечень всего, что требуют от Белграда власти Евросоюза, не оглашается - платформа переговоров держится в секрете… 

А.Вучич отметил, что основное внимание на переговорах «будет уделено главе 35, посвященной Косову», при этом «никто не знает, как точно будет выглядеть глава 35, некоторые вещи могут возникнуть внезапно, и не всё будет легко». Это чем-то напоминает печально известную формулу, имевшую хождение на Западе в конце 1990-х гг.: «не столь важны конкретные условия, сербы просто должны перестать существовать». Премьер-министр Сербии И. Дачич разъяснил, почему Брюссель пошёл на эти переговоры с Сербией: «...не из-за того, что Сербия провела какие-то фантастические реформы, а из-за прогресса в отношениях с Приштиной». И.Дачич предупреждает, что «если бы Сербия не достигла соглашения с Приштиной, переговоров с ЕС не было бы, и стоит нам только споткнуться на этом пути, как переговоры будут прекращены – мы должны ясно это понимать». 

Откровенность сербского премьера не оставляет места для интерпретаций: передача края Косово и Метохия «Республике Косова», согласие на интеграцию населённого сербами севера края в систему власти приштинского режима, установление государственной границы, отрезающей Космет от центральной Сербии – вот цена, которая уплачивается за возможность бесконечно вести переговоры с Брюсселем, выполняя одно за другим унизительные, разорительные для страны требования ЕС. Переговоры, итогом которых, скорее всего, будет то, что Сербия никогда в Евросоюз не вступит, поскольку у Евросоюза просто-напросто нет требуемых для этого финансовых средств. Тем не менее Запад бросает сербам кость, начиная с ними переговоры, а в обмен требует жертвы - согласия на полный, окончательный, юридически закреплённый отказ от части сербской территории. Вряд ли можно сомневаться в том, что западные поборники демократии и прав человека, получив возможность распоряжаться судьбой сербского народа, милосердия по отношению к этому чуждому Западу славянскому народу знать не будут. 

Драматично, что на фоне безудержной «еврориторики», захлестнувшей Сербию, не слышны, за редчайшим исключением, голоса, которые говорили бы о том, что в условиях происходящих изменений международной обстановки перед Сербией открыт альтернативный путь, выводящий её из тупика – путь евразийской интеграции. Такая фигура всеобщего умолчания по поводу реально существующей альтернативы для Сербии – страны, являющейся без преувеличения стратегическим ключом к Европе, – предстаёт следствием мощного информационного воздействия Запада при отсутствии адекватного противодействия

Каковы бы ни были формулировки еврочиновников в отношении Косова, следует твёрдо помнить: здесь есть только два документа, имеющие бесспорную юридическую силу: Устав ООН, гарантирующий территориальную целостность Сербии, и Конституция Республики Сербии 2006 года, согласно которой Автономный край Косово и Метохия является составной частью сербского государства. Все противоречащие этим документм действия суть прямые нарушения международного и сербского законодательства. 

И в чём же всё-таки смысл того, чтобы вовлечь Сербию (исторического союзника России) в процесс присоединения к Евросоюзу во что бы то ни стало? Ответ достаточно очевиден. За фасадом начавшегося в 2000 году процесса евроинтеграции Сербии – демонтаж её армии и оборонно-промышленного комплекса, подчинение всей индустриально-сельскохозяйственной системы страны внешним силам. Подчеркнём ещё раз: Евросоюз не даёт ни денег, ни гарантий принятия Сербии в число своих членов - он просто требует от Сербии принести жертву и делает вид, что благосклонно принимает её. И это тогда, когда печальный опыт стран Восточной Европы показывает: плюсов от вступления в ЕС нет вообще, а вот минусы – трудно сосчитать. Так или иначе, начало Западом переговоров с Сербией означает, что этой стране, видимо, предстоит вступить в новую, вторую после государственного переворота 5 октября 2000 года фазу коренной ломки всего уклада жизни.

Оцените статью
0.0