Перейти к основному содержанию

Русская Церковь и Русский мир перед лицом испытаний

Тревожные события, происходящие сейчас в пределах Украины, имеют решающее значение для судеб Русской цивилизации, Русского мира и всей православной Ойкумены. Украина, состоящая из Малороссии (Центр и Север), Новороссии (Юг и Восток) и Галицко-Волынского региона (Запад), является для России тем же, чем для Сербии Косово – сердцем, духовным символом, колыбелью культурно-исторического бытия. Галиция и во многом Волынь находятся под идеологической пятой униатов и раскольников-автокефалистов. Новороссия – регион целиком православный и русский по своему духу. Малороссия находится сегодня под самой страшной за всю новейшую историю галицко-униатской атакой, щедро финансируемой и пропагандируемой геополитическими противниками России и недругами Православия. От того, как сложится идущая сейчас на Украине не только физическая, но и духовная брань, зависят и дальнейшие пути человеческой истории...

Тревожные события, происходящие сейчас в пределах Украины, имеют решающее значение для судеб Русской цивилизации, Русского мира и всей православной Ойкумены. Украина, состоящая из Малороссии (Центр и Север), Новороссии (Юг и Восток) и Галицко-Волынского региона (Запад), является для России тем же, чем для Сербии Косово – сердцем, духовным символом, колыбелью культурно-исторического бытия. Галиция и во многом Волынь находятся под идеологической пятой униатов и раскольников-автокефалистов. Новороссия – регион целиком православный и русский по своему духу. Малороссия находится сегодня под самой страшной за всю новейшую историю галицко-униатской атакой, щедро финансируемой и пропагандируемой геополитическими противниками России и недругами Православия. От того, как сложится идущая сейчас на Украине не только физическая, но и духовная брань, зависят и дальнейшие пути человеческой истории...

Коренная связь России, Украины и Белоруссии не является идеологическим штампом или «красным словцом», она укоренена в самой природе Святой Руси и связана как с истоками, так и с настоящим, а также будущим Русского Православия. Изначально Киевская Русь формировалась как единое государство во многом благодаря христианству, принятому Русской землей по судьбоносному решению святого равноапостольного великого князя Владимира – общего для всех нас. В период удельных междоусобиц именно Православная Церковь была тем важнейшим началом, которое скрепляло древнюю Русь не только в духовном, но и государственном отношении. Святитель Петр, Митрополит Киевский и всея Руси перенес митрополичью кафедру из практически уничтоженного Киева сначала во Владимир, а затем в Москву. В его сознании Киев, Владимир, Москва были частями единой Руси, единого Отечества. При этом, напомню, святитель Петр был волынянином.

В дальнейшем именно митрополиты Киевские, а затем Московские и всея Руси, которых все мы сегодня прославляем и молитвенно почитаем, благословили объединение Русских земель вокруг Москвы. Уже святитель Петр боролся за государственное единство Руси во главе с Москвой, активно противостоял сепаратистским тенденциям, а святитель Алексий даже накладывал интердикты на княжества, пытавшиеся обособиться от возрождавшегося единого Русского государства с центром в Москве.

Раздробление Руси всегда несло только зло Православию, сеяло смуту и раскол. История Малороссии и Белоруссии, оторванных от государственного единства с Великой Россией, – это история горя и страданий православных. Это было время постоянного преследования Православной Церкви, насаждения нечестивой унии, законодательных запретов православной веры со стороны польско-литовских властей, время, когда святые храмы отдавались иноверцам, держателям кабаков, которые, издеваясь над православным народом, сдавали храмы в аренду.

В начале XVII века наступил даже период, когда православный епископат на территории Украины и Белоруссии был полностью ликвидирован и восстанавливать его пришлось путем тайных ночных хиротоний шепотом – и это в Киеве, первой столице Русского Православия и матери городов русских! И Великороссии обособленность от братских Украины и Белоруссии государственный раскол тоже не принесли ничего хорошего.

Ослабленная отрывом от нее коренных русских западных и южных земель, Россия с огромным трудом противостояла латинскому Западу, постоянно терпела нападения, сопровождавшиеся убийствами православного населения, разорением святых храмов и обителей, осквернением святынь. Страшное для государства и для Церкви Смутное время, когда Москва была покорена поляками, показало уязвимость единственного независимого православного государства, оторванного от своих юго-западных земель, становившихся плацдармом для западных захватчиков, целью которых являлось в том числе подчинение России папскому престолу.

Только с началом постепенного воссоединения украинских и белорусских земель с Россией начался период её нового расцвета. Воспитанники Киево-Могилянской академии принесли в Северную Русь образование и просвещение, подготовили тот колоссальный рывок, который был совершен Россией во всех сферах жизни.

Для Украины же и Белоруссии воссоединение с единоверной и единокровной Великой Россией принесло долгожданный мир, освободило от католического и униатского гнета, насилий над православной верой, от бесправия православных христиан. Наступил период восстановления поруганных святынь, строительства православных соборов, храмов, монастырей.

В Белоруссии именно благодаря ее воссоединению с Россией, благодаря содействию императорской власти удалось ликвидировать унию, являвшуюся кровоточившей раной на теле церковном. В 2013 году Синод Белорусской Церкви отметил воссоединение униатов с Православием как одно из важнейших событий в истории Православия на белорусской земле. И это событие, подчеркну еще раз, стало возможным только благодаря единству Белоруссии с Россией.

Не будь этого – Белоруссия стала бы католической страной с притесняемым и бесправным православным меньшинством, что мы сегодня воочию наблюдаем на примере других областей Западной Руси, которым в свое время не удалось воссоединиться с Россией в едином государстве. Наконец, все вместе мы совершали великую катехоническую миссию, возложенную на наше общее государство Промыслом Божиим, – освобождение народов Православного Востока от иноверного гнета, защиту всех притесняемых и угнетаемых христиан.

Еще один момент, который говорит о многом. Инициаторами расчленения единого Русского государства, нашей Святой Руси всегда выступали силы, ненавидящие не только Россию, но и Православие, каноническую Православную Церковь: польско-литовские правители, униаты, раскольники, деятели различных тайных революционных обществ, тесно связанных в свое время с модным тогда масонством.

Разработкой сепаратистской идеологии для юго-западных областей Российской империи занимался непосредственно австрийский Генштаб. И это не случайно, ведь кроме сугубо политических мотивов Австрийская империя считала себя католическим «катехоном» (австрийского императора в пропагандистских антирусских песнях для украинцев, создававшихся по заказу того же Генштаба, именовали «римским цесарем»), священным долгом которого являлось уничтожение «восточной схизмы».

На Украине попытки идеологически обосновать обособление от России привели к тому, что в качестве официальных героев, «подвиги» которых прославляются на государственном уровне и ставятся в пример детям в школьных учебниках, навязываются, например, преданный Церковью анафеме бывший украинский гетман Мазепа; создатели автокефального самосвятского раскола, образованного по указу еще одного «героя» — Петлюры; «сечевые стрельцы» – львовские униаты, записывавшиеся добровольцами в австро-венгерскую армию, чтобы убивать «москалей и схизматиков», то есть православных солдат Русской императорской армии - русских, белорусов и украинцев; униатский митрополит Андрей Шептицкий – ревностный борец с Православием и насадитель унии, автор одного из проектов отделения Украины от России и духовник дивизии СС «Галичина».

И, наоборот, к государственному единству всей Русской земли, включая Россию, Украину и Белоруссию, непрестанно призывали святые отцы нашей Церкви, подвижники благочестия, выдающиеся церковные иерархи. Темой единства Святой Руси пропитаны многие богослужебные тексты, являющиеся частью Священного Предания.

Святитель Тихон, Патриарх Московский, в своем послании по поводу заключения большевиками Брестского мира, в результате которого от России отходила территория Украины, писал: «…мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской… такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения. Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые потери… Святая Православная Церковь, искони помогавшая русскому народу собирать и возвеличивать государство Русское, не может оставаться равнодушной при виде его гибели и разложения. По воле Пастыреначальника, Главы Церкви, Господа нашего Иисуса Христа, поставленные на великое и ответственное служение Первосвятителя Церкви Российской, по долгу преемника древних собирателей и строителей земли Русской Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Мы призываем совестию своею возвысить голос свой в эти ужасные дни и громко объявить перед всем миром, что Церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир».

Здесь обращает на себя внимание не только категорическое осуждение и неприятие отделения Украины от России святым Патриархом в пастырском послании, адресованном не политикам, но «Архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской», то есть в сугубо церковном документе, но и то, что святитель всем своим авторитетом утверждает, что Церковь Православная и ее первосвятители являются собирателями и строителями земли Русской, что «собирать и возвеличивать государство Русское» — дело в том числе и церковное. Особую силу его словам придает возведение их самим святым Патриархам не к своей воле и политическим пристрастиям, но к первосвятительскому долгу, наложенному на него Пастыреначальником, Главой Церкви, Господом нашим Иисусом Христом.

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, также воспринимал как некое безумие и страшную катастрофу саму мысль о церковном и государственном отделении Украины от России.: «Для нас страшно даже слышать, - говорил он, - когда говорят об отделении южно-русской Церкви от единой Православной Российской Церкви… Не из Киева ли шли проповедники Православия по всей России? Среди угодников Киево-Печерской лавры разве мы не видим пришедших сюда из различных мест Святой Руси? Разве православные Южной России не трудились по всем местам России, как деятели церковные, ученые и на различных других поприщах и, наоборот, православные Севера России не подвизались ли также на всех поприщах в Южной России? Не совместно ли те и другие созидали Единую Великую Православную Российскую Церковь? Разве православные Южной России могут упрекнуть православных Северной России, что последние в чем-либо отступили от веры или исказили учение веры и нравственности? Ни в каком случае… К чему же стремление к отделению? К чему оно приведет? Конечно, только порадует внутренних и внешних врагов. Любовь к своему родному краю не должна в нас заглушать и побеждать любовь ко всей России и к Единой Православной Русской Церкви».

Преподобный Лаврентий Черниговский говорил: «Наше родное слово Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев – это второй Иерусалим и мать городов русских. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России не мыслим ни в каком и ни в коем случае…»

По свидетельству духовных чад Кукши Одесского (многие из них живы и поныне), он также жестко осуждал разрыв единства братских русского и украинского народов. А вот что заявил арестованный большевиками священномученик архиепископ Прокопий Херсонский: «Происшедшее после революции дробление России, выделение Украины, Белоруссии и т.д. я рассматриваю как явление политического упадка. Украинцы и русские всегда составляли единое целое».

Слова, сказанные святителем и исповедником Тихоном, священномучеником Владимиром, были произнесены в обстоятельствах, когда им за эти слова грозила жестокая расправа со стороны власть имущих, которые ими обличались. А священномученик Прокопий Херсонский сделал свое заявление прямо на допросе, в тюрьме. Данные обстоятельства придают особый вес высказываниям святых, и трудно не вспомнить тут слова Самого Господа Иисуса Христа: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» (Мк.13, 11).

В чем же заключается сугубо духовная важность государственного единства православных русского, украинского и белорусского народов? Ответ на этот вопрос можно найти в словах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенных им недавно в Московском государственном университете: «Именно Православие и распространяемая им ученость и книжность включили Русь, а затем и Россию в культурную традицию империи ромеев. Являясь культурными и духовными преемниками Византии, мы вместе с тем на протяжении веков стремились бережно сохранять свою славянскую самобытность».

Промыслом Божиим на Россию возложено быть преемницей империи ромеев, Византии, хранительницей православной цивилизации и государственности, основанной на православной системе ценностей. Об этом много говорили и Восточные Православные патриархи в опубликованной ныне переписке с Московскими патриархами и царями. И прежде всего ответственность за это служение, эту преемственность лежит на великорусском, украинском и белорусском народах, составляющих ядро восточнославянской православной цивилизации.

Без любого из этих народов, являющихся корневыми, невозможно полноценное осуществление общей для всех нас промыслительной миссии. И для любого из них отказ от участия в этой надвременной миссии становится началом деградации, растворения в чуждой цивилизации и, как следствие, народной и государственной катастрофы.

Сегодня сама жизнь вновь показывает нам правоту благоверных князей и царей, святителей, преподобных и праведных, своими молитвами и трудами скреплявших единство Святой Руси. Мы стоим перед лицом мира, исповедующего агрессивную секулярность, отвержение христианских ценностей, насаждение безнравственности и вседозволенности греха, а потому вполне логично ненавидящего Святое Православие.

Показательно, что борцы с возрождением единого сильного и великого Русского государства одновременно являются ненавистниками Русской Православной Церкви. Один из лидеров нынешнего мятежа на Украине открыто со сцены Майдана заявил, что украинский народ 360 лет назад лишили европейской мечты. Напомним, что 360 лет назад состоялась Переяславская рада. До нее малороссийский народ жил под польским гнетом. Получается, что «европейская мечта» – это когда Церковь на Украине отколота от Материнской Русской Церкви, когда по украинской земле бушует вихрь предательской унии, православные храмы захватываются, православные епископы и священники изгоняются, насаждаются католические культура, сознание, стиль жизни.

Только вместе, объединившись, отвергнув навязываемую нам все теми же вековыми недругами порочную и гибельную риторику разделения, мы сможем противостоять напору западных уже не крестоносцев, но «лгбтносцев», не дать укорениться на православной земле чуждой идеологии и псевдоценностям, не стать придатком враждебной нашим принципам системы.

Да, Россия выступила против бомбардировок православной Сербии, против ее расчленения и передачи святой для сербов косовской земли в руки иноверцев. Но с ней мало кто на Западе посчитался, потому что отделенная от Украины и Белоруссии, ослабленная колоссальными территориальными потерями — что реально она могла предпринять для исполнения своей провиденциальной миссии защитницы православных народов?

А украинцев и белорусов, не имеющих никакого решающего голоса в мировом и европейском сообществе, без России ждут полное порабощение «постхристанской» цивилизацией и судьба Болгарии, покорно предоставлявшей свое воздушное пространство для натовских бомбардировок Белграда.

Недавно российское руководство в ответ на просьбу Церкви обещало защищать интересы гонимых христиан на Ближнем Востоке и во всем мире. Но это так же невозможно осуществлять в полной мере без воссоздания исторической Руси, в которую входят три братских народа — русский, украинский и белорусский.

Возрождение наших народов начнется только с их богозаповеданного единства и возвращения к той катехонической миссии, ради которой Богородица, как читаем мы в молитвословиях Церкви нашей, избрала Русь Своим домом.

Сегодня нам необходимо, используя все информационные ресурсы, снимать с глаз людей туман двадцатилетней пропаганды разобщения и говорить им правду об истории нашей Церкви, нашей Святой Руси, вековом единстве и общей миссии наших народов. Двадцать лет разделенного бытия – на самом деле не такой большой срок.

Малороссия была оторвана литовцами и поляками от остальной Руси несколько столетий, но идея русского единства, основанного на Православии, жила и привела к великому Русскому воссоединению 1654 года, во время которого не только казацкая старшина, но и народ по городам и весям на Святом Кресте и Евангелии присягал Русскому царю и Русскому государству в вечной верности. А на той же Западной Украине за эту идею и связанный с нею призыв к возвращению в лоно Православной Русской Церкви уже в ХХ веке шли на смерть мученики Терезина и Талергофа.

Сегодняшний кровавый Майдан – это самый страшный после событий 1991-1992 годов вызов Русскому миру и Русской Церкви. Но он же представляет собой и исторический шанс для подлинных поборников церковного и народного единства открыто выступить за правое дело в тот момент, когда уния, раскол и самостийничество окончательно сорвали с себя маску «толерантности» и вновь явили свой дьявольский лик.

г. Одесса
 

Оцените статью
0.0