Греция выходит из тени

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Недавняя конференция в Афинах по вопросам принятия стратегии Европейского союза в регионе Адриатического и Ионического морей стала первым значимым региональным мероприятием  в полугодовом председательстве Греции в ЕС. Новая стратегия охватит восемь государств, четверо из них уже входят в Евросоюз (Хорватия, Греция, Италия, Словения), а другая четверка (Албания, Босния и Герцеговина, Черногория, Сербия) намерена туда попасть. 

Новая стратегия – ещё один шаг в реализации «концепции концентрических кругов», предусматривающей обрастание ядра ЕС региональными проектами… Самый высокий уровень взаимодействия в этих «кругах» достигнут в «Вишеградской группе», все члены которой являются членами Евросоюза. Менее интегрировано в структуры и программы Евросоюза «Северное измерение» в силу присутствия там Исландии, а также необходимости для Брюсселя взаимодействовать в данном регионе с Россией. Еще один «концентрический круг» - «Восточное партнерство», участникам которого пока далеко не только до членства в ЕС, но и до статуса официального кандидата в эту организацию.

В наборе «концентрических кругов» Евросоюза стратегия в регионе Адриатического и Ионического морей занимает промежуточное место. В этом ее и сила, и её слабость. Сила – в большей самостоятельности стран-участниц при реализации региональных проектов. Слабость же заключается в объективной невозможности рассчитывать на существенные финансовые вливания со стороны Евросоюза. Уж слишком разнородный у «восьмерки» состав – «проблемная» Греция, «околокризисные» Словения и Италия, многолетний евроизгой Сербия и традиционно неоднозначная Албания.

Программные положения адриатическо-ионической стратегии сформулированы предельно широко и размыто. Констатируется, что ее интересы «лежат в области безопасности, экономики, торговли, научных исследований, защиты окружающей среды, защите культурного наследия и ценностей, которых огромное количество в этом регионе». Такая расплывчатость и акцент на науке и культуре вызваны наличием, по крайней мере, трёх существенных негативных факторов, характерных для данного региона: сильное влияние мирового финансового кризиса, экономический дисбаланс (по некоторым  оценкам, доходы на душу населения в Словении в четыре раза выше, чем в Боснии и Герцеговине), сложный исторический багаж межгосударственных и межнациональных отношений, относительная неразвитость инфраструктуры и коммуникаций.

Особое место среди «факторов риска» занимает Греция. Позиционируя себя в качестве активного регионального игрока, Афины вынуждены действовать в узком пространстве маневра в силу отягощающих долговых обязательств. К настоящему времени Греция уже получила в рамках двух антикризисных траншей порядка 250 млрд евро, обслуживать которые она явно не в состоянии. К маю-июню Еврокомиссия, Европейский центробанк и МВФ рассчитывают выработать план облегчения долгового бремени Греции, который позволит Афинам получить еще 13-15 млрд евро со сроком погашения не 30, а уже 50 лет. 

Понятно, что все это потребует от Афин новых уступок не только в социально-экономической, но и в политической плоскости. Лидер ведущей оппозиционной силы Греции – леворадикальной коалиции СИРИЗА Алексис Ципрас  недавно призвал руководство Евросоюза к проведению более «реалистичной» политики, в том числе к списанию долгов «проблемных» стран еврозоны. Только вряд ли Брюссель на этой пойдёт. 

На что  в таком случае может рассчитывать Греция, делая заявку на активизацию южного направления во внешней политике Евросоюза? Как минимум у неё есть три козыря. Первый – это способность противопоставить концепции «концентрических кругов» принцип «матрешки», как принято называть вхождение страны во все более широкие региональные структуры. Учитывая исторически тесные отношения Греции с Албанией и странами бывшей Югославии, Афины вполне могут стать для них своеобразным «балканским Брюсселем». А адриатическо-ионическая стратегия накроет двусторонние связи региональным матрешечным куполом, наполовину состоящим из стран ЕС.

Второй козырь Греции – заметное осложнение отношений ЕС и Турции. Споры вокруг принятия Анкары в Евросоюз окончательно трансформировались в проблематику соблюдения прав человека на улицах Стамбула, что служит признаком дальнейшего охлаждения. А раз юго-восточные рубежи ЕС на ближайшие годы останутся на западной границе Турции, их необходимо укрепить. И в этом роль Греции как исторического и геополитического противовеса Турции является непреходящей.

Третий козырь – активность Греции на региональном энергетическом рынке. Как раз в преддверии открытия афинской конференции по адриатическо-ионической инициативе Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входит и Греция, доложила об ускорении инфляции  в странах-членах. Эксперты ОЭСР увязывают это в первую очередь с повышением цен на энергоносители и намекают на необходимость большего внимания к вопросам энергетической политики и безопасности. На этом фоне премьер-министр Греции Антонис Самарас справедливо напомнил, что адриатическо-ионический ареал превращается в важный перекресток для транспортировки товаров и энергоносителей по всем направлениям, «и это дает еще больший приоритет скорейшему завершению трансъевропейских сетей в этом регионе».  А заодно, добавим от себя, и более активному участию в региональных делах России.

Так что стремление Греции продвигать в ЕС собственные региональные проекты имеет шансы на успех. Тем более что с 1 июля на посту действующего председателя ЕС её сменит Италия – еще одна адриатическо-ионическая держава. А пока при активном участии Афин уже удалось достичь договоренности о возобновлении замороженных с марта 2012 года переговоров по кипрскому урегулированию. Греция выходит из тени?