Перейти к основному содержанию

Евросоюз готовится к сезону «охоты на ведьм»

...Под аккомпанемент громогласных призывов лидеров Евросоюза к уважению демократических ценностей в Сербии, на Украине или в России в самом ЕС спешно создаётся правовая основа для начала беспрецедентной в условиях европейского общества «охоты на ведьм»...

Начало переговорного процесса по сербской заявке на вступление в Европейский союз, по мнению властей Сербии, снимает угрозу выдвижения против страны новых ультиматумов и введения санкций. Евроинтеграция видится Белграду как улица с двусторонним движением, все участники которого преисполнены уважения и дружелюбия и готовы уступать друг другу полосы и парковочные места. 

Однако это далеко не так.  И не только потому, что  бюджетные параметры и налоговые ставки в странах еврозоны жёстко контролируются Еврокомиссией и Европейским центробанком. Главная опасность в другом. Под аккомпанемент громогласных призывов лидеров Евросоюза к уважению демократических ценностей в Сербии, на Украине или в России в самом ЕС спешно создаётся правовая основа для начала беспрецедентной в условиях европейского общества «охоты на ведьм»...

Первым шагом на этом пути стали дебаты в рамках завершающейся 27 февраля в Страсбурге сессии Европарламента по вопросу состояния прав человека в Европейском союзе. Доклад, подготовленный к сессии Комитетом по гражданским свободам, юстиции и внутренним делам, позволяет утверждать, что Евросоюз намерен создать правовую основу для крутых разборок с теми государствами-членами, политика которых по каким-то причинам не устраивает Брюссель. Автор доклада – бывший министр иностранных дел Бельгии, а впоследствии еврокомиссар Луи Мишель.

Суть документа заключена в пункте 12-м. В нем содержатся рекомендации об «открытии диалога между институтами ЕС и тем государством-членом, в котором существует риск серьезного нарушения ценностей Евросоюза, а также о предоставлении возможности европейским институтам готовить рекомендации на сей счет». Если говорить прямо, речь идет о введении против соответствующего государства всеобъемлющих санкций по линии ЕС, включая временное замораживание его участия  в политической и экономической  жизни организации. 

А уже следующий, 13-й пункт доклада Луи Мишеля конкретизирует механизм, предлагаемый для «наказания» той или иной страны. Это хорошо известная еще по югославским событиям «контактная группа» - на сей раз в составе представителей Еврокомиссии, Совета ЕС и Европарламента. Именно она должна будет выносить «совместные суждения по ситуации с фундаментальными правами человека в специфических случаях, вызывающих озабоченность любого из трех вышеперечисленных институтов Евросоюза». 

Итак, в Европейском союзе намечаются свои «контактные группы» в дополнение к уже существующим мониторинговым «тройкам» по финансово-экономическим вопросам. Впрочем, почему в дополнение? По сути, речь идет о создании наднационального механизма, позволяющего евробюрократии «судить и миловать» отдельные страны-члены ЕС, награждать их новыми кредитными пакетами или, наоборот, вводить против них санкции, как в случае с Сербией. 

К кому же создаваемый механизм может быть применён? Если судить по заявлениям представителей ЕС, в «черном списке» окажутся те государства, которые проводят, на взгляд Брюсселя, слишком  независимую политику. Это Венгрия, Греция, Италия, Нидерланды, Румыния, Словакия, Финляндия, Чехия, Швеция. В общем – все за вычетом Германии, Австрии и, возможно, Франции. Вполне возможно, что по итогам предстоящих выборов в Европарламент этот список расширится и у «контактных групп» ЕС работы прибавится.

В преддверии завершающихся дебатов в Европарламенте французское интернет-издание Slate.fr опубликовало манифест ряда авторитетных экспертов, в котором ставится неутешительный диагноз центральными органами ЕС. «Пришло время признать очевидное: нынешние европейские институты не работают так, как должны, и поэтому их нужно переосмыслить. Главная цель предельно проста: нужно позволить демократии и общественности вновь встать у штурвала, чтобы добиться эффективной регуляции глобализованного финансового капитализма XXI века и провести политику социального прогресса, которой сейчас так остро не хватает Европе. Единая валюта при 18 независимых государственных долгах, которыми могут совершенно свободно спекулировать рынки, 18 отчаянно конкурирующих друг с другом систем — всё это не работает и никогда не будет работать. Страны еврозоны решили поступить валютным суверенитетом и, следовательно, отказаться от оружия односторонней девальвации, не разработав при этом новые инструменты в экономической, социальной, налоговой и бюджетной сферах. Такое подвешенное состояние — худшая из возможных ситуаций», - подчеркивают подписавшие письмо эксперты как правых, так и левых взглядов, среди которых преподаватель парижской Школы экономики Тома Пикетти, преподаватель Коллеж де Франс Пьер Розанваллон, руководитель отдела анализа и прогнозирования Французского центра экономической конъюнктуры Ксавье Тембо, преподаватель парижского Института политических исследований Лоранс Тюбьяна. 

То есть специалисты видят выход из кризиса ЕС не в придании дополнительных карательных полномочий Еврокомиссии или Совету ЕС, а в их кардинальной реорганизации. Можно не сомневаться, что в странах - потенциальных жертвах «троек» и «контактных групп» ЕС придерживаются аналогичных взглядов. Слишком часто права человека оказываются в Евросоюзе правами не для всех.

Оцените статью
0.0