Страсти по Украине. Евросоюз в опрокинутом мире

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В 1974 году английский писатель Кристофер Прист выпустил фантастический роман «Опрокинутый мир». Объединенную Европу писатель представил в виде города-поезда, который стремится к некому «оптимуму», но никак не может его достичь. А пока команда поезда разбирает рельсы позади поезда и укладывает их впереди, чтобы состав продолжал движение. 

На этом пути можно разбомбить Югославию и провозгласить независимость отделённого от Сербии края, назвав его «Республикой Косова», но невозможно признать право на самоопределение русского Крыма. А ещё можно угрожать санкциями России и солидаризоваться с Вашингтоном, способствовавшим государственному перевороту в Киеве, который и привел к решительной перемене умонастроений крымчан.

И вот последняя новость с маршрута разборки-укладки рельс. 13 марта Европарламент принял экстравагантную резолюцию «Вторжение России в Украину». Европарламентарии осудили действия России в отношении Крыма и высказались в поддержку путчистского режима в Киеве… 

Авторы резолюции призвали к «выводу всех вооруженных сил», якобы «незаконно находящихся на украинской территории», потребовали «полного уважения международного права и обязательств, вытекающих из действующих конвенций» и заявили, что «референдум по вопросу присоединения (Крыма) к РФ будет расцениваться как незаконный».

Как водится в подобных случаях, в Европарламенте выразили убеждённость в том, что «налаживание конструктивного диалога является лучшим средством добиться прогресса на пути разрешения любого конфликта и достижения долгосрочной стабильности в Украине». Кто бы сомневался.

Депутаты не забыли также показать «морковку» засевшим на Печерских холмах киевским узурпаторам. В очередной раз напомнили об обещанной ранее помощи и заявили о «европейской перспективе» Украины. Вероятно, «перспектива» обрисуется к тому времени, когда город-поезд Евросоюза достигнет «оптимума». Известно, что Турция вступает в ЕС вот уже 50 лет, и кто знает, сколько десятилетий ей еще для этого понадобится. Если, конечно, Анкара, в конце концов, окончательно не откажется от сомнительной затеи оказаться в рядах «единой Европы».

России европарламентарии пригрозили наложением эмбарго на торговлю оружием и технологиями двойного назначения, замораживанием российских авуаров и принятием жёстких мер в отношении российских предприятий, особенно в секторе энергетики. А днём раньше Евросоюз согласовал проект санкций против России, среди которых значатся визовые ограничения и замораживание активов виновных в «нарушении суверенитета Украины». 

Резолюция Европарламента – это, разумеется, не решение Берлина. Тем не менее подчеркнуть ее правовую никчемность стоит ещё раз. Во-первых, никто не отменял право народов на самоопределение, зафиксированное в Декларации о принципах международного права, принятой ООН в 1970 году. Во-вторых, европейцы напрасно ссылаются на Конституцию Украины, предусматривающую в подобных случаях проведение общенационального референдума. В том же Косове вообще никакой референдум не проводился, ни местный, ни на всей территории Сербии. Южный Судан отделился от остального Судана путем проведения только местного референдума. Шотландия и Каталония также готовятся к местным референдумам по вопросу о независимости, которые пройдут соответственно в сентябре и ноябре 2014 года. 

Да и вопрос о наличии на Украине в настоящее время конституции – до крайности спорный. Сообщение о возврате к конституции образца 2004 года было сделано после государственного переворота по указанию путчистов и было оформлено быстрым решением парламента, у дверей которого стояла толпа вооруженных автоматами боевиков. При этом Конституционный суд, чьё участие в процессе изменения Основного закона является обязательным, послали куда подальше. В те дни в Киеве появился анекдот с кладбищенским юмором: получили «небесную сотню», теперь готовьтесь к «небесному парламенту». 

Установленная на пике переворота новая власть в Киеве является незаконной и с точки зрения того, как было произведено «низвержение» президента: предусмотренная конституцией процедура импичмента не проводилась. Ввиду вакуума законной власти в Киеве Верховному Совету Крыма, как и крымскому правительству, там просто не с кем разговаривать. Всё это и делает «крымскую часть» резолюции Европарламента бессмысленной. Что касается ее «российской части», то она выглядит так же нелепо. Российские военные находятся в Крыму согласно Договору о базировании Черноморского флота от 2010 года (часть Харьковских соглашений). 1 марта президент Владимир Путин получил разрешение верхней палаты российского парламента на использование вооруженных сил за пределами России, но до сих пор этим правом не воспользовался. На сегодняшний день «выводить» из Крыма России некого и нечего.

Остаются экономические санкции. Однако позволить себе говорить о них могут лишь безответственные люди, заседающие в Европарламенте. Серьезные люди исходят из того, что санкции принесут зримый экономический ущерб самому Евросоюзу. Сейчас товарооборот между Россией и странами ЕС приблизился к 300 млрд. евро. Российская нефть занимает 27%, а газ - 31% рынка ЕС. Возместить эти объемы из других источников, если Евросоюз вдруг решится на конфронтацию с Россией, будет непросто.

У одной только Германии товарооборот с Россией достиг 80 млрд. евро. С российскими компаниями сотрудничают 6,2 тыс. немецких фирм, от торговли с Россией зависят 300 тыс. рабочих мест в ФРГ. Объем немецких инвестиций в России - 20 миллиардов евро. Поэтому Восточный комитет немецкой экономики называет возможные санкции «абсурдными». Против санкций выступает и Федеральное объединение оптовой и внешней торговли Германии. Приостановка торговых отношений с Россией негативно отразится на ФРГ, заявил глава этой организации Антон Бёрнер. Он призвал вместо введения санкций принять меры для скорейшей деэскалации конфликта. Здравая мысль. Особенно если помнить о неотъемлемом праве народа Крыма свободно определять свою судьбу.