Перейти к основному содержанию

Еврошантаж Армении и пределы реагирования на него

Премьер-министр Армении Тигран Саркисян в нескольких своих публичных выступлениях заявил о намерении подписать политическое соглашение с Европейским союзом. Выступая в ходе конференции Европейской народной партии в Брюсселе 21 марта, глава правительства Армении подчеркнул, что на данном этапе Ереван придает важное значение разработке новых рамок сотрудничества с Евросоюзом. В качестве же первого шага на этом пути рассматривается предложение о подписании политической части Соглашения об ассоциации...

Премьер-министр Армении Тигран Саркисян в нескольких своих публичных выступлениях заявил о намерении подписать политическое соглашение с Европейским союзом. Выступая в ходе конференции Европейской народной партии в Брюсселе 21 марта, глава правительства Армении подчеркнул, что на данном этапе Ереван придает важное значение разработке новых рамок сотрудничества с Евросоюзом. В качестве же первого шага на этом пути рассматривается предложение о подписании политической части Соглашения об ассоциации (без его экономической составляющей в виде соглашения о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли)…

Тигран Саркисян считает это для Армении «лучшим путем». «Можно иметь отдельное большое политическое соглашение между Арменией и Евросоюзом, и в этом направлении мы ведем работу с нашими европейскими партнерами. Чрезвычайно важно, что все наши европейские друзья хорошо понимают позицию Армении, обоснованность решений Армении, ее аргументы и разделяют их с нами», - заявил он  в интервью армянской редакции «Радио "Свобода"». Ранее, в феврале, глава Совета национальной безопасности Армении Артур Багдасарян, отвечая европессимистам в ходе заседания межведомственной комиссии по координации сотрудничества госорганов Армении с европейскими структурами, рассказал о разработанной совместно с Брюсселем «амбициозной программе действий из 180 пунктов» по таким направлениям, как юстиция, свобода, безопасность, политическое сотрудничество, социально-экономические реформы, инфраструктурные реформы.

Напомним, что переговоры Еревана с Евросоюзом велись нескольких лет, и в ходе их выяснилась невозможность отделения политической части «евроассоциации» от экономической. Вместе с тем после начала процесса присоединения Армении к Таможенному союзу на Западе дали понять, что подписание соглашения о зоне свободной торговли с Брюсселем в повестке дня сейчас не стоит. На сегодняшний день ситуация выглядит неоднозначно. Глава постоянной комиссии парламента Армении по внешним сношениям, депутат от правящей Республиканской партии Армении Артак Закарян сообщил, что Ереван и Брюссель всё-таки работают над новым большим политическим соглашением. Между тем в сентябре 2013 года еврокомиссар Штефан Фюле в интервью агентству Медиамакс, озаглавленном «Мы не можем расчленить Соглашение об ассоциации», говорил: «Последовательная позиция ЕС заключается в том, что политическая ассоциация и экономическая интеграция должны идти рука об руку, и они являются неотъемлемыми частями Соглашения об ассоциации. Поэтому мы не можем разделить два этих важнейших составляющих соглашения».

О причинах, по которым некоторые представители руководства Армении вспомнили о политическом сближении с ЕС, догадаться нетрудно. После телефонного разговора президентов России и Армении официальный Ереван оказался под мощным прессингом со стороны Вашингтона, Лондона и Брюсселя, недовольных взвешенными и сбалансированными оценками армянского руководства событий в Крыму. Западу, безусловно, хотелось бы осуждения результатов крымского референдума  союзниками России по Таможенному союзу и ОДКБ. В случае с Минском и Астаной их ожидала по большому счёту неудача, однако попытки найти «слабое звено» потерпели провал в первую очередь в Армении. В ходе голосования на Генеральной Ассамблее ООН по резолюции, призвавшей признать крымский референдум «нелегитимным», Армения оказалась в числе стран, прямо поддержавших Россию. В этих условиях помимо дипломатического давления Запад может попытаться использовать против Армении и другие рычаги: например, в вопросе о неурегулированном нагорно-карабахском конфликте или судьбе армянской общины в Сирии (1).

И тем не менее гипотетическое «большое политическое соглашение» между Арменией и ЕС (если оно действительно обсуждается всерьёз) не может не противоречить договорённостям в рамках процесса присоединения к Таможенному союзу или российско-армянским двусторонним соглашениям. Соответствующий договор, как сообщалось, вроде бы должен быть подготовлен к концу апреля с выходом на подписание (по словам того же Тиграна Саркисяна) в мае.  Согласование необходимых документов, порой чрезвычайно быстрое, до сих пор связывалось именно с деятельностью Кабинета министров. При этом некоторые наблюдатели припоминали, как весной и летом 2013 года правительство Армении рапортовало об успешной подготовке к вильнюсскому саммиту «Восточного партнёрства», который должен был утвердить «европейскую интеграцию» южно-кавказской республики.

И вот сейчас, как видим, речь зашла о реанимации, по крайней мере, политической части диалога с европейскими структурами – в той мере, в которой она предусматривает постепенную интеграцию Армении в европейскую систему обороны и безопасности. А это в свою очередь не может не сказаться на экономических связях, включая реализацию крупных инфраструктурных проектов. Таких, например, как модернизация Армянской АЭС, чем готов заниматься Росатом (ЕС вместе с Турцией требует атомную электростанцию в Мецаморе закрыть), и многих других. Ранее президент республики Серж Саргсян заявлял, что на Армению уже начал распространяться ряд важнейших привилегий и преимуществ, существующих в рамках ТС. Позитивные последствия этого отметил даже глава миссии МВФ в Ереване Марк Хортон. По его оценке, евразийская интеграция Армении создает возможности для увеличения армянского экспорта в страны Таможенного союза, а также привлечет иностранных инвесторов, заинтересованных в выходе на рынки ТС через Армению. Членство Армении в ТС улучшит и положение армянских трудовых мигрантов в России, упорядочивающей свое миграционное законодательство. И это далеко не все примеры...

Некоторое время назад Тигран Саркисян высказывался по поводу ожидаемого снижения в течение семи лет таможенных ставок для Армении со стороны Таможенного союза, ссылаясь при этом на обязательства России в рамках ВТО. Об этом и о других ожиданиях много говорилось на состоявшемся 29 марта втором экономическом форуме Республиканской партии Армении на тему «Армения – Таможенный союз: возможности и задачи». По мнению премьер-министра, вступление в ТС негативно скажется на хозяйствующих субъектах, которые импортируют товары из третьих государств. Хотя отсутствие внятной промышленной политики, следствием чего является трехкратное превышение импорта в торговом балансе республики, ставится как раз в вину правительству и его председателю. Попытки «разделить ответственность» за создавшееся положение с Таможенным союзом, еще в полную силу не заработавшим, вполне понятны, но перекладывать вину за разбалансированность экономики на внешние обстоятельства можно лишь до определённого предела.

И еще одно замечание. Стоит ли так откровенно навязываться в «друзья» брюссельским чиновникам, которые видеть Армению в своей «политической лиге» не хотят? «Армения находится в другой лиге. Соглашение об ассоциации является своеобразным вариантом политической общности, которая существует в различных сферах. К примеру, мы видим армян, которые приезжают и защищают здесь политику России против Украины. Так что я не считаю, что они готовы быть с нами в одной лиге», - заявил министр иностранных дел Швеции и один из инициаторов «Восточного партнерства» Карл Бильдт.

По словам замминистра иностранных дел Армении Шаварша Кочаряна, Армения, вероятно, подпишет договор о вступлении в Таможенный союз уже в мае. Затем он будет представлен на обсуждение в Национальное Собрание республики, и начнется большая работа в области изменения законодательства. На этом фоне наверняка будут предприняты попытки объяснить сложное социально-экономическое положение большинства граждан республики поворотом в сторону евразийской интеграции с перехватом протестных настроений (включая уличную активность) некоторыми западными посольствами. Политика Запада в отношении России и её союзников на постсоветском пространстве приобретает все более непримиримый и вместе с тем иррациональный характер. В этих условиях будут использоваться самые разные средства давления, но интересы отдельных чиновников, склонных этому давлению поддаться, в любом случае не могут стоять выше интересов общества и государства.

(1) По странному совпадению именно в эти дни действующие с территории Турции боевики сирийских радикальных группировок при поддержке турецких военных напали на армянонаселённый сирийский городок Кесаб и окрестные деревни, жители которых вынуждены были бежать в Латакию. Армянский национальный комитет Америки обратился к президенту Обаме и конгрессу США с требованием заставить Турцию прекратить содействие боевикам, напавшим на Кесаб. Проармянские конгрессмены потребовали от Госдепа предотвратить нападение организаций, связанных с «Аль-Каидой», на армянские и другие христианские районы в Сирии, признавая, таким образом, связи между США и радикальными исламистами.

Оцените статью
0.0