Перейти к основному содержанию

Третья оборона Севастополя

...Майские праздники 2014 года в Крыму и Севастополе навсегда останутся в памяти людей и в истории. Они прошли на высочайшем эмоциональном подъеме. В эти дни исполнилось 70 лет с начала «третьего сталинского удара», в результате которого Одесса, Крым и часть северо-западного Причерноморья были освобождены от немецко-румынских оккупантов. Кульминацией торжеств стало 9 Мая, а их центром – Севастополь. Именно в этот день в 1944-м, ровно за год до Великой Победы, в Севастополь пришло освобождение...

Наверное, нет россиянина, который в минувший День Победы не прильнул бы к экрану телевизора, чтобы на минутку хотя бы приобщиться к массовому праздничному действу, происходившему в Севастополе. 

Майские праздники 2014 года в Крыму и Севастополе навсегда останутся в памяти людей и в истории. Они прошли на высочайшем эмоциональном подъеме. В эти дни исполнилось 70 лет с начала «третьего сталинского удара», в результате которого Одесса, Крым и часть северо-западного Причерноморья были освобождены от немецко-румынских оккупантов. Кульминацией торжеств стало 9 Мая, а их центром – Севастополь. Именно в этот день в 1944-м, ровно за год до Великой Победы, в Севастополь пришло освобождение… 

В этом году особый фон юбилею был придан возвращением Севастополя и Крыма в состав России. Только один факт: в центре города-героя 9 мая собралось, по оценкам, около 380 тысяч человек, что совпадает с численностью всего населения Севастополя, включая и Балаклаву, и Инкерман, и сельхоззону, а всего 47 населенных пунктов, разбросанных в этой части полуострова от Бахчисарая и Качи до Фороса. Такого здесь еще не видели. 

Празднованием победного юбилея, в котором принял участие Верховный главнокомандующий, президент России В.В. Путин, был завершен важнейший исторический этап юридического оформления возвращения Крыма и Севастополя в состав России. Начался новый этап – наполнение статуса новых субъектов Российской Федерации конкретным содержанием.  

Дело это не менее важное и ответственное, чем сделанное в феврале–апреле. Трудностей много. Проблемы с «включением» российского правового поля, созданием условий для бизнеса, с водоснабжением Крыма, с транспортным обеспечением, с переходом с гривны на рубли, становлением банковского дела, со многими сторонами повседневной жизни – дело естественное. Главное же – сохранить то замечательное ощущение, что все мы, севастопольцы и крымчане, «вернулись в родную гавань», под державную руку матушки-России. Об этом, надеюсь, у нас будет возможность сказать ещё не раз.  Сегодня же хочется поделиться мыслями об уроках событий, которые начались в Севастополе 23 февраля сего года и которые с чьей-то легкой руки окрестили «Третьей обороной Севастополя». Это словосочетание уже прочно вошло в лексикон, и здесь, может быть, кто-то со мной  не согласится, но я считаю, что «Третья оборона» началась не 23 февраля 2014 года, а задолго до этого действительно судьбоносного для всех севастопольцев дня. 

«Третья оборона» началась в конце 1991 года и длилась до начала 2014-го, когда оборона, как это и положено в любом противостоянии, завершилась наступлением и победой. Наступление было стремительным, победа – ошеломительной и впечатляющей. И плацдармом для наступления стал Севастополь – место исторического базирования Черноморского флота России. Этот успех, эта победа были бы невозможны без решения геостратегической задачи сохранения основных сил Черноморского флота на территории, находившейся в 1991–2014 годах под юрисдикцией ставшей независимой Украины.

***

С распадом Советского Союза и переподчинением Киеву всей мощнейшей группировки, дислоцированной на украинской территории (три военных округа, ракетная армия, силы стратегической авиации и др.) был создан уникальный прецедент, суть которого состояла в отказе Черноморского флота подчиняться киевским властям, в верности черноморцев единожды данной присяге и в конечном счете в решении сохранить флот для России. Такое решение было практически единодушным – за всё время флотораздела (этот период длился почти шесть лет – до 1997 года) на службу в Военно-морские силы Украины перешло 7 процентов от общего числа флотских офицеров. 

Это было непростое во всех отношениях время. Несмотря на политическую неразбериху 90-х годов, возникновение независимых государств, появление границ и новых «гражданств», тяжелое материальное положение, жесткий моральный и информационный прессинг, казавшиеся непреодолимыми бытовые трудности, отсутствие перспектив в службе, офицерский корпус флота не только сохранил свою монолитность, но и стал цементирующей, мобилизующей силой. Именно офицеры обеспечили как управляемость воинских коллективов, так и решение соединениями и частями, всем флотом своих задач в полном объеме в соответствии с предназначением, планами боевой и оперативной деятельности, в том числе в дальней морской и океанской зонах. В сущности, тогда, в начале 90-х, флотская проблема легла в основу становления и развития российско-украинских отношений (газовая и прочие проблемы проявили себя значительно позже).

Говоря об этом, следует подчеркнуть: количественно силы Черноморского флота того времени превышали нынешний их состав примерно в 5 раз; флот, являясь оперативно-стратегическим объединением, имел на вооружении ядерное оружие различных типов; моряки, сохранив верность присяге, несмотря на мощнейшее давление, угрозы, провокации, силовые акции, не спустили свой флаг (Военно-морской флаг СССР – несуществующего государства!), под которым решали задачи до 12 июня 1997 года – до подписания и фактического начала действия Большого российско-украинского договора и Базовых соглашений по флоту.

Сегодня всё это – уже прошлое, но тот период истории необходимо тщательно изучать, а опыт – творчески использовать. Это тем более важно, что во многом благодаря сохранению Черноморского флота для России в начале 90-х годов ХХ века, дислокации его сил в своих родных, построенных им же базах в Крыму, был обусловлен молниеносный успех весной 2014 года. Основу успеха своим мужеством, профессионализмом, самоотверженным трудом, а порой и самопожертвованием обеспечили черноморцы, 23 года находившиеся под жестким прессингом украинских властных, силовых, специальных и общественных структур. Киев действовал целеустремленно, массированно, даже агрессивно, постоянно дезавуируя или ревизуя практически все соглашения по флоту, заключавшиеся с 1991 по 1997 год. Эта практика не менялась и в последующем, достигнув своего пика с приходом к власти в 2004 году «оранжевых» во главе с В. Ющенко. Тогда противостояние стало практически открытым. 

Сегодня украинская пропаганда не перестаёт твердить, что весной 2014 года Крым был оккупирован российскими военными. Это откровенная ложь. Российские военные моряки-черноморцы были здесь всегда за исключением короткого исторического периода – оккупации Крыма германо-румынскими войсками в 1942–1944 годах. Сохранение сил флота в Севастополе и Крыму обеспечило и сохранение «российского стержня» города русской славы и всего полуострова в общественно-политическом, культурно-гуманитарном аспектах. Без флота процесс украинизации, вытеснения России из региона уже давно мог бы принять необратимый характер.  

Нам ещё только предстоит в полную меру, по достоинству оценить сделанное черноморцами и поддерживавшими их крымчанами и севастопольцами в 1991–2014 годах.  Подробный, глубокий анализ периода новейшей истории Черноморского флота (1991–2014 гг.) – впереди. Такой анализ остро актуален с точки зрения успешной реализации больших задач на перспективу, стоящих перед Севастополем и Крымом. Здесь многое важно, в том числе и оценка роли людей, волею судьбы, обстоятельств, а также по своим душевным, сердечным привязанностям в течение многих лет боровшихся за возвращение Крыма и Севастополя России. Прежде всего, это командующие Черноморским флотом адмиралы И. Касатонов (1991–1992), Э. Балтин (1993–1996), В. Кравченко (1996–1998), В. Комоедов (1998–2002), В. Масорин (2002–2005), А. Татаринов (2005–2007), А. Клецков (2007–2010), В. Королёв (2010–2011), А. Федотенков (2011–2013), А. Витко (с мая 2013 – по настоящее время). Ответственность не только за флот, но и в целом за отстаивание интересов России в регионе они во многом взяли на себя. Командующие были не только военачальниками и администраторами-управленцами, но и дипломатами, они обеспечивали боеготовность флота и эффективность действий его структур в условиях, когда статус флота даже после подписания Большого договора в полной мере так и не был до конца определен. И, конечно же, командующие в своих действиях опирались на Военный совет, офицерский корпус, дружественные общественно-политические силы.  

Третья оборона Севастополя, продолжавшаяся до 23 Февраля 2014 года, завершилась, как уже сказано, победным наступлением, о чем свидетельствуют и даты, отчеканенные на медали Министерства обороны России «За возвращение Крыма». Сейчас торжества весенних победных дней позади. Началась плановая созидательная, будничная работа. Ведётся она на непростом фоне событий в Донбассе, других регионах Украины. И опыт всех лет существования Крыма и Севастополя под юрисдикцией Украины, деятельности Черноморского флота, общественно-политических сил, поддерживавших моряков, должен сегодня сработать на перспективу. Этот опыт нужно знать, внимательно изучать, творчески применять. 

г. Севастополь

Оцените статью
0.0