Перейти к основному содержанию

Новорождённые демократии в поисках приёмных родителей

...Не успел Порошенко победить на выборах, как  Обама призвал его диверсифицировать импорт энергоносителей, чтобы «снизить зависимость от российского газа». Правда, знания американского президента в экономической географии не позволили ему уточнить, откуда Украина будет потом получать голубое топливо. Или Обама планирует выручить Украину поставками СПГ дирижаблями? Впрочем, в воображении украинских политиков уже витают фантомы гигантских газовозов с бесплатным СПГ и веселых техасских парней на Донбассе, рвущих глубинные пласты для добычи сланцевого газа. Что поделать, если голубая мечта показать России энергетический кукиш превратилась в идею фикс...

Всё-таки мир меняется. Давно ли мы сталкивались с упорным нежеланием прибалтийских стран согласиться с прокладкой по дну Балтийского моря газопровода «Северный поток», когда в ход шли самые фантастические аргументы – от «экологических озабоченностей» до теней забытых предков с оставленным ими химическим оружием на дне моря и гигантских спрутов, способных пожирать газовиков. При этом каждому было ясно: кто-то очень влиятельный за океаном категорически не хочет, чтобы Европу и Россию связала газовая пуповина. Однако консорциум энергетических компаний России, Германии, Франции и Голландии сумел пробиться через все препятствия, и осенью 2011 года первая ветка «Северного потока» была пущена. 

На новом этапе борьбы, который теперь ведется вокруг «Южного потока» уже никто не говорит об угрозе медузам Черного моря или повреждении остовов кораблей древних греков на дне Понта Эвксинского. Приближение к Европе российской газовой трубы с юга в Вашингтоне называют «российской угрозой». Под бой барабанов и вопли «русские идут» на Болгарию обрушился десант во главе с сенатором Маккейном, а на болгарское правительство было оказано беспрецедентное давление с тем, чтобы остановить работы по «Южному потоку». К давлению подключился и Брюссель, хотя саботаж энергетического обеспечения Европы вряд ли входит в сферу его прямых интересов. 

В случае с Болгарией Брюссель пытается не упустить и своей выгоды, как это сделали американские компании, в 2001 году получившие за гроши болгарские ТЭЦ «Марица-Восток-1» «Марица-Восток 3». Болгарское правительство подрядилось выкупать у них электроэнергию по сверхвысоким ценам, а АЭС «Белене», которую строили российские атомщики, как конкурента обязалось закрыть.

Был ли это первый случай коллективного правительственного бреда, сказать трудно. Но то, что Америка обещала Болгарии всяческую заботу, исторический факт. Болгары в большинстве своем очень хотели стать американцами, в результате чего плата за электричество начала съедать немалую часть средней зарплаты болгарского гражданина. В холодное время года население перешло на отопление жилья кизяком и дровами и с тех пор регулярно выходит на демонстрации протеста. А теперь болгарам решили перекрыть и газ. 

Аргументы брюссельских противников «Южного потока» не бескорыстны. Они заявляют, что голубое топливо на территории ЕС не может поставляться монополистом. Газопровод на территории Болгарии строится всего лишь двумя компаниями - российским «Стройтрансгазом» и болгарской Gasproekt Jug AD. А это с точки зрения Брюсселя  -  криминал. Здесь видится «рука Москвы», которая может превратиться в «железный кулак». Теперь болгарским руководителям будут разъяснять несоответствие проекта европейским законам и необходимость впустить в проект западного оператора. 

При этом никто даже не пытается скрывать, что саботаж проекта вызван политическими причинами. «Недавно власти ЕС заявили, что переговоры [по “Южному потоку”] будут заморожены, пока Россия не признает власть в Киеве. Это конструктивно, вы считаете?» - спросил российский министр иностранных дел Сергей Лавров. Ответ очевиден: не только не конструктивно, но и глупо: отказавшись от «Южного потока» или включив в него западных операторов, болгары рискуют повторить историю с АЭС «Белене», потому что цены на электроэнергию будет определять кто-то далеко за пределами Болгарии. Тогда уже, наверное, придётся не кизяком топить, а на кострах пищу готовить. 

Не лучше обстоят дела с газом и у Украины. Навязчивая идея американцев оттеснить Москву от зоны ее исторических интересов превратилась в дубину, которая вот-вот со всей силой ударит по украинской экономике. На трехсторонних консультациях Россия - Украина – ЕС представители Брюсселя могли бы одним хлопком ладони по столу заставить киевских переговорщиков отказаться от упертой позиции по ценам за российский газ. Однако вместо этого начались непонятные игры. За всей возней невооруженным глазом видны интересы тех, кто пытался помешать строительству «Северного потока». 

Не успел Порошенко победить на выборах, как  Обама призвал его диверсифицировать импорт энергоносителей, чтобы «снизить зависимость от российского газа». Правда, знания американского президента в экономической географии не позволили ему уточнить, откуда Украина будет потом получать голубое топливо. Или Обама планирует выручить Украину поставками СПГ дирижаблями? 

Впрочем, в воображении украинских политиков уже витают фантомы гигантских газовозов с бесплатным СПГ и веселых техасских парней на Донбассе, рвущих глубинные пласты для добычи сланцевого газа. Что поделать, если голубая мечта показать России энергетический кукиш превратилась в идею фикс… Никто в Киеве даже не услышал слов Жозе Мануэля Баррозу: поставки газа из США не решат проблемы энергетической безопасности Европы. Тем более это не решит украинские проблемы. 

Не останавливаясь на достигнутом, западные друзья Украины всерьез взялись и за атомную энергетику. Объявлено, что «любые проекты с российскими госмонополиями пока нежелательны, ввиду сложных политических взаимоотношений между странами». О том, чем кончаются игры с атомом, могут рассказать сотрудники украинской Южно-Украинской АЭС, на которой в 2012 г. был выявлен брак твелов американской компании Westinghouse. Американцы, конечно, заявили, что не видят причин для возмещения ущерба украинским атомщикам. Убытки в десятки миллионов долларов повисли на украинском «Энергоатоме». И это лишь небольшой пример, характеризующий отношение американского бизнеса к восточным партнерам.

Ну а то, что украинский атом теперь окончательно начнет разворот на сотрудничество с американскими компаниями, сомнений не вызывает. Хотя один небольшой нюанс обращает на себя внимание. В инаугурационной речи Порошенко заявил о возвращении Украины к «своей исторической матери - Европе». Тут есть опасность, что Европа от родительских прав по отношению к Украине откажется - на основании отсутствия свидетельства о рождении. А вот США могут и впрямь новый украинский режим усыновить, правда, с неизвестными последствиями: сколько брошенных ими сирот уже бродит по свету.

Оцените статью
0.0