Мертворожденное дитя Евросоюза. Десять лет назад была одобрена Конституция ЕС

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Десять лет назад – 18 июня 2004 года – на специальном саммите Европейского союза был одобрен текст первой Конституции ЕС. Однако в силу документ так и не вступил, став первым реальным предвестником будущих институциональных проблем самого Евросоюза. Сегодня, когда идеи евроинтеграции активно буксуют, ряды евроскептиков множатся на глазах, но при этом Сербия и другие балканские страны не сомневаются в «мессианской» роли ЕС, полезно вспомнить, что именно предлагали авторы евроконституции и почему их усилия не увенчались успехом.

Текст документа под более точным названием «Договор о введении Конституции для Европы» был окончательно подписан в Риме 29 октября 2004 года. По замыслу руководства ЕС он должен был заменить все прежние учредительные акты данной организации и упорядочить систему принятия решений в Евросоюзе с учетом произошедшего ранее в том году его масштабного расширения. Текст основного закона ЕС готовился в течение трех лет и оказался (наряду с Конституцией Индии от 1950 года) самым объемным конституционным актом в мире. В него вошли 450 статей, а сам текст подготовлен на 20 официальных языках ЕС.

Сутью данного документа явились отказ от консенсуса и права вето отдельных стран при принятии решений, сокращение членов Еврокомиссии и отказ от полугодичной ротации действующего председателя ЕС. Кроме того, особые полномочия получали президент ЕС и министр иностранных дел, способные проводить самостоятельную, а не «консенсусную» линию. [1]

Понятно, что столь революционные изменения требовали поддержки со стороны граждан всех стран ЕС. И вот на этом этапе Конституция ЕС и была похоронена. В мае-июне 2005 года жители Франции и Нидерландов на референдумах с интервалом в несколько дней отвергли проект основного закона ЕС. Против документа проголосовали 55% французов и 62% голландцев. [2] В результате на саммите ЕС в июне 2007 лидеры Евросоюза договорились разработать вместо Конституции гораздо более умеренный «Договор о реформе», который был подписан в декабре 2007 в Лиссабоне. Вспоминая те драматические для брюссельской бюрократии события, занимавший в 1999-2004 годах пост комиссара ЕС по вопросам расширения Гюнтер Ферхойген считает, что Евросоюз стал жертвой попытки одновременно реализовать два крупных проекта – «углубления» евроинтеграции и расширения самой организации. Он полагает, что теоретически «задним числом нужно было бы признать правоту французов, которые всегда говорили: сначала углубление, потом расширение». [3] 

А уже в 2008 году на просторах Евросоюза забушевал финансовый кризис, и все антикризисные проекты и стратегии оказались «завязанными» на проблему слабой управляемости ЕС - как политической, так и экономической. Выяснилось, что «облегченные» консенсусные нормы Лиссабонского договора мешают Европе мобилизоваться. 

Наиболее наглядно внутренние слабости Евросоюза проявились в конце 2011 года, когда в организации возник серьезный раскол по вопросу создания бюджетно-налогового союза. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил тогда, что для его страны неприемлем отказ от финансового суверенитета в том случае, если бы европейские агентства по контролю за банковским, страховым и фондовым рынками стали вмешиваться в деятельность британского Сити.

При этом Кэмерон сослался именно на Лиссабонский договор, заявив, что он в своем существующем виде дает право странам-членам ЕС решать подобные вопросы по отдельности и не нуждается в дискриминирующих отдельные государства поправках.

Помимо британцев, на незавершенность процессов централизации ЕС традиционно сетуют немцы, на плечи которых, собственно говоря, и легло основное бремя по выведению из кризиса всей еврозоны. Неудивительно, что если Лондон считает нынешнюю самостоятельность стран-членов ЕС вполне отвечающей британским интересам, то Берлин блокирует запуск наиболее радикальных механизмов финансового оздоровления до тех пор, пока центральные органы ЕС не получат реальный контроль над национальными бюджетами, банками и налоговыми системами. В этой связи весьма справедливой видится мысль, озвученная германским представителем в неправительственном Европейском совете по иностранным делам Хансом Кунднани. Он считает, что в отношении его страны работает принцип «больше денег – больше проблем»: «Мощные усилия Германии по отстаиванию своих экономических интересов будут продолжать создавать проблемы в отношениях с ее западными партнерами». [4]

С другой стороны, неэффективность и чрезмерная политизированность брюссельской бюрократии сами по себе являются дестабилизирующим фактором. В Европейском союзе «все так хорошо уже понимают друг друга, что даже и не голосуют или голоса в основном не считают. Подразумевается, что большинство из присутствующих автоматически, сознательно и политически корректно поддерживает почти каждый из проектов, предложенных руководством Европейского парламента (или Европейской комиссии, или Совета)», - свидетельствует экс-президент Чехии Вацлав Клаус. [5]

Неудивительно, что и сегодня, спустя десять лет после одобрения так и не состоявшейся евроконституции, Европейский союз трудно считать эффективно функционирующим институтом.

Примечания:

[3] Ферхойген Г. Новая идентичность Европы // Internationale Politik. 2006. № 3. Май-июнь. С.13.
[4] Kundnani H. More Money, More Problems // International Politik. 2011. November/December. Vol.12. P.22.
[5] Клаус В. Где начинается будущее. М.,2011. С.211.