Перейти к основному содержанию

Грузия – НАТО: пакет вместо плана

На предстоящем  4-5 сентября саммите НАТО Грузии не будет предоставлен План действий по подготовке к членству (ПДЧ)... На этапе снижения уровня сотрудничества НАТО с Россией до нулевой отметки атлантические партнёры Грузии предпочли приостановить обсуждение темы предоставления ей ПДЧ, пообещав грузинам вместо этого «существенный пакет усиленного сотрудничества. Чем конкретно будет наполняться данный пакет, держится в тайне.  Презентуя «существенный пакет», министр обороны Грузии, он же главный грузинский переговорщик с НАТО и доверительный партнёр американцев, Ираклий Аласания отказался приоткрыть завесу тайны...

На предстоящем  4-5 сентября саммите НАТО Грузии не будет предоставлен План действий по подготовке к членству (ПДЧ). Точку в этом вопросе поставил генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен по итогам  состоявшейся в конце июня встречи в Брюсселе глав МИД стран альянса.  На этапе снижения уровня сотрудничества НАТО с Россией до нулевой отметки атлантические партнёры Грузии предпочли приостановить обсуждение темы предоставления ей ПДЧ, пообещав грузинам вместо этого «существенный пакет усиленного сотрудничества. Чем конкретно будет наполняться данный пакет, держится в тайне.  Презентуя «существенный пакет», министр обороны Грузии, он же главный грузинский переговорщик с НАТО и доверительный партнёр американцев, Ираклий Аласания отказался приоткрыть завесу тайны… 
 
Между тем параметры сотрудничества Грузия – НАТО известны. Основы этого сотрудничества были заложены в период президентства Михаила Саакашвили. К ставшей уже привычной теме вовлечения Грузии к 2015 году в Силы реагирования НАТО (NATO Response Force) пакет добавит и более волнующие грузин положения. Например, увеличение объёма и расширение номенклатуры военно-технического сотрудничества с альянсом. В Тбилиси надеются на рост поставок вооружений и военной техники, причём с охватом таких оружейных систем, которые свидетельствовали бы о необратимости процесса интеграции Грузии в Северо-Атлантический военный блок. До сих пор грузинам отказывали в поставках современного наступательного оружия, сдержанность в этом вопросе проявляли Франция и Германия. 
 
По мере углубления украинского кризиса Грузия стала усиленно педалировать тему размещения на своей территории компонентов натовской ПВО. Заявления главы грузинского военного ведомства в конце апреля сего года в стенах вашингтонского Атлантического совета взбудоражили грузинское экспертное сообщество. Наиболее трезвые аналитики отмечали, что высказывания министра носили непродуманный характер и отличались провокационностью. Видимо, максимум, на что может претендовать грузинская сторона в плане предоставления республике натовской помощи в рамках «существенного пакета усиленного сотрудничества» – это воссоздание и усовершенствование системы ПВО, которая в своё время была инсталлирована в Грузии французами. В 2007 году, примерно за год до военной авантюры Саакашвили в зоне югоосетинского конфликта, в Грузии была налажена работа системы ПВО, осуществлявшей мониторинг воздушного пространства. По оценкам экспертов, она показала свою сравнительную эффективность в ходе «пятидневной войны». Радиолокационное обнаружение, оповещение и управление боевыми действиями сил и средств ПВО Грузии проводилось органами военного управления, стационарными радиолокационными постами, а также различными РЛС французского производства в районах Поти, Копитнари, Гори, Тбилиси, Марнеули. В августе 2008 года система была выведена из строя.
 
Теперь в Тбилиси решили, что украинский кризис предоставляет шанс «выбить» у Брюсселя дополнительную военную помощь и расширить некоторые программы сотрудничества. Однако у некоторых членов альянса энтузиазма это не вызвало. Поясняя причины такой сдержанности, заместитель генсека НАТО Александр Вершбоу, с американской стороны главное действующее лицо в «грузинском интеграционном досье», намекнул на особую позицию немцев и французов. По словам Вершбоу, в НАТО по данному вопросу существуют разные мнения. В то же время он отметил, что альянс  «должен усилить поддержку оборонных реформ и военной модернизации соседей России». 
 
Перевод американцами стрелок на Германию и Францию показателен и характеризует некоторые тенденции в натовской политике «открытых дверей». Другим кандидатам на вступление в НАТО (Босния и Герцеговина, Македония, Черногория) ПДЧ уже предоставлен. В отношении же Грузии в НАТО только набирает обороты дискуссия о том, каким образом её можно интегрировать в альянс, формально не предоставляя ей ПДЧ. Разноголосица в НАТО налицо и по другим вопросам. Наполнение «существенного пакета» конкретным содержанием также далеко от завершения. Данный пакет должен охватить  совместные учения и программы обучения грузинских военнослужащих. Об установке в республике натовской системы ПВО пока умалчивается. Самой НАТО ещё только предстоит работа по созданию интегрированных противовоздушных оборонительных систем. Страны блока недавно приступили к предварительным исследованиям в этом вопросе, которые планируется завершить в 2015 году. Лишь затем наметятся будущие контуры единой противовоздушной «матрицы» в зоне ответственности альянса.
 
Считается, что немцы и французы продолжают придерживаться срединной линии между Вашингтоном и Москвой в вопросе о сроках и формах интеграции Грузии в НАТО. Одним из таких «срединных» алгоритмов может стать распространение на Грузию противовоздушного «зонтика» НАТО с турецкой территории. В Турции на рубеже 2011-2012 годов, когда прежнее руководство Грузии усиленно предлагало альянсу свои услуги (1), был дан старт размещению соответствующей военной инфраструктуры. В турецкой провинции Малатья появился мобильный радар передового базирования. Затем его дополнили шесть батарей систем Patriot, выделенные турецкой стороне из состава ВС Германии, Нидерландов и США. Эти элементы ПВО географически приближены к территории Грузии и в случае необходимости могут быть использованы в интересах грузинских вооружённых сил. 
 
«Существенный пакет» Грузия – НАТО недавно пополнился новым компонентом. Им стало открытие 24 июня в грузинской причерноморской Супсе Центра по управлению морскими операциями, профинансированного Соединёнными Штатами. По официальной версии, Центр займётся мониторингом морских инцидентов, реагированием на них, в том числе и в превентивном режиме. Идея создания Центра была в своё время поддержана Турцией и Азербайджаном. 
 
Здесь надо отметить, что возможность вступления Грузии в НАТО «окольными» путями, без включения механизма ПДЧ, в одно время уже значилась в повестке американо-грузинского диалога. Затем, правда,  Бухарестский саммит НАТО 2008 года установил, что следующим шагом «на прямом пути Грузии к членству» в НАТО должно стать предоставление ей Плана действий по подготовке к членству. Тем не менее в  Берлине и Париже по сей день считают, что кроме ПДЧ существуют и другие направления сотрудничества, с помощью которых прогресс в деле интеграции Грузии с НАТО может быть отражен в решениях предстоящего в сентябре саммита блока. 
 
(1) В сентябре 2011 года в интервью американскому изданию Newsweek Саакашвили предложил разместить на грузинской территории отдельные элементы Европейской ПРО НАТО.
Оцените статью
0.0