Мали после французского вторжения

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

После массированного военного вторжения Франции в Мали в январе 2013 года, названного в западных СМИ «операцией по спасению Мали от исламистов» (1) и демонстрировавшегося по телевидению чуть не в режиме реального времени, о положении в этой африканской стране практически замолчали. Оптимистические оценки президента Франции Ф.Олланда о том, что всё будет закончено в течение нескольких недель, сменились разговорами о нескольких месяцах, а затем формулой «столько, сколько потребуется». В настоящее время о каких-либо сроках вывода французских войск из Мали перестали говорить вообще.

Французским войскам удалось провести несколько успешных операций и убить несколько руководителей исламистских группировок, но в целом ни одна группировка побеждена не была. Напротив, происходящее в Мали сегодня говорит о том, что силы исламистов не подорваны, они способны проводить серьёзные военные операции и одерживать верх.

Видимо, именно такое развитие событий Парижем и планировалось. С одной стороны, Франция создала себе репутацию «спасителя» Мали (странное наступление исламистов на столицу страны в январе 2013 года было остановлено), с другой стороны, борьба должна быть долгой и вязкой, чтобы оправдывать постоянное французское присутствие в Мали. Уходить из этой страны французские войска не собираются, а общественности сообщают, что ситуация «продолжает оставаться неспокойной». Формула хорошо известна…

В середине мая 2014 г., после относительного затишья, ситуация резко осложнилась. В течение недели шли бои между армией Мали и боевиками Национального движения за освобождение Азавада (НДОА), а также другими связанными с ним группировками. 21 мая армия Мали предприняла штурм города Кидаль (ключевой город на северо-востоке страны) с применением тяжёлого вооружения, однако террористы отбили нападение и отбросили правительственные войска, которые бежали, понеся большие потери. (2)

В конце мая начались нападения не только на мирные города и поселения, но и на миротворческие силы ООН. 30 июня была подорвана бомба в районе города Тимбукту, в результате которой погиб один миротворец и шестеро получили ранения. 16 августа произошло новое нападение на миротворцев: два человека погибли и семь получили ранения. 

Напомним, что в апреле 2013 года ООН создала новую миротворческую миссию в Мали. В мандат миссии, в частности, входила стабилизация ситуации в основных населенных пунктах и содействие восстановлению государственной власти на всей территории страны, особенно на севере Мали (см. резолюцию СБ ООН № 2100). 25 июня мандат операции ООН в Мали был продлён на год (см. резолюцию Совета Безопасности ООН № 2164), и к мандату миссии было сделано весьма существенное добавление: теперь войска ООН должны «предпринимать активные шаги для предупреждения возвращения вооруженных элементов в эти районы». То есть эти войска могут пребывать там столько, сколько существуют "Аль-Каида" и любые другие террористические группировки, включая туарегских мятежников.

Внутриполитическая ситуация в стране остаётся напряжённой. Нет единства ни в рядах террористов, (3) ни внутри правительства. В начале апреля президент страны сместил со своего поста премьер-министра Умара Татами Ли и назначил на эту должность Муссу Мара – шаг по меньшей мере спорный, учитывая, что М.Мара является членом карликовой партии, находящейся в оппозиции. Партия имеет всего одно место в парламенте, а сам М.Мара на президентских выборах получил 1,5 % голосов. Однако это не помешало Маре почти полностью сменить состав правительства. 

Кстати, майские бои в Кидале были спровоцированы именно новым премьером, который отправился туда с визитом. В связи с демонстрациями протеста против этого визита начались беспорядки, завершившиеся взятием в заложники военнослужащих армии Мали и государственных чиновников. Несколько человек в здании городской администрации были убиты. Самого премьера М.Мара успели эвакуировать на вертолёте силы Миссии ООН.

Чрезвычайно тяжёлой остаётся и гуманитарная ситуация. Около трёх с половиной миллионов человек по-прежнему находятся в состоянии, которое ООН квалифицирует как «неблагополучную продовольственную ситуацию». Почти полтора миллиона человек просто голодают; эксперты ожидают, что через два-три месяца число голодающих приблизится к двум миллионам. В стране находится около 140 тысяч внутренне перемещённых лиц, а за её пределами – около двухсот тысяч беженцев (население Мали - около 14 миллионов человек).

Всё это происходит на фоне попыток новой власти провести суд над членами военной хунты, свергнувшей в апреле 2012 года президента Амаду Тумани Туре. Наконец-то был арестован и глава военного переворота Амаду Саного, которого, несмотря на очевидную преступность его действий, долгое время боялись трогать. Хунта обвиняется в том числе в исчезновении в день переворота двадцати пяти военнослужащих армии Мали. Возможно, будет установлено, что апрельский переворот А.Саного не был таким уж бескровным. 

Имеются проблемы и в Миссии ООН. Несмотря на то, что она должна включать 11 тысяч 200 военнослужащих и 1440 полицейских, к марту 2014 года состав миссии был укомплектован только на 55%. Таким образом, за целый год Организация Объединённых Наций умудрилась заполнить миссию лишь наполовину! Причины такого положения дел не сообщаются. Однако если учесть странное соответствие между действиями исламистов и внедрением в Мали иностранных государств, этот уже не покажется странным. Иностранные войска в Мали пришли всерьёз и надолго и торопиться им не к чему. Тем более что миссия финансируется весьма щедро. Если годовой бюджет миссии в 2013 году составил более 600 миллионов долларов, то в 2014 сумма приблизилась к миллиарду долларов!

Операцию «Серваль» следует рассматривать в общем контексте политики Франции в отношении своих бывших колониальных владений. В последние годы эта политика стала приобретать всё более жёсткие формы. Так, в апреле 2011 года французские солдаты в составе миротворческой миссии ООН совершили военный переворот в Кот-д’Ивуаре и свергли законного президента страны Л.Гбагбо, передав его впоследствии в Международный уголовный суд. (4) В отличие от ситуации в Кот-д’Ивуаре статус французских войск в Мали полностью автономен. При этом они получили определённую легитимацию от Совета Безопасности ООН, который уполномочил французские войска «использовать все необходимые средства для принятия по просьбе Генерального секретаря мер в поддержку элементов Миссии ООН в Мали в случае возникновения непосредственной и серьезной угрозы их безопасности». Напомним, что наступление "Аль-Каиды" на столицу в январе 2013 года произошло после принятия решения о создании Межафриканской военной миссии, которая должна была оказать помощь армии Мали в борьбе с террористами, в то время более десяти лет укрывавшимися в песках Сахары и никогда оттуда не выходившими. Создание Межафриканской военной миссии было ясным сигналом о том, что африканцы не должны даже пытаться решать свои проблемы собственными силами – им следует действовать только через ООН, где главная роль принадлежит их бывшим метрополиям. 

(1) Операция «Серваль»
(2) См. Доклад Генерального секретаря ООН о ситуации в Мали // Документ ООН S/2014/403 от 9 июня 2014 года. С. 2.
(3) Поступают сообщения о смертельных схватках между членами Арабского движения Азавада между собой, а также с членами НДОА.
(4) Иностранное участие в «разрешении кризиса» в Кот-д’Ивуаре и в Мали сближает и ещё один любопытный факт. Сегодня миротворческую миссию в Мали возглавляет голландец Берт Кондерс. Ранее Кондерс был председателем Парламентской ассамблеи НАТО, однако более важно то, что именно он возглавлял миротворческую миссию ООН в … Кот-д’Ивуаре. А заместителем Кондерса является американец Дэвид Грэссли, ранее работавший представителем Детского фонда ООН в Кот-д’Ивуаре.