Евросоюз и Украина: о цене непомерных геополитических притязаний

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

12 сентября стало известно, что  Брюссель, Киев и Москва согласились в том, что вступление в силу Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС (Соглашение) следует отложить как минимум до конца 2015 года. В общем заявлении еврокомиссара ЕС по вопросам торговли К. де Гухта, министра экономического развития России А.Улюкаева и министра иностранных дел Украины П.Климкина говорится о решении «до 31 декабря 2015 года временно приостановить применение зоны свободной торговли»  между Евросоюзом и Украиной. По словам А.Улюкаева, данное решение было принято вследствие того, что «все стороны согласились, что проблемы, о которых заявляла Россия в части имплементации Соглашения про ассоциацию между Украиной и ЕС, существуют и не являются надуманными».

Соответственно, Украина и Россия сохраняют режим преференций в зоне свободной торговли СНГ. При этом предполагается, что ратификация Соглашения Киевом и европейскими столицами пройдет по графику и, как надеется П.Порошенко, без каких-либо изменений в тексте документа, подписанного им 27 июня в Брюсселе. В свою очередь украинский МИД объясняет, что всё остается в силе, а Украине так даже лучше: «Наши товаропроизводители смогут воспользоваться преимуществами односторонних преференций ЕС и получат дополнительное время для подстройки к условиям усиленной конкуренции в рамках ЗСТ Украина-ЕС». В том же ключе ситуацию прокомментировал еще один апологет ассоциации - глава комитета Европарламента по вопросам внешней политики Э.Брок: «Украине формально это даже выгодно. Украинские товары будут поступать в ЕС без пошлин».

Однако надо сказать и о другом. Затягивающийся украинский кризис, военные действия на востоке Украины, отказ восставших восточных территорий признавать суверенитет Украины, обострение отношений с Россией – всё это медленно, но верно подтачивает экономический запас прочности Киева, а требования к Западу и дальше снабжать Украину новыми кредитами все больше похоже на вымогательство. В этих условиях Брюссель пытается вернуть к норме хотя бы экономические отношения между Киевом и Москвой.

Да и в Киеве понимают, что форсирование ассоциации не приведет ни к чему хорошему. Причем понимали это и раньше, свидетельством чего были сначала отказ Виктора Януковича подписывать Соглашение, а потом затягивание Петром Порошенко вынесения документа на ратификацию.

По-видимому, главной силой, добившейся изменения подхода к Соглашению,  стал Брюссель. С самого начала Евросоюз был одной из сторон в украинском конфликте, сначала втянув Киев в самоубийственную для Украины ассоциацию с ЕС, а потом начав вводить против России санкции и получив чувствительные ответные санкции от России. Сейчас из Брюсселя посылают разнообразные сигналы, свидетельствуют о готовности ЕС как можно раньше отказаться от всех санкционных пакетов.

О том, что ЕС не готов ценой своего благополучия решать украинские проблемы, свидетельствуют и последние назначения в составе Еврокомиссии, которую теперь возглавил Жан-Клод Юнкер.

Вместо еврокомиссара по делам расширения и европейской политики соседства Ш.Фюле, делавшего ставку на втягивание Украины в ЕС и явно проигравшего, пришёл австриец И.Ган - человек, который последовательно выступает против введения антироссийских санкций. Австрия вообще скептически относится к евроинтеграционной перспективе Украины и всегда это демонстрировала.

Новым высоким представителем ЕС по вопросам внешней и оборонной политики стала итальянка Ф.Могерини. У Италии свой особый взгляд на перспективы Евросоюза.  Это видно по той программе, которую она заявила как страна-председатель в ЕС: Украина там практически не упоминается в качестве приоритета, упор сделан на Африке, АТР, США, Канаде и России. И это – сознательно выбранная позиция.

В ближайшее время украинским вопросом в ЕС будут заниматься чиновники-прагматики, которые не отягощены желанием создать себе на этом политический капитал, как это было последние 4-5 лет. Отсюда – более жёсткое отношение к Киеву и принуждение его к поиску таких компромиссов с Россией, которые не создадут проблем для Евросоюза.

Глубина смены позиции ЕС по отношению к Украине хорошо видна на примере заявления того же Ш.Фюле, который 13 сентября отметил, что «ЕС должен договориться с Таможенным союзом о зоне свободной торговли».

Заявления Киева и Брюсселя о том, что в текст Соглашения об ассоциации Украина – ЕС  не будет внесено ни одного изменения, не должны обманывать. Причиной этих заявлений отчасти является то, что ни украинская сторона, ни ЕС не могут публично признать, что документ не доработан и они вынуждены его корректировать под давлением Москвы. Ведь требования, предъявляемые Россией к этому Соглашению, предполагают изменение его текста, а значит – новое парафирование европейскими столицами и т.д.

После вступления ассоциации в силу, но без ее экономической части легализуются две новые надгосударственные структуры - Совет Ассоциации и Комитет Ассоциации. В их компетенции находятся вопросы пошлин, импортных квот, транспорта, связи, налогообложения, предпринимательства, социальной политики, здравоохранения и образования. Решения этих надгосударственных органов обязательны к исполнению. Вполне возможно, что в дальнейшем список требований России, который все стороны признали обоснованным, будет без излишней публичности и проволочек внедряться на уровне уже этих структур.

Открытым вопросом остаётся то, как принятое 12 сентября решение по Соглашению скажется на внутриполитической борьбе, особенно на фоне предстоящих 15 октября на Украине всеобщих парламентских выборов. Сразу после оглашения результатов трехсторонних переговоров одни украинские политики бросились обвинять П.Порошенко в сдаче национальных интересов, другие просто демонстрировали растерянность. Вступивший в предвыборную борьбу А.Яценюк (и вступивший не на стороне П.Порошенко) заявил, что, несмотря на это решение, Киев все равно собирается исполнять всё, что записано в Соглашении. Можно не сомневаться, что большинство украинских политиков во время предвыборной борьбы использует этот аргумент (пауза в исполнении Соглашения) против действующего президента.

Всё это, однако, не отменяет двух совершенно очевидных фактов:

1. Решение отложить применение Соглашения лишают смысла и превращают в абсурд всё то, что происходило на Украине с ноября 2013-го по февраль 2014 года.

2. Соглашение несет риски как для Украины, так и для России, а признание этого со стороны Брюсселя говорит о том, что конфронтация с Россией в планы Евросоюза не входит.  

***

Понимают ли в Евросоюзе, что нежелание признать в своё время существование проблем, обусловивших решение Януковича отложить подписание Соглашения, запустило процессы, которые ввергли 45-миллионную страну в хаос, привели к гражданской войне и обострили отношения во всей Европе? Не слишком ли это высокая плата за непомерность геополитических притязаний европейских политиков?