Перейти к основному содержанию

Турция делает ставку на азербайджанский газ и Трансанатолийский газопровод

В сентябре вслед за президентом Реджепом Эрдоганом Азербайджан посетил новый премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу. Он приурочил свой визит к церемонии закладки фундамента Трансанатолийского газопровода (TANAP), по которому планируется пустить газ с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» в Европу... Церемонию провели в Баку 20 сентября, в день 20-летия подписания в 1994 году «контракта века», ознаменовавшего создание консорциума западных компаний для разработки нефтяных месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли». Продолжением «контракта века», нацеленного на транспортировку азербайджанской нефти в обход России, стал введённый в строй в 2006 году нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан…  

В сентябре вслед за президентом Реджепом Эрдоганом Азербайджан посетил новый премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу. Он приурочил свой визит к церемонии закладки фундамента Трансанатолийского газопровода (TANAP), по которому планируется пустить газ с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» в Европу.Проект был представлен как расширение действующего газопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум в рамках Южного газового коридора. Закладка фундамента носила символический характер, так как азербайджанский газ по TANAP предполагается подавать в Эрзурум с использованием уже имеющихся мощностей. Работы по приспособлению действующей трубы к прокачке дополнительных объёмов должны начаться 1 апреля 2015 года.

Церемонию провели в Баку 20 сентября, в день 20-летия подписания в 1994 году «контракта века», ознаменовавшего создание консорциума западных компаний для разработки нефтяных месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли». Продолжением «контракта века», нацеленного на транспортировку азербайджанской нефти в обход России, стал введённый в строй в 2006 году нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан…

Турция на протяжении многих лет стремится стать незаменимым участников проектов, привязывающих энергоресурсы Каспия к Европе. Анкара всячески подыгрывает настроениям азербайджанской элиты, ищущей рынки сбыта на Западе. Украинский кризис, осложнив отношения между «Газпромом» и его европейскими партнёрами, открыл перед Турцией в этом плане дополнительные возможности.

В Баку не могли не заметить подъёма протестов в Италии против строительства Трансадриатического газопровода (ТАР), который планируется сделать продолжением TANAP. Азербайджанская пресса писала о том, что, несмотря на лоббирование проекта ТАР Тони Блэром, который ныне является советником консорциума «Шах-Дениз», требования об изменении маршрута ТАР не прекращаются. Дело в том, что эту трубу хотят проложить через область Саленто, расположенную на Адриатическом побережье Италии, что нанесёт значительный ущерб экологии местности, приведёт к разрушению исторических памятников по маршруту прокладки трубы, к уничтожению оливковых садов. За считаные часы до начала церемонии 20 сентября в Баку стало известно, что визит премьер-министра Италии в Азербайджан для участия в мероприятии отложен «по ряду внутренних причин».

По газопроводам TANAP и ТАР на первых этапах Азербайджан собирается поставлять 16 млрд. куб. м газа, из которых 6 млрд. предназначены Турции и 10 млрд. - для европейского рынка, причём первые поставки по TAP начнутся не ранее 2019 года. Это весьма незначительный вклад в поддержание желанного для Еврокомиссии уровня «газовой независимости» от России. В «Газпроме» в связи с этим отмечали, что на европейском рынке азербайджанский газ может заменить выбывающие объёмы поставок из Алжира и Ливии, но, чтобы претендовать на сопоставимые с российскими позиции на газовом рынке Европы, необходимо поставлять туда куда более крупные объёмы, чем заявленные Азербайджаном 16 млрд. куб. м.

В лучшем случае Баку может обеспечивать примерно 7% европейских потребностей в газе к моменту начала поставок со второй фазы месторождения «Шах-Дениз». «Газпром» же намерен не только сохранить свою нынешнюю 30-процентную долю поставок в Европу, но и увеличить её.

Западные концессионеры оценивают требуемый объём инвестиций в проекты TANAP и TAP в $45 млрд., но смущают скромные возможности покрытия азербайджанским газом потребностей Европы. Считается, что планируемый ввод в эксплуатацию второй стадии «Шах-Дениз» вместе с расширением терминала Сангачал позволит Азербайджану увеличить добычу товарного природного газа к 2025 году на 16 млрд. куб. м в дополнение к нынешним 19 млрд. куб. м (то есть в сумме это даст 35 млрд. кубометров). Однако эксперты советуют относиться к таким оценкам крайне осторожно, ввиду неопределённости по коммерческим запасам природного газа на блоках, находящихся пока в стадии разведки, и неясностью с рентабельностью их освоения.

Газовый тандем TANAP-ТАР планируется вывести на максимальные мощности к рубежу 2023 года (объём подачи газа по «Южному потоку» к этому времени должен составить обозначенный «Газпромом» уровень в 63 млрд. кубометров). Однако уверенности в отношении названных сроков нет: они постоянно корректируются азербайджанской стороной. Так, недавно в Госнефтекомпании Азербайджана заявили, что пиковая загрузка трубопроводов (до ежегодных 31 млрд. кубометров газа) будет достигнута к 2026 году.

Интерес Турции к проектам TANAP и TAP обусловлен многими причинами. Одним из важнейших приоритетов экономической стратегии Турции остаётся завоевание позиций главного энергетического хаба на пути из Азии в Европу. Много внимания уделяет Анкара продвижению интересов своих энергетических компаний. Так, компании Botas и TPAO в последнее время увеличили доли в уставных капиталах проектов «Шах-Дениз» и TANAP соответственно с 9 до 19% и с 20 до 30%.

Кроме того, у Турции большие виды на привлечение азербайджанских инвестиций в свой энергетический сектор. От Баку турецкая сторона уже взяла обязательство в течение предстоящих 5-6 лет вложить 17-20 миллиардов долларов в проекты на турецком рынке. Об этом президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил по итогам встречи с президентом Эрдоганом в Баку 3 сентября. Наконец, не отказались в Анкаре и от планов вступления Турции в ЕС. Привязка срока достижения TANAP-ТАР максимальной проектной мощности к 2023 году в этом смысле не случайна: к 100-летней годовщине образования Турецкой Республики в Анкаре хотят получить от Брюсселя окончательный ответ по поводу перспективы членства в Евросоюзе.

Оцените статью
0.0