Болгария после остановки «Южного потока». В новом политическом спектакле будут новые актёры

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

11 декабря Еврокомиссия получила из Москвы официальное уведомление российской стороны о том, что проект «Южный поток», трасса которого должна была пройти по территории Болгарии, остановлен. Будущий газопровод, предназначенный для поставок российского газа в Европу, пройдёт через Турцию. Кто-то в Софии может продолжать делать вид, что ничего не произошло, однако коалиционный кабинет Бойко Борисова, возглавляющего партию «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ), скорее всего, не выдержит вызовов сложившейся ситуации. В новом политическом спектакле на болгарской сцене появятся новые актёры. 

Эксперт по энергетике неправительственной организации «Болгарский атомный форум» профессор Атанас Тасев считает, что остановка «Южного потока» станет доказательством «инвестиционной импотенции Болгарии». Около сотни болгарских компаний, которые связывали своё будущее с российским проектом и на которых заняты тысячи болгарских рабочих и специалистов, не получат теперь ожидавшихся инвестиций. 

Не надо верить абсолютно никому из болгарских политиков, говорит профессор А.Тасев, потому что, поясняет он, «в Болгарии ровным счётом ничего не решается». И сейчас уже все понимают, что это так. 

Румен Овчаров и Драгомир Стойнев, занимавшие посты министров экономики и энергетики в предыдущих болгарских правительствах, называют цифры финансовых потерь страны в результате остановки строительства «Южного потока». Для небольшой Болгарии они выглядят устрашающе. Р.Овчаров считает цифру 400 миллионов евро в год, названную В.Путиным, заниженной и не отражающей масштабов всех потерь, которые понесёт Болгария; он указывает, что на самом деле эта цифра превышает 750 миллионов. Д.Стойнев подчеркивает, что Болгария потеряла кредит, который могла получить на 22 года, а также транзитные платежи, 20% которых через компанию «Южный поток - Болгария» пошли бы прямиком в государственный бюджет. Называется также цифра в 6 000 потерянных в результате остановки строительства газопровода рабочих мест. К этому следует добавить, что председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер уже развеял иллюзии болгар, заявив, что никакой компенсации потерь страна не получит.

Председатель Государственной Думы Российской Федерации Сергей Нарышкин, выступая 11 декабря на заседании «Открытой трибуны» в Думе и комментируя ситуацию с «Южным потоком», подчеркнул: «С Болгарией поступили практически как с колонией. Просто стыдно». С.Нарышкин отметил, что «Южный поток был остановлен» как решением Еврокомиссии, так и «навязанным Вашингтоном и Брюсселем решением Болгарии». 

Непоследовательная и несамостоятельная политика болгарских властей, следствием которой стал срыв проекта строительства газопровода для поставок российского газа в Европу, уже даёт первые вполне ощутимые результаты. 12 декабря международное рейтинговое агентство S&P сообщило, что долгосрочный кредитный рейтинг Болгарии в иностранной и национальной валюте понижен с инвестиционного уровня BBB до спекулятивного уровня BB+. Аналитики агентства S&P говорят о том, что понижение рейтинга Болгарии свидетельствует об ослаблении национальной банковской системы, которой нужна прямая и косвенная поддержка со стороны государства.

Метания премьера Бойко Борисова, сначала поддерживавшего «Южный поток», затем выступившего против этого проекта, а теперь заявляющего перед лицом практически неизбежно правительственного кризиса и развала возглавляемой им коалиции, что «Южный поток» болгарам всё-таки нужен, всерьёз уже не воспринимаются ни в Брюсселе, ни в Москве. 

Назревающий политический кризис в Болгарии может превзойти по силе все предшествующие кризисы такого рода. Он способен не только развалить разношёрстную правительственную коалицию и привести к оглушительному падению Бойко Борисова, но и потребовать изменений всей болгарской политической системы.