Перейти к основному содержанию

Военное соглашение России и Ирана - шаг навстречу стратегическому партнёрству

Россия и Иран заключили соглашение о военном сотрудничестве. Подписано первое в многовековой истории российско-иранских отношений военное соглашение межправительственного уровня... Для Ирана подобное соглашение с иностранным государством - не просто первое, а единственное. И для военной безопасности Ирана это сейчас намного важнее, чем реализация устаревшего контракта по С-300, чего так опасаются американцы, которые так и не вняли египетскому уроку, преподнесенному им Россией.

Россия и Иран заключили соглашение о военном сотрудничестве. Подписано первое в многовековой истории российско-иранских отношений военное соглашение межправительственного уровня. Достигнута договоренность об увеличении практической составляющей во взаимодействии военных ведомств России и Ирана. Российские и иранские военные будут расширять обмен делегациями, проводить штабные учения, совместно готовить военные кадры, координировать свою борьбу с терроризмом, взаимодействовать в осуществлении миротворческой деятельности. Все это зафиксировано в полноценном соглашении, а не в очередном меморандуме о намерениях, которые иранская сторона всегда легко подписывает, справедливо полагая, что реализация намеченного не имеет обязательного юридического характера. Такие примеры в торгово-экономическом сотрудничестве России и Ирана даже за два года президентства Хасана Роухани уже были. 

К примеру, 5 августа 2014 года в Москве был подписан Меморандум о взаимопонимании между правительствами двух стран. Его срок действия составляет пять лет. Это так называемая сделка «нефть в обмен на товары». Цена контракта оценивалась в 20 млрд. долларов, ожидался прорыв во взаимной торговле. Американские угрозы в адрес Москвы не стали для России препятствием к заключению соглашения. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в связи с этим заявил: «США на всё, что делает Россия, грозятся наложить санкции. Это не является сдерживающим фактором». Россия готова к участию в строительстве и реконструкции генерирующих мощностей Ирана, к сотрудничеству в иранском нефтегазовом комплексе, к поставкам машин и оборудования, однако результатов пока нет. 

Сейчас широко обсуждается тема поставок иранской сельхозпродукции на российские рынки. Намерений и здесь очень много, а дел мало. Иранские аграрии, похоже, смирились с тем, что фрукты и овощи их урожая 2014 года в Россию так и не попадут. Вопросы, связанные с таможней, стандартами, страхованием и упрощенным режимом выдачи виз до сих пор не нашли окончательного юридического оформления. Процесс решения этих вопросов обеими сторонами напоминает больше бег на месте, чем уверенное движение вперёд. А ведь пока чиновники не достигнут окончательных результатов, не продвинутся и переговоры деловых кругов обеих стран. Цена рисков слишком высока, чтобы бизнес решился приступать к заключению и выполнению контрактов по поставкам в Россию иранского продовольствия. Крупные компании обеих стран, связанные с государством, избегают любых рисков и не спешат с воплощением в жизнь имеющихся намерений и в нефтегазовой сфере.

Так что в общем контексте российско-иранских отношений драматизировать ситуацию с нерешённым вопросом о поставках С-300 оснований нет. В данном случае иранский судебный иск представляется скорее инструментом коммерческого нажима. Истцом со стороны Ирана выступает иранская госкомпания Aerospace Industries Organization, а ответчиком «Рособоронэкспорт». По своей сути это спор хозяйствующих субъектов, рассматриваемый в судебном порядке в международной инстанции. 

Конечно, было бы логичнее для иранцев отозвать иск и снять претензии по С-300, заключив новый контракт, в котором будут учтены все финансовые и технические нюансы, согласованные специалистами обеих стран. Хотя и здесь обе стороны не торопятся, санкции ООН, ограничивающие военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Ираном, пока не сняты. Речь не идет об американских односторонних запретах, решение о приостановке выполнения контракта Россией было принято в рамках требований резолюции Совета Безопасности ООН № 1929 от 9 июня 2010. Документом предусмотрен запрет на поставки в Иран широкой номенклатуры вооружений и боевой техники, в том числе ракет и ракетных систем. Резолюция призывает все страны демонстрировать осторожность и сдержанность в продаже любых вооружений Ирану. Так сейчас ведет себя не только Москва, но и другой традиционный партнер ИРИ в сфере ВТС - Китай, успешно занимающийся экспортом вооружений по всему миру, но не рискующий идти против решения ООН, которое Пекин поддержал в свое время, как и Москва.

Вместе с тем нет никаких сомнений в том, что министры обороны России и Ирана обсуждали в Тегеране пути устранения разногласий по поставкам С-300 и перспективы ВТС в целом. Напомним, что активизация российско-египетского военно-технического сотрудничества началась после визита в Египет Сергея Шойгу в ноябре 2013 года. И только в феврале 2014-го стало известно, что Москва и Каир подписали оружейные контракты на сумму более 3,5 миллиарда долларов, включая поставки вертолетов, самолетов и средства ПВО (детали соглашений не раскрываются до сих пор). Российские системы ПВО по вновь заключенным контрактам в Египте уже появились, западные наблюдатели фиксировали, например, использование на учениях египетской армии ЗРК «Бук-М2».

Военно-техническое сотрудничество вообще не терпит суеты и громких заявлений. Заключению многомиллиардных сделок часто предшествует здесь многолетняя работа, и очень многое зависит от конкретной международной обстановки. Военные ведомства России и Ирана могут и не видеть смысла в том, чтобы преждевременно объявлять о подготовке к возобновлению полномасштабного ВТС. Тем более что Иран по-прежнему заинтересован в приобретении у России новой военной техники, включая системы ПВО типа С-300 или более современные. Так, 18 июля 2014 года посол Исламской Республики в России Мехди Санаи заявил, что Иран считает расторгнутый в 2010-м контракт на поставку С-300 до сих пор действующим и надеется на получение от РФ этих систем или их более современных аналогов. 

В этом плане подписанное военное соглашение с Россией дает Тегерану определенные преимущества в приобретении вооружений и боевой техники российского производства. Россия, как и все другие страны-экспортеры вооружений, использует военно-техническое сотрудничество не только для получения коммерческой выгоды, но и в интересах укрепления своего международного влияния в отдельных регионах. К примеру, в конце 1990-х годов с Индией был заключен контракт на поставки самого современного Су-30МКИ, а Китай получает менее совершенные типы этого самолета. В советское время той же Индии были проданы первые МиГ-29, не поставлявшиеся даже в страны Варшавского договора.

Сергей Шойгу пригласил министра обороны и поддержки вооруженных сил Ирана бригадного генерала Хосейна Дехкана на Московскую конференцию по международной безопасности, которая состоится в апреле 2015 года. Диалог с Ираном, по словам министра обороны России, будет продолжен во время председательства России в Шанхайской организации сотрудничества. 

В Вашингтоне пока изучают информацию о визите министра обороны России в Тегеран. «Мы видели известия о встречах в Иране между российскими и иранскими правительственными должностными лицами для обсуждения военного сотрудничества и возможных соглашений», — заявил сотрудник Госдепа. Он напомнил, что Вашингтон считает неприемлемыми поставки в Иран российских зенитно-ракетных комплексов С-300. Американцы ещё не осознали того, что теперь у Москвы и Тегерана появилась прочная межгосударственная основа для развития военного сотрудничества. Для Ирана подобное соглашение с иностранным государством - не просто первое, а единственное. И для военной безопасности Ирана это сейчас намного важнее, чем реализация устаревшего контракта по С-300, чего так опасаются американцы, которые так и не вняли египетскому уроку, преподнесенному им Россией.

Оцените статью
0.0