Перейти к основному содержанию

Афганистан – третий фронт «Исламского государства»

Руководители «Исламского государства» (ИГ) объявили о создании нового направления, которое будет отвечать за ведение боевых действий в Афганистане и Пакистане. В отличие от США, которые не спешат признавать появления ИГ в Афганистане, в Кабуле факты присутствия в стране боевиков этой группировки, прибывающих из Сирии и Ирака, не отрицают... «Мы станем или захватчиками, или мучениками». Это цитата из пропагандистской брошюры ИГ, которая издана для афганцев. ИГ призывает граждан Афганистана поклясться в верности «халифу» Абу Бакр аль-Багдади и присоединиться к джихаду...

Руководители «Исламского государства» (ИГ) объявили о создании нового направления, которое будет отвечать за ведение боевых действий в Афганистане и Пакистане. В отличие от США, которые не спешат признавать появления ИГ в Афганистане, в Кабуле факты присутствия в стране боевиков этой группировки, прибывающих из Сирии и Ирака, не отрицают. 

Из афганских официальных источников появились сообщения о том, что ИГ открывает представительства для вербовки своих сторонников, направляет в Афганистан десятки пропагандистов, ведущих обработку афганской молодежи. «Мы станем или захватчиками, или мучениками». Это цитата из пропагандистской брошюры ИГ, которая издана для афганцев. ИГ призывает граждан Афганистана поклясться в верности «халифу» Абу Бакр аль-Багдади и присоединиться к джихаду. 

Речь не идет о союзе ИГ с талибами, скорее, террористам из этих группировок не удастся избежать прямого противостояния и вооруженной борьбы. «Исламскому государству» хотелось бы открыть в Афганистане третий фронт гражданской войны (после Ирака и Сирии). Талибы продолжают оставаться важным компонентом «Аль-Каиды», от которой ИГ демонстративно отошло, предлагая новому поколению афганцев более кровавый вариант борьбы за власть. Налицо новая угроза эскалации насилия в Афганистане.

На юге Афганистана ИГ пытается расколоть ряды талибов, переподчинив себе часть их сил. В самой крупной афганской провинции Гильменд отмечено появление группы вербовщиков, возглавляемой бывшим командиром корпуса талибов муллой Абдулом Рауфом, прибывшим из Сирии. Абдул Рауф был арестован после вторжения США в Афганистан и падения режима талибов. В течение многих лет он находился в тюрьме Гуантанамо, затем был выпущен американцами на свободу и воевал в рядах ИГ в Сирии. Он считает, что у ИГ и талибов есть идеологическая общность, но есть и различия, исключающие возможность тесного союза. Его задача – провоцировать раскол и перевести часть сил «Талибана» в свое подчинение. 

Духовный лидер «Талибана» мулла Омар покинул страну после американского вторжения в 2001 году и активного руководства движением не осуществляет. Его пассивность не устраивает многих талибов, готовых взять на вооружение тактику ИГ. Для «Исламского государства» важно остановить процесс примирения, выиграть время. Не имея на данный момент достаточно сил, чтобы закрепиться в Афганистане, ИГ планирует поддержать перешедших на его сторону талибов оружием и деньгами. 

В последнее время заметно возросло число крупных боестолкновений сил безопасности и армии Афганистана с вооруженной оппозицией, когда отряды боевиков превышают 500-600 человек. Так же, как и террористы из ИГ, они используют черные флаги и черную форму, значительно выросло число воюющих в их рядах иностранцев. Новоприбывшие в Афганистан боевики исповедуют своё направление ислама, которое сильно расходится с местными традициями. В ходе боев с ними правительственные войска несут значительные потери, так как эти отряды не ограничиваются локальными нападениями и диверсиями, а пытаются удерживать захваченные объекты и населенные пункты в течение нескольких суток. Среди попавших в плен боевиков ИГ всё больше тех, кто перешли в Афганистан из соседнего Пакистана.

Лидеры пакистанских талибов уже заявили о своей лояльности «Исламскому государству» и готовы помогать ему в создании всемирного халифата. В заявлении талибов, опубликованном на урду, пушту и арабском, говорится: «Все мусульмане мира возлагают на вас огромные надежды… Мы с вами, мы предоставим вам бойцов и всеми силами вас поддержим». Речь идет о координации боевых действий всех террористических организаций, действующих на Ближнем Востоке и Южной Азии, для свержения правительства Афганистана. Проводимая сейчас пакистанской армией операция против местных отрядов организации «Тахрик-е Талибан Пакистан» привела к массовому перемещению боевиков на афганскую территорию. Вытесненные из западных районов Пакистана террористы хорошо вооружены и занимают в основном те районы центрального и южного Афганистана, где практически нет власти. Пакистанские талибы свободно создают на афганской территории учебные центры и усиленно тренируются  -  это один из печальных итогов завершившейся 13-летней операции США и НАТО «Несокрушимая свобода».

Деятельность ИГ не ограничивается какой-то одной частью Афганистана. Сейчас боевики ИГ расширяют пропагандистскую работу на севере страны. Руководители афганских спецслужб подтвердили появление боевиков ИГ в приграничных с Туркменистаном населенных пунктах, отмечается их активизация и на границе с Узбекистаном. Здесь, в афганской провинции Балх, формируются силы местного ополчения «Марг» («Смерть»), которое главной своей задачей ставит борьбу с вооруженными силами «Исламского государства». Такое решение в Кабуле расценили как своевременное и необходимое. Ранее главарь Исламского движения Узбекистана (ИДУ) Усмон Гози объявил о присоединении своей террористической организации к боевикам ИГ. В рядах ИГ в Сирии и Ираке воюют в настоящее время несколько сотен выходцев из Узбекистана.

В Москве на сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности президент России Владимир Путин заявил: «Текущая ситуация вызывает озабоченность, появляются отряды боевиков так называемого «Исламского государства Ирака и Леванта», которые замахиваются на то, чтобы некоторые провинции Афганистана включить в так называемый «исламский халифат». Москва исходит из того, что здравый смысл позволит преодолеть не имеющие разумного объяснения преграды для установления практического взаимодействия между НАТО и ОДКБ. Глава МИД России Сергей Лавров призвал «наращивать усилия на афганском направлении и в других форматах – по линии ООН, Шанхайской организации сотрудничества». 

Однако администрации США не хватает смелости признать отсутствие реальных результатов многолетнего западного военного присутствия в Афганистане. Широко разрекламированная американцами борьба с терроризмом дала обратный результат, террористическая угроза возросла. Кризис в Афганистане поставил под вопрос всю выстраиваемую Западом концепцию современного афганского государства. Сейчас министр обороны США Чак Хейгел не исключает, что США должны будут направить в Ирак подразделения сухопутной армии для борьбы с ИГ, официальный представитель Пентагона контр-адмирал Джон Кирби говорит, что для победы над ИГ, возможно, потребуется «от трех до пяти лет». И в то же время о борьбе с ИГ в Афганистане американцы пока молчат. Никаких мер для предотвращения проникновения «воинов джихада» в Афганистан Вашингтон не принимает. 

Оцените статью
0.0