Перейти к основному содержанию

После Минска

Сразу после завершения переговоров В.Путина, А.Меркель, Ф. Олланда и П.Порошенко 12 февраля в Минске лидеры стран-членов Евросоюза собрались на неформальный саммит в Брюсселе, пригласив обсудить ситуацию и П.Порошенко. Как сообщал в письме-приглашении участникам саммита президент Европейского cовета Дональд Туск, одной из главных тем обсуждения стали украинский кризис и отношения с Россией...

Сразу после завершения переговоров В.Путина, А.Меркель, Ф. Олланда и П.Порошенко 12 февраля в Минске лидеры стран-членов Евросоюза собрались на неформальный саммит в Брюсселе, пригласив обсудить ситуацию и П.Порошенко. Как сообщал в письме-приглашении участникам саммита президент Европейского cовета Дональд Туск, одной из главных тем обсуждения стали украинский кризис и отношения с Россией. 

Глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини ещё до завершения переговоров в Минске назвала их «поворотным пунктом» в разрешении кризиса в Украине, хотя допустила, что поворот может быть «как в лучшую, так и в худшую сторону». О настроениях в Брюсселе отчасти можно судить по высказыванию высокопоставленного европейского дипломата, назвавшего приглашение украинского президента на саммит ЕС по горячим следам минских переговоров «очень ясным политическим знаком», смысл которого состоит в поддержке «жертвы агрессии». То, что в европейских политических кругах этой риторике продолжают следовать, невзирая на позитивный итог встречи в Минске, не может не беспокоить. Кроме того, в ходе встречи в Брюсселе с Дональдом Туском Пётр Порошенко настойчиво призывал Евросоюз продолжить оказывать давление на Россию.  

В плане отношений с Россией неформальный саммит ЕС апеллировал к декларации, которую подписали участники переговоров в «нормандском формате» и в которой содержится заявление о том, что «…они поддерживают продолжение трехсторонних переговоров между Европейским союзом, Украиной и Россией по вопросам энергетики с тем, чтобы осуществить шаги в развитие "зимнего газового пакета"». Председатель Еврокомиссии (ЕК) Жан-Клод Юнкер отметил, что на фоне позитивных новостей о договоренностях в Минске ЕК перезапустит переговоры по газу в трехстороннем формате — между Россией, Украиной и Евросоюзом.  В то же время со стороны Порошенко последовало заявление о намерении Украины полностью отказаться от российского газа через два года. 

Минская встреча, если использовать выражение Федерики Могерини, стала поворотом «в лучшую сторону». Достигнута договоренность о прекращении огня, которое уже действует, намечены некоторые параметры будущего политического урегулирования. Однако давление Запада на Россию продолжается. На пресс-конференции 13 февраля в Брюсселе Ангела Меркель сообщила, что принятые Евросоюзом санкции в отношении 19 человек и девяти компаний, в том числе из России, вступят в силу 16 февраля, как и было запланировано. Минск в этом отношении ничего не изменил. 

Остаются после Минска и другие вопросы. Как вернуть доверие Донбасса Киеву, не выполнившему условия предыдущих минских договоренностей? Каких сюрпризов можно ждать от киевской «партии войны», которая по-прежнему рвётся устроить «парад в украинском Крыму» (лидер "Правого сектора" Дмитрий Ярош заявил, что его организация не признаёт минские договорённости и будет продолжать боевые действия, согласно собственным оперативным планам)? Для чего продолжается на Украине мобилизация, официально охватывающая в 2015 году 210 (!) дней? Говорят ли о намерении следовать путём мирного урегулирования действия Порошенко, который опоздал 12 февраля на неформальный саммит в Брюсселе из-за того, что, встретившись с британским премьером Дэвидом Кэмероном, он обсуждал военно-техническое сотрудничество Киева и Лондона?  Чем, как не шантажом России, можно назвать специально приуроченное к саммиту «нормандской четвёрки» в Минске представление в  Конгрессе США законопроекта о выделении военной помощи Украине на сумму в один миллиард долларов до 30 сентября 2017 года  (в законопроекте говорится о защите «территории Украины от иностранных агрессоров»; предполагается, что выделяемые средства пойдут на поставку летальных вооружений, оборонной техники и на тренировку военных)?

Вместе с тем важный шаг в направлении политического урегулирования сделан, и значение его нельзя недооценивать. Министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри 14 февраля в ходе телефонного разговора, инициированного американской стороной, обсудили договоренность о прекращении огня на востоке Украины. Как отмечалось в сообщении МИД РФ, «главы внешнеполитических ведомств России и США подчеркнули важность неукоснительного соблюдения конфликтующими сторонами режима прекращения огня, который должен быть установлен с полуночи 15 февраля»…Утро 15 февраля представители республик Донбасса, с одной стороны, и Киев – с другой, констатировали, что установившееся в полночь перемирие в целом сохраняется. Это знак надежды. Однако, чтобы закрепить достигнутое в Минске, потребуется колоссальная политическая и дипломатическая работа, которая ещё впереди.

Оцените статью
0.0