Перейти к основному содержанию

Вторая волна мирового финансового кризиса не за горами

...Сворачивание программы количественных смягчений ФРС и удорожание денег могут прервать не вполне устойчивую тенденцию к восстановлению реального сектора американской экономики. Уже нынешнее повышение курса доллара подрывает и без того слабые позиции американских экспортеров. Бывший руководитель ФРС А. Гринспен отмечает, что реальный сектор экономики США восстанавливается намного медленнее, чем финансовый рынок. Образуется перекос, следствием чего может стать возникновение громадного финансового пузыря...

Обзор Банка международных расчетов (БМР) Global liquidity: selected indicators («Глобальная ликвидность: избранные показатели») дополняет и уточняет картину мирового долга, представленную консультативной фирмой McKinsey в докладе Debt and (not much) deleveraging. Выводы обоих документов совпадают: мировой долг растет, по многим параметрам мировая долговая ситуация сегодня сравнима с той, которая была накануне финансового кризиса 2007-2009 гг. или даже хуже. Это значит, что вторая волна финансового кризиса может накрыть мировую экономику в любой момент. 

Авторы обзора БМР сконцентрировали свое внимание на тех долгах, которые порождены трансграничными операциями банков по предоставлению кредитов и займов. За рамками обзора остались межбанковские кредитные операции в силу их большой специфики и сложностей учета. Банковские кредиты и займы, предоставляемые нерезидентам, авторы обзора называют «офшорными операциями». Согласно оценкам БМР, общая сумма непогашенных долларовых кредитов и займов американских банков всем видам небанковских организаций осенью прошлого года приблизилась к 50 триллионам долларов (на 01.10.2014 – около 49 трлн. долл.). При этом на резидентов США пришлось около 40 трлн. долл. и примерно 9 трлн. долл. – на нерезидентов (офшорные кредиты и займы). Общая сумма кредитов и займов, предоставленных банками зоны евро, оценивается в 35 трлн. долл., при этом на офшорные кредиты и займы пришлось около 2 трлн. долл. Наконец, общая сумма кредитов и займов, предоставленных банками Японии, оценена в 18 трлн. долл., доля офшорных кредитов и займов весьма незначительна. Внушительными были также объемы кредитов и займов китайских банков – более 16 трлн. долл.; при этом доля офшорных операций у них ничтожно мала. 

Общая сумма кредитов и займов, предоставленных банками США, стран зоны евро, Японии небанковским организациям, на 1 октября 2014 года составила 102 трлн. долл., при этом на офшорные кредиты и займы пришлось немногим более 11 трлн. Получается, что львиная доля офшорных кредитов и займов, предоставленных банками стран «золотого миллиарда», пришлась на банки США. Это неудивительно. Ведь страны Евросоюза с начала текущего десятилетия вошли в полосу долгового кризиса, и большая часть ресурсов европейских банков направлялась на решение связанных с этим проблем. Япония традиционно проводит политику «кредитного национализма», государство не поощряет офшорную кредитную деятельность своих банков, направляя их ресурсы на цели внутреннего экономического развития. 

Присмотримся внимательнее к офшорной деятельности американских банков в сфере кредитов и займов. На 1 октября 2014 г. кредиты и займы банков США небанковским организациям других стран составили 9,2 трлн. долл. Между прочим, это на 50% больше, чем накануне финансового кризиса 2007-2009 гг. Прирост объемов трансграничных кредитов и займов американских банков за год (2013-2014 гг.) был весьма впечатляющим: в абсолютном выражении - почти 2 триллиона долларов, в относительном – на 26%. 

Табл. 1.

Кредиты и займы, предоставленные банками США небанковским организациям за пределами США (трлн. долл.).

 

Всего, банковские кредиты и займы

Банковские кредиты

Банковские займы (покупка долговых бумаг банками)

Всего

Нефинансовым организациям

Финансовым небанковским организациям

На 01.10. 2013

7,3

4,4

2,9

2,2

0,7

На 01.10.2014

9,2

4,9

4,3

2,4

1,9

Прирост за год

1,9

0,5

1,4

0,2

1,2

Более высокими темпами по сравнению с кредитами росли объемы банковских займов, и это понятно: инвестиционные операции (а покупка корпоративных облигаций относится к инвестициям), ввиду менее жесткого контроля надзорных органов над ними, обеспечивают большую прибыльность, чем операции по кредиту. Большая часть прироста пришлась на займы зарубежным финансовым небанковским организациям – инвестиционным фондам, страховым компаниям, пенсионным фондам и т. п. 

Высокие темпы прироста трансграничных (офшорных) операций американских банков не удивляют. В разгар финансового кризиса в США стали реализовываться программы так называемых количественных смягчений (КС), которые резко увеличили объем долларовой эмиссии Федеральной резервной системой США. С сентября 2012 года начала действовать третья программа КС, которая предусматривала выкуп Федеральным резервом казначейских облигаций на 45 млрд. долл. и ипотечных бумаг на 40 млрд. долл. В конце октября 2014 г. ФРС объявила о том, что цели программы КС достигнуты (наметилось улучшение экономической ситуации в США) и печатный станок будет снижать свои обороты. Если накануне мирового кризиса (2007 г.) активы ФРС были равны 0,9 трлн. долл., то в октябре прошлого года они уже достигли 4,5 трлн. долл., т. е. увеличились в 5 раз. Столь активная эмиссионная деятельность федеральных резервных банков создавала условия для увеличения предложения денег американскими коммерческими банками, входящими в ФРС (несколько тысяч банков). Как уже сказано, по данным БМР, осенью прошлого года общая сумма кредитов и займов американских банков достигла 50 трлн. долл. (без учета операций на межбанковском рынке, т. е. без кредитов и займов другим банкам). Почти 1/5 часть этих кредитов и займов была размещена за пределами США.

Офшорные кредиты и займы - очень прибыльный бизнес для американских банков, т. к. процентные ставки по трансграничным операциям существенно выше ставок по операциям на внутреннем рынке США. Базовая ставка ФРС в течение нескольких лет держалась на уровне 0 - 0,25%. Сравним: российские компании и организации брали у американских банков кредиты и займы под «низкие» (в кавычках) ставки в 5-7%. Низкими эти ставки были только по сравнению с ростовщическим процентом российских коммерческих банков, не имевших доступа к дешевым офшорным деньгам. А по сравнению с символическими процентными ставками на американском рынке бизнес американских банков в России был очень даже выгодным. 

В целом во время действия программ КС наблюдалась тенденция движения капиталов из США в другие страны мира, в том числе на периферию мировой экономики, где ощущался дефицит капиталов и норма прибыли была выше. Однако уже в прошлом году, когда обозначились признаки сворачивания третьей программы КС, наметился разворот потоков капитала. В частности, был зафиксирован чистый отток капитала из всех стран БРИКС, которые за несколько лет успели «подсесть на иглу» дешевых денег из Америки. Так, по данным Банка России, чистый отток капитала из РФ составил 151,5 млрд. долл. (такому мощному оттоку капитала немало способствовали экономические санкции Запада, игра рейтинговых агентств на «понижение» России и др.). Все участники финансовых рынков ожидают повышения процентных ставок ФРС, доходности долговых бумаг, в первую очередь облигаций Казначейства США. Федеральный резерв еще не повышал базовую ставку (0,25%), но собирается сделать это в начале лета 2015 года. Участники рынка загодя готовятся к этому событию. 

Все это чревато серьезными последствиями. К этому выводу и подводят авторы обзора БМР. 

Во-первых, курс доллара США пошел вверх по отношению к другим валютам. Те неамериканские компании и организации, которые набрали большие долларовые займы и кредиты, будут испытывать (и уже испытывают) трудности в обслуживании и погашении своих обязательств, номинированных в валюте США. 

Во-вторых, многие долларовые займы и кредиты имеют плавающую процентную ставку. Следовательно, можно ожидать утяжеления бремени заемщиков по обслуживанию таких долгов.

В-третьих, усилится отток капитала в США, а это приведет к еще большему ухудшению экономического положения стран периферии мирового капитализма, ещё больше ослабит валютные курсы денежных единиц данных стран по отношению к доллару США, еще более осложнит обслуживание и погашение гигантских долларовых долгов. 

Среди стран, которые могут пострадать от сворачивания программы КС, - государства БРИКС. Одним из крупнейших держателей долга по долларовым кредитам и займам американских банков является Китай (по данным БМР – 1,1 трлн. долл.). Серьезные отягощения подобными долгами и у других стран БРИКС. Например, у Бразилии долг перед американскими банками – 300 млрд. долл. 

Впрочем, удар будет нанесен не только по странам периферии мирового капитализма, но и по Европе. Объявленное Европейским центральным банком (ЕЦБ) количественное смягчение совпадает по времени с закрытием программы КС в США. Это вызовет быстрое снижение валютного курса евро по отношению к доллару США, усиление оттока капитала. Программа КС ЕЦБ может привести к новому обострению европейского долгового кризиса. Вообще, более неудачного момента для запуска программы КС ЕЦБ было трудно придумать. А некоторые считают, что это было сделано не в интересах Европы, а в интересах США. 

В то же время надо учитывать и другое обстоятельство. Сворачивание программы количественных смягчений ФРС и удорожание денег могут прервать не вполне устойчивую тенденцию к восстановлению реального сектора американской экономики. Уже нынешнее повышение курса доллара подрывает и без того слабые позиции американских экспортеров. Бывший руководитель ФРС А. Гринспен отмечает, что реальный сектор экономики США восстанавливается намного медленнее, чем финансовый рынок. Образуется перекос, следствием чего может стать возникновение громадного финансового пузыря; надувать его примутся как американские банки и фонды, так и инвесторы со всего мира. Многое напоминает сейчас ситуацию накануне мирового финансового кризиса 2007-2009 гг. 

Оцените статью
0.0